оборачиваемость средств и избавить получателей от необходимости содер жать большие склады. Работы впе реди, — заключает беседу Л. М. Чер нявский, — предстоит много. К конц\ 1976 года мы планируем увеличит). объем междугородных и межреспубликанских перевозок в два с половиной раза! А теперь рекомендуем обратиться к карте на второй странице обложки, гд1 прямыми линиями художник изобра зил наиболее напряженные направлс ния грузопотоков. Здесь представлены не все маршруты Главмежавтотранса и Главмосавтотранса (о нем речь впереди). Тем не менее эта сеть оставляет внушительное впечатление. Что мы видим за ней? Автомобилестроителей Москвы и Горького, Минска и Кременчу га, чьи машины на дорогах всех республик. Металлургов «Запорожстали» : металл этого гиганта идет более чем в двадцать тысяч адресов, тружеников сотен предприятий РСФСР, которые по ставляют промышленности Украины. Белоруссии, Прибалтийских республик оборудование, комплектующие изделия И конечно, за тонкими линиями на кар те мы видим армию водителей, работ ников автомобильного транспорта, ко торый стал связующим звеном в экономических, торговых и культурных связях братских республик. В тот же день мы побывали в другой автомобильной организации — Службе междугородных перевозок Московского управления автомобильных дорог Главмосавтотранса и беседовали с заместителем начальника Службы М. В. Сорокиным. — Связи с республиками у нас постоянные, прочные, — говорит Михаил Васильевич, — хотя Служба в основном выполняет внутриобластные перевозки — это наша, так сказать, главная задача. Но не единственная. Мы заключили с рядом организаций Прибалтийских республик и Белоруссии договоры на доставку грузов по согласованному графику. Сейчас самая напряженная пора. Лето. В разгар путины помогали вывозить рыбу из рыболовецких колхозов Прибалтики торгующим организациям. Теперь 70 рефрижераторов заняты на доставке ранних овощей и фруктов из южных областей. Немало делают столичные автотранспортники ив развитии культурных связей с республиками. Реквизит Академического Большого театра, имущество Госконцерта, зарубежных артистов, приезжающих на гастроли, тоже доставляет наш автотранспорт. Это быстро, выгодно. Служба междугородных перевозок занимается перегоном автомобилей. За год в города РСФСР и других республик наши водители доставляют своим ходом до 120 тысяч машин. Близится конец рабочего дня. Наш репортаж подходит к концу. В телетайпной Службы междугородных перевозок тоже стучит аппарат. Для нас теперь ясно: кто-то информирует о выходе машины или просит обеспечить загрузку обратного рейса, сообщает местонахождение груза. В скупых телетайпных строчках отражается многообразие экономических связей республик, областей, городов нашей страны, которые осуществляет автомобильный транспорт. В. КУРБАТОВКРЫЛАТЫЕ ВОДИТЕЛИВ СЕМЬЕ ЕДИНОЙМы услышали эту песню вечером, на закате ярко-оранжевого южного солнца. Ее пели на плацу солдаты в голубых беретах. Несем мы отважную службу В гвардейских десантных войсках, В готовности наше оружье, И знамя в надежных руках! Сомкнутыми плечом к плечу рядами четко печатали шаг воины-десантники. Может быть, и не мудрены слова куплета, который запомнился нам, но суть в нем схвачена верно: и служба у десантников требует отваги, и оружие всегда в боевой готовности, и гвардейское знамя, завоеванное отцами в огне Великой Отечественной, в надежных руках сыновей... Впрочем, наш репортаж не о десантниках вообще, а о десантниках-автомобилистах, водителях одной из прославленных гвардейских частей, куда любезно пригласило корреспондентов «За рулем» командование ВДВ. В самолете, который несколько часов нес нас в заоблачных высях над равнинами и горными кручами, полковник Николай Иванович Федотов, начальник автомобильной службы Воздушно-десантных войск, увлеченно рассказывал о роли автомобиля, о том, каким должен быть воин-водитель крылатой гвардии. Из его слов выходило, что, кроме обычных требований к военному шоферу, десантник обязательно должен быть обучен еще многим премудростям. — Как вы сами скоро убедитесь, — говорил Николай Иванович, — служба у него и романтичная и сложная. Без высокой нравственной и физической подготовки, без глубоких технических знаний — не станешь десантником. — И, чуть помолчав, заключил: —Хоть водители-десантники и неразрывно связаны с небом, в основном они живут на земле. И работают так же, как пехотинцы, танкисты, артиллеристы... Может, только хлопот да лиха достается больше... На следующий день мы уже были среди «живущих на земле», но, как нам объяснили, готовящихся подняться в воздух. В отличном взводе, которым командует старший лейтенант Виктор Дулькин, познакомились со многими воинами-водителями. Автомобильная техника тут разная, больше машины высокой проходимости — ЗИЛ-131, ГАЗ-66. Соответственно и ребята «ак на подбор, настоящие мужчины. С разных концов страны прибыли они в подразделение. Ефрейторы Алексей Беликов — русский, Владимир Башняк — украинец, рядовые Людвиг Атращенок — белорус, Зульфигаров Самед-оглы — азербайджанец, Василий Усманов — татарин. Есть во взводе представители и других национальностей. И для всех подразделение стало родной боевой семьей. Время было горячее. Часть готовилась к десантированию. Предстояло высадить людей и технику в районе, находящемся в нескольких сотнях километров отсюда, выбить обороняющегося там «противника» и удержать занятый рубеж до подхода главных сил. Вечером, когда выдалось свободное время, мы беседовали с ефрейтором Владимиром Башняком. На груди у него, как иу многих его товарищей, поблескивали знаки солдатской доблести: «Парашютист-отличник», «Отличник Советской Армии», «Военный спортсмен», гвардейский знак. — Володя, расскажите, как вы стали шофером и парашютистом. — Первый раз прыжки с самолета на парашютах увидел во Львове, еще мальчишкой. Помню, был ветер и спортсменов уносило далеко в сторону, Я бросился вдогонку, но меня остановили и выдворили с аэродрома. С тех пор не оставлял мысли побывать под белым куполом. Мечта, как видите, сбылась. Поступил в аэроклуб, а через год и во Львовский автомотоклуб ДОСААФ . Работал и учился. Окончил 11 классов школы рабочей молодежи. Теперь вожу ЗИЛ-131 и уже двенадцать раз прыгал. После десантирования приходилось управлять ГАЗ-66 и ГАЗ-69, выполняя учебно-боевые задачи. — Кто еще из ваших друзей шоферов пришел сюда после окончания автомотоклубов оборонного Общества? — Да почти что все. В самом деле, Евстихий Васюта и Петр Гнид — воспитанники Львовского АМК, Владимир Наумов — из Ливенского клуба Орловской области, братья-близнецы Александр и Николай Головиновы обучались в Каспийском автомотоклубе в Дагестане. На следующий день нам предстояло увидеть их всех в деле.АСЫ ГОРНЫХ ДОРОГНаутро, чуть забрезжил рассвет, колонна груженых автомобилей уже покинула ворота парка. Большую часть ее составляли ГАЗ-66. Эти машины десантируют на парашютах, на них совершают дальние рейсы с личным составом и грузами, необходимыми для боя. Первая часть нашего пути пролегала по ровной, лишь слегка всхолмленной местности. И возглавлявший .колонну капитан Владимир Ветчинкин, человек с «автомобильной косточкой», то и дело поторапливал водителя своего газика. — Мы стараемся учить водителей езде на больших скоростях. Время, скорость для десантника порой все, — словно продолжая рассказ полковника Федотова, говорил Ветчинкин. Благодаря государственному единству Советская Родина смогла создать несокрушимую оборонную мощь, надежно обеспечивающую свободу и независимость народов, условия для их мирного созидательного труда.Из Постановления ЦК КПСС «О подготовке к 50-летию образования Союза Советских Социалистических Республик»Выше и выше взбиралась узкаядоро ­ га на перевал, огибала нависшие над ней нагромождения гигантских камней . Впер еди забелели заснеженные скалистые вершины. Ребята держатся за рулемуверенно , четко соблюдают дистанцию. Начался крутой спуск по проселку на мост, висящий над быстрой горнойреч ­ к ой . М остпроверен — выдерживает тяжесть машин. М ы спешились — с мотре ­ ли, как осторожноодин за другим спускаются автомобили. Напряжены лица водителей. Вот смахнул с лица крупинки пота Николай Головинов, за ним движет ­ ся машина его брата Александра . Третьим едет рядовой Николай Степанов, сын шофера из Караганды.., И снова скорость , скорость — п росе ­ лок ли, б ездорожье . Не помехойоказа ­ лась и водная преграда . Лишь один раз ГАЗ-66 застрял на серединереки , но его тут же подцепил и вытащил на берегпо ­ доспевший ЗИЛ-131. «Ну, п одумаешь , невидаль, вытащили из воды машину, что тут особенного ! » — м ожно ведь и так подумать. Грешным делом , автору репортажа , размышлявш емуо традициях и законах войскового товарищества, т оже хотелось поведать читателям о каких-то особых случаях, где бы проявилась настоящая солдатская доблесть. Капитан Ветчинкин, с которыммыпо ­ делились своимисоображениями , улыбнулся: — П онимаю , ж урналистам подавай сенсацию. Что ж , с лужбау нас трудная, всяк ое бывает. На одной из остановок он подвел нас к машине, за рулемкоторой сидел мо ­ лодой солдат. — Рекомендую познакомиться — ряд овой Виктор Шпидонов , в оскрешенный , так сказать. Виктор заметно смутился: — Что верно, то верно : в оскрешен ­ ный. Если бы не они, — « и внул он всторону товарищей, — поминай как звали... Ж изньюим обязан... И солдат рассказал, как однажды , сделав неудачный прыжокс самолета, завис вположении почти безвыходноми как, подвергаясь риску , т оварищи сумели втянуть его обратнов самолет. — Теперь, видите, жив, з доров , снова прыгаю , в ожу автомобиль. Да, войсковая дружба , м ожет быть, начинается смалого , а высшее ее про ­ явление — спасение жизни товарища, р искуя собственной. ...После короткого привала, во времякоторого водители осмотрели технику и отдохнули, н еожиданно поступило сооб ­ щ ение : на пути следования колонны , на скатах одной из высот обнаруженыгруп ­ пы «противника». Теперь асам дорог предстояло проверить свое умениедей ­ ствовать соружиемв руках. Оставив умашин охрану, они ринулись навстречу «противнику». Их возглавил капитан Н. Н. П ищурин . С крытнообойдя высоту, десантники вышли во фланг «противнику» и решительными действиями выбили его с высоты. Колонна автомобилей продолжила свой путь. Д ля воинов-водителей килом етры , п ройденные по труднымгорнымдорогам , — новая ступень квершинам мастерства.лы, прибавляются знания, закаляется характер. — За все это впервую очередь я благодарен нашим наставникам — о фи ­ церам, прапорщикам, сержантам. Хочу сказать спасибо ишкольным учителям, преподавателям Львовского автомотоклуба, где впервые прикоснулся крулю автомобиля. Х орошую получил там подготовку, очень она пригодилась. Д а разве только мне? Всем, кто были курсантами клубов ДОСААФ . Но главная школа закалки воина, конечно, здесь, в подразделении, Учебный комплекс . Тут все, что надо для отличного практического освоения техники, — автомобили новых моделей, которыми, к сожалению, располагают далеко не все наши автомотоклубы, п рекраснооборудованный пункт обслуживания машин, электрифицированные стенды в классе по изучению правил движения. А внеучебное время? Вот самый краткий перечень мероприятий : технические конференции , о бменопытом лучших водителей, соревнования на быстроту вывода машин из парка по тревоге, состязания на десантной штурмовой полосе — кто быстрее приведет автомобиль вбоевую готовность после десантирования. Д ляфизической закалки — спортивные и парашютные городки : прыгайте свышки , укрепляйте вестибулярный аппарат на лопинге, крутите «солнце» на перекладине, занимайтесь самбо, штангой — в озможностей не счесть! Перед тем как выйти вгоры , группк омсорг Владимир Башняк собрал ком ­ сомольцев. Разговор был деловым , а решениекоротким : «Готовясь к 50-лет ию образования СССР, совершить марш на «отлично»... П одготовкойк великому юбилеюжи ­ вут сейчас все воины-десантники. Социалистическое соревнование в честь истор ической даты, лекции, б еседы , встречи воинов разных национальностей еще больше укрепляют их духовную связь, узы войскового товарищества, зовут кновым успехам в боеготовности. ...В песне «Десантники», с которой начинался репортаж , есть еще такие слова: «Мы грудьюприкроем Отчизну!» Да, крылатые гвардейцы, в составе ко ­ торых несет службу большой отряд воинов-автомобилистов, всегдаг готовы грудью защитить Родину, дать отпор любому агрессору. Потому инапряжен ­ ны их учебные будни, для этого они исовершают длительные марши , полеты, групповые прыжки. А. БАБЫШЕВ, спецкор «За рулем» Район ученийС НЕБА — В АТАКУНакануне был сильный ветер и облачность. А утром повезло: я ркое солнце, синее небо, тишина. О жил наблюдательный пункт, сюда собрались офицеры из штаба руководства учениями, чтобы присутствовать привыброске десанта. Рядом из машины связ.и то и дело доносится: — «Тюльпан-два»1 Я «Тюльпан-один»— отвечайте... Раздаются команды . В точно установленное время появляются АН-12. С екунды — и в небе замелькали черные точки , одна, вторая, третья. Над ними тут же вспыхивали и распускались огромными зонтами купо ­ ла парашютов. — Десантируется техника, — пояснили нам. Д аже невооруженным глазом можно было различить, как приземлялись автом обили ГАЗ-66, самоходные артиллерийские установки. И тут жемгновенноодин за другим опускались на зеленое холмистое поле парашютисты. Отстегнувшись от подвесной системы, к аждый устремлялся к своей цели. Нам видно, как возятся у автомобиля трое десантников. Машина приземлилась на краю ямы, опасно накренившись. Никак не могут выровнять платформу. Вынырнули еще троебойцов . П однажа ­ ли, платформа выпрямилась. Кто-то (лиц не разобрать) пускает двигатель — и машина мигом съезжает с платформы. Вперед, на выполнение боевого задания. Были ли среди водителей, управлявших техникой , здесь, на зеленых холмах наши новые знакомые — не знаем . Д а это и не столь важно. Несомненно одно : на поле боя действовали такие же ловкие и умелые крылатые воины, как и те, что провели свои автомобили по гор ­ ным дорогам .«СПАСИБО НАСТАВНИКАМ!»Эти слова сказал ефрейтор Владимир Башкяк, к огдаразговор зашел отом , как происходит становление солдата, как у молодых парней, т олько начинающих взрослуюжизнь , к репнут воля имуску ­ л*?^*лШКРЫЛАТЫЕ ВОДИТЕЛИВот она многонациональная семья воинов-десантников. Под белыми куполами парашютов замелькали черные точки, это десантируется техника — автомобили, артиллерийские самоходные установки, орудия... Отличный водитель и парашютист ефрейтор В. Башняк на тренировках в парашютном городке. Десантники из группы захвата на поле учебного боя. Потребовались считанные минуты, чтобы расшвартовать приземлившийся автомобиль ГАЗ-69 и повести его на боевое задание. Марш • горах. Фото С. Тапкина