12
13
ГОРОДИЛАМосква, Дмитровское шоссе, д ом 9. Центральный научно-исследовательский проектный институт типового и экспериментального проектирования жилища. Здесь рождаются на кальке новые города. На дверях — таблички: «Город Тольятти», «Город Удачное (Якутия)»... О ткроем дверь с надписью «Город Набережные Челны». Д о недавних пор мало кто слышал об этом небольшом городке на берегу Камы. От первых упоминаний его названия веяло стариной. Сегодня это город будущего. Здесь вырастет завод-гигант по производству тяжелых грузовиков. Если КамАЗ — это будущий крупнейший в Европе комплекс автомобильных заводов, то новые Набережные Челны, Автоград — грандиозный жилой комплекс с высотными домами, торговыми центрами, оперным и драматическим театрами, спортивными сооружениями. Сегодня здесь трудятся тысячи людей со всех концов страны. Они строят КамАЗ , они будут работать на КамАЗе . Набережные Челны, которым в 1975 году исполнится 325 лет, к тому времени превратятся в современный индустриальный город с четвертьмиллионным населением. Это крупнейшая Всесоюзная ударная комсомольская стройка страны. «Мы призываем всех участников строительства гиганта пятилетки и прекрасного города на Каме, — говорится в обращении передовиков строительства, — удвоить и утроить свои усилия, выше поднять дух творчества и энтузиазма!» От челнинского рубленого городка, основанного еще по повелению царя Алексея Михайловича в 1650 году, останется лишь несколько старинных построек, представляющих музейный интерес. Восьмикилометровой полосой протянется вверх по Каме Автоград. О том, каким он будет, о новых идеях зодчества, ксторые находят здесь свое воплощение, рассказал нашему корреспонденту Г. Менйелевичу главный инженер проекта города Рем Емельянович ПОТЕЕВ.Автоград уже существует Живет, трудится, учится, отдыхает, Фото В. СаккаВ городе действует центральная телефонная станция. Тысячами нитей связывает она объекты гигантской стройки и жителей нового города со всей страной. Фото Ю. Садовникова— Еще вчера Набережные Челны бы ­ ли маленькимгородкомсдеревянны ­ м идомамии населением околосорока тысяч. Новый город растет рядом скамской плотиной на площади более 2500 гектаров и рассчитан на 250 000 жи ­ телей. Если взглянуть на Набережные Челны с вертолета, о нивоспринимаются как гигантский полигон индустриальных ме ­ тодов строительства. Г ород возводится с учетом особенностей современного стиля зодчества. Сейчас это можно видеть не только на макетах архитекторов . М ногое там уже существует в натуре. Основная магистраль, ведущая от про ­ ходных завода, будет застроена домамив девять этажей и выше. В планировке учтены самые последние достижения эксп ериментальногожилищного строительства. Я имоиколлеги часто бываемв Наб ережных Челнах. П риродатамвелико ­ лепная. Красива Кама, о круженная лесами. Есть идругие достоинства: у дач ­ ный рельеф, очень здоровый климат. Все это создает благоприятные условия для жителейбудущегогорода . Н есмотря на обилие лесов вокруге , р ядомсмно ­ гоэтажными жилыми домами в микрорайонах Автограда — там, где сейчас поле, — планируются новые зеленые зоны . Кстати, расчетная норма жилой площади на человека принята здесь по ­ в ышенной — двенадцать квадратных мет ­ ров. Итак, де«яетса чсе это для того , чтобы жителиАвтограда — р аботникиКам ­ ского автомобильного комплекса — чувствовали себя хорошо . А хорошее настроение, к ак известно, очень важно для успешнойработы .— Читателям журнала интересно узнать, как будет организовано в новом городе транспортное обслуживание. — Это, действительно, в опрос интер есный , т ем более что город сильно вы ­ тянут в длину. Важно организовать транспорт так, чтобы людимоглимак ­ с имум за 25—30 минут добираться не просто до предприятия , но дорабочего места. П оэтомутранспортные линии будут проходитьи по заводскойтеррито ­ рии. С коростныемагистралишириной 104 метра с транспортными развязками в разных уровнях свяжут промышленный комплекс с общегородским центром, з оной отдь.л . р ечнымижелезнодорож ­ ным вокза . ' , -.и, г рузовымпортом на Каме. В местах пересечениясплощадями автомагистрали пройдут под землей. Предусматривается исооружение подземных переходов для пешеходов . Параллельно скоростныммагистралям на некотором удалении расположатся специальные пешеходныеулицышириной 40 метров . Это новинкавпрактике градостроительства. О сновнымвидом транспорта вновомгороде будет трамвай. М ожет быть, это звучит нескольконеожиданно , но надо учесть, что он имеет мало общегоспри ­ вычным представлением о нем, сложивш имсяв 30-х годах, к огда трамвай оглу ­ шал грохотомизвоном улицы многих наших городов . Трамвай вАвтограде будет бесшумен , элегантен, а егосредняяскорость будет довольнозначительной — 32 км/час. У жев 1972 годутрамвайноесообщениесоединитстарую часть горо ­ да савтозаводом . Не будет забыт и автобус, к оторомувтранспортной сети но-12 КамАЗавого городатоже отводится.важное место. Но больше всего вгороде будет легковых автомобилей, в отпочемупри планировке Автограда подземным и многоэтажным гаражам уделено серьезное внимание. П риэтоммыориентируемся на цифры , п ревышающие средние 150 собственных машин на тысячу жителей . Впервые в нашей проектнойпрактике транспортные подъезды к заводу планир уются так, чтобы автомобили въезжали на еготерриторию . — Набережные Челны не просто город, а город заводского комплекса, в чем же будет его специфика? — А втоград — это не только жилые массивы иинженерныесооружения , но и различные коммуникации , к ультурно бытовые здания, транспортные магистрали, р азвязкии т. д. Поэтому помимо нашего института над проектированиемгорода , в контакте со строителями иге ­ неральной дирекцией завода работает множество специализированных органи ­ заций. О ни участвуют всозданиидорог , п арков , разрабатывают размещение зеленых насаждений икоммуникаций . О собенности работы? Впервые в нашей практикегородская застройка так тесно связана сзаводским строительством. Это неразделимый ансамбль. С амымслож ­ ным для нас является согласование всех проектов . О нидолжны составить единый законченный план города . Д лякоорди ­ нации всех этих работ существует специ ­ альная группа при главном инженере проекта города . Г ород на Каме проектируют более 80 организаций . С реди них главная роль отводится Центральному институту экспериментального итиповогопроектиро ­ вания жилища . Тяжелые грузовикиКамАЗас нетерпен иемждутвнародном хозяйстве. Поэтому темпысооружениякакпромышлен ­ ного комплекса , так исамогогородада ­ ж е для нас, п ривыкшихкскоростному возведению жилья, необычно высоки. О но ведется силами строительных орга ­ низаций Москвы , Л енинграда , Казани, С ызрани , Куйбышева, П ермииУфы . В Набережных Челнах из деталей, доставляемых по Волге и, Каме, с обираюткруп ­ нопанельные дома. В нынешнем году сдается около 300 000 квадратных метров жилплощади, несколько школ , детских садов, яслей ирядторгово - б ытовыхуч ­ р еждений . Но дажеи этих сверхскорост ­ ных темпов недостаточно для удовлетворения запросов автостроителей. Поэтому здесь подхватили инициативу горьковчан : строители возведут внерабочеевремяеще 100 000 квадратных метров жилья . Весь городдолжен быть построенкмо ­ менту пуска первой очередиКамАЗа . О бАвтограде нельзя сказать: г ород будет. Г ородуже есть, и онпродолжает расти. С коромакеты архитекторов станут реальностью. 3. «За рулем» № 7 Такими мы увидим скоро гостиницу на 560 мест гистраль. и прилегающую к ней маЭти ребята недавно пошли в школу, Но может быть, они уже думают о будущей профессии? Фото В. Сакка13