ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО НЕИСПРАВНОСТЯМКаждый автомобилист хоть раз (а чаще неоднократно) попадал в неприятное положение. Ни с того ни с сего двигатель вашего автомобиля умолкает, и все попытки пустить забастовавший мотор разбиваются о какую-то непонятную вам неисправность. Мелочь? Или что-то серьезное? Что делать? За что браться в первую очередь? Конечно, можно попросить помощи у знающего человека. Но по иронии судьбы происшествия чаще всего случаются в таком месте ив такое время, где специалиста не встретишь, «консилиум» не соберешь. Да и можно ли полагаться на совет первого попавшегося «знатока»? Бывает, что после его вмешательства пустячная неисправность оборачивается дорогостоящим ремонтом. Между тем многие автолюбители, особенно новички, число которых, кстати, стремительно растет, полагают, что, кроме косметического ухода и простейших операций по заливке масла, проверке шин и аккумулятора, остальное им просто недоступно. Автомобиль — машина сложная, уход за ней требует особых знаний, навыков, и постичь их дано лишь человеку рукастому, знакомому с техникой. Слов нет, автомобиль - нуждается в квалифицированном обслуживании. Для того и строятся по всей стране предприятия сервиса, закупается диагностическое оборудование. Но это вовсе не исключает освоение каждым водителем-любителем автотехминимума, наоборот, обязывает его к этому, ибо высокий уровень автомобилизации сам по себе предопределяет и соответствующую техническую подготовку человека за рулем. На наш взгляд, автолюбитель независимо, как говорят, от профессии, пола и возраста может овладеть элементарными приемами проверки систем, от которых зависит пуск двигателя, изучить порядок действий. Мы попросили опытного автомобилиста заместителя главного конструктора Волжского автозавода Владимира Борисовича ЯКОВЛЕВА на сегодняшнем заседании «Клуба» познакомить членов его с логическими схемами простейшей диагностики. Надо полагать, что начатый им разговор найдет продолжение на «клубных» страницах журнала, а может быть, перейдет с них и дальше — в спорттехклубы, клубы автомототуристов и другие объединения автолюбителей (пока, к сожалению, немногочисленные) в виде семинаров и практических занятий по курсу «техминимума». Такие занятия можно делать и платными, на хозрасчетных началах. Автолюбитель не пожалеет пять—десять рублей, чтобы избавить себя от гораздо больших расходов, волнений и тревог в стандартных и довольно частых случаях, когда неожиданно умолкает мотор. Не говоря уж о том, что это поможет ему постичь автомобиль в целом.У нашего «Клуба» сегодня юбилей. На страницах этого номера журнала проводится сотое заседание. В сотый раз мы «собираемся» здесь, чтобы обсудить то, что больше всего волнует автолюбителей, поделиться мнениями, выслушать советы специалистов. Давайте же вспомним, чем занимался «Клуб», чем помог владельцам «москвичей» и «волг», «запорожцев» и «жигулей». А для этого заглянем в предметный указатель «Клуба «Автолюбитель», который публикуется на стр. 11. На счету «Клуба» и сугубая практика и теория, советы «на все случаи жизни» и описания довольно полного ремонта узлов и агрегатов. Бывали у нас, если судить по отзывам, и удачи, бывали и огорчения. Мы адресовались ик опытным умельцам, которых яе удивишь сложными решениями, термообработкой, сваркой, точностью допуска, и к новичкам, которые не продвинулись дальше мойки и шнтья чехлов, доливки воды и масла. «Клуб» — об этом говорит редакционная почта — один из самых популярных разделов журнала, а среди читателей-автолюбителей, пожалуй, самый популярный наряду с «Советами бывалых». Много воды утекло с первого заседания — появились новые модели отечественных машин, намного вырос отряд автолюбителей, читателей журнала. Напомним поэтому устав «Клуба», опубликованный в январском номере 1964 года. Членом клуба может быть каждый (даже не обязательно автолюбитель). Его права — присылать в клуб свои впечатления, замечания, статьи, советы. Обязанности — каждая присланная статья должна быть интересной, впечатления — свежими, советы — полезными. Членские взносы в нашем клубе существуют — они принимаются в виде все тех же интересных, пригодных для опубликования материалов. И сегодня обращаемся к вам, товарищи автомобилисты. Давайте посоветуемся, каким должен быть «Клуб», какие материалы нужны всем вам в первую очередь, как повысить их к. п. д. Нас интересует, отдаете ли вы предпочтение таким статьям, как «Переделка узлов передней подвески» (заседание 33-е, август 1966 года), или же хотите прочесть в журнале более простые советы, для выполнения которых понадобятся лишь простейшие инструменты и небольшой слесарный опыт. Примером материалов второго типа могут служить статьи «Разбираем кардан» (заседание 78-е, август 1970 года) и «Новое реле из старого» (заседание 73-е, март 1970 года). А может быть, учитывая большое пополнение, влившееся за последние годы в ряды автолюбителей, следует основное внимание уделять рекомендациям по уходу и регулировке (сверх инструкции), такого типа, как в серии «На каждый день», опубликованной в 1971 году? Ждем не только ваших предложений, но и практического вклада — проверенных опытом советов, короче, — членских взносов в фонд нашего общего «Клуба «Автолюбитель». ОБЩАЯ СХЕМА ПРОВЕРКИ.Двигатель не пускаетсяОНет искры на свечах зажиганияСХЕМА НИЯ.ПРОВЕРКИСИСТЕМЫЗАЖИГА^Проверить первичную цепь, р азмыкаяи замыкая контактыОj — — — — —^ • Первичная цепь , и катушка | исправныггПроверить систему пуска Нет искры Система пуска неисправна Хорошая искраСистема пуска исправнаIПроверить контакты , применяя отвертку как контактПроверить систему зажиганияСистема зажигания исправнаСистема зажигания неисправнагГСтартер не вращаетсяПроверить систему питанияЕII1Проверить искруотверткой , отсоединив от цепи конденсаторНет искрыХорошая искраI|"Контакты прерывателя чистые1Система питания исправнаСистема питания неисправнаНет искрыХорошая искраПроверить компрессиюв цилиндрахПроверить вторичную цепь, р азмыкаяи замыкая контактывПробит конденсаторЯ М » • U I III!СХЕМА ПРОВЕРКИ СИСТЕМЫПУСКА.ОФары гаснутНет искрыХорошая искраПроверить батарею, в ключив фары и стартерIПроверить ротор, удерживая провод на расстоянии 6 мм от негоI• Неисправны ротор,, к рышка или свечи | зажиганияНет искры Стартер не вращаетсяХорошая искраIГПроверить надежность соед инениянаконечников проводов батареи,провернув нак онечники на клеммах бата реи прислегка освобожденных зажимах Ротор в порядке I Разряжена батарея1вяшш «мам* ^РММ»г—1I Неисправен ротор |I"«п».1СХЕМА ПРОВЕРКИ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ.1Стартер Не вращается Стартер вращаетсяНе поступает топливо во впускной трубопровод принажатии на педаль газа' Проверить включатель заж игания , закоротив клеммы астартераV-t1ПроверитьбензонасосОНет топливаТопливо поступаетчтакта на . • н ако конт инах или | Нет нечн | клеммах батареи . Проверить трубопровод засасыванием1Стартер Не вращается Стартер вращаетсяНеисправен карбюраторIЗасасывается воздухТопливо не засасываетсяТопливо засасываетсяСнять стартер и проверить на стенде Неисправен включатель зажигания I |Грубопровод "баке, течь вII | | I трубопроводе тпубопооеоде • в акуумный «замок» •Нет топлива вZTZ лг_J |1 IНеисправен бензонасосZJ^.III2. «За рулем» № 7 ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО НЕИСПРАВНОСТЯМДавайте запрограммируем всю последовательность необходимых операций, чтобы установить дефект, мешающий пустить двигатель. Составим, так сказать, путеводитель, который укажет нам кратчайший ход по лабиринту возможных причин неисправности. Схема 1 (на предыдущей странице) ознакомит вас с общим порядком, согласно которому нужно искать дефектную систему. Начинаем с системы пуска. Включаем стартер. Он вращает коленчатый вал с нормальной скоростью, значит, система пуска в порядке — можно двигаться по схеме дальше. Второй этап — зажигание. Для проверки отсоедините провод одной из свечей и поднесите на расстояние 1012 мм к «массе» (например, к блоку двигателя). При включенном зажигании и прокручивании коленчатого вала должна регулярно проскакивать сильная искра от провода к «массе». Есть? Пошли дальше. Третье, что нужно проверить, — система питания. Снимите крышку корпуса воздушного фильтра («Жигули» или «Москвич-412»), чтобы можно было заглянуть в диффузор первичной камеры карбюратора. Несколько раз резко нажмите на рычажок, открывая и закрывая дроссельную заслонку. Если вы увидите, как из распылителя ускорительного насоса брызнет струйка бензина, считайте, что все в порядке. Остается проверить компрессию в цилиндрах. Простейшим образом это можно сделать, вывернув все свечи и прокрутив вал, поочередно прижимая палец к свечным отверстиям. Ну а как быть, если одна из перечисленных систем не выдержала испытания? Разберемся в каждом случае подробнее. Начнем с системы пуска. Аккумуляторная батарея, провода, стартер, замок зажигания — вот объекты проверки. Порядок работ — по схеме 2. Сначала аккумулятор. Включим одновременно фары и стартер. Если свет гаснет, нужно зарядить батарею, тщательно проверить исправность ее в пелом и каждой банки отдельно.Достаточно ли надежно соединение проводов на клеммах аккумулятора и провода, идущего к «массе»? Проверните наконечники на клеммах, слегка освободив зажимы. Если и это не помогает, ищите дефект в замке зажигания или тяговом реле стартера, который придется снять и проверить. Но это уже можно сделать лишь в «стаци-^ онарных» условиях, на станции технического обслуживания. Если обнаружено, что не действует система зажигания, воспользуемся для детального изучения причины неисправности схемой 3. Вначале, сняв крышку и ротор распределителя, проверните пусковой ручкой коленчатый вал до смыкания контактов. Включите зажигание, вытащите центральный провод из крышки и, держа его конец на расстоянии 1012 мм от «массы», несколько раз разомкните контакты отверткой. Хорошая искра — свидетель исправности первичной цепи и катушки высокого напряжения. Если искры нет, несколько раз провернув вал, разомкните контакты и попробуйте соединить лезвием отвертки подвижный контакт с нижней пластиной распределителя. Это нужно, чтобы проверить сами контакты. Если между лезвием отвертки и пластиной нет искры, значит, «закорочен» конденсатор или надо искать обрыв в первичной цепи. Чтобы получить ответ на этот вопрос, отсоедините конденсатор от корпуса (не трогая провода) или «разорвите» цепь, сняв провод, как показано на фотографии, держите его так, чтобы исключить контакт с «массой», и повторите проверку. Искра, возникающая при движении отвертки по подвижному контакту к основанию, — свидетельство того, что конденсатор «закорочен». Если искры нет — вероятен обрыв цепи в проводе от зажима первичной цепи к подвижному контакту. Установив, что в первичной цепи все в порядке, переходим к проверке вторичной цепи. Определяем состояние крышки распределителя, его ротора, свечей, проводов высокого напряжения. Крышку и провода проверяем на глаз — нет ли трещин, повреждений или (это относится к крышке) следов угля на внутренней поверхности. Чтобы убедиться в исправности ротора, снимите крышку, извлеките из нее центральный провод и, держа его конец на расстоянии 5—6 мм от верха ротора, проверните вал стартером. Если при этом проскочит искра — ротор «пробит» и требует замены. Опыт показал, что чаще всего причину отказа при пуске следует искать именно в этих двух системах. Третий «камень преткновения» — система ПИ"тания. Это топливный бак, трубопроводы, бензонасос и карбюратор. Предупреждение: во время проверки системы питания зажигание должно быть выключено. Здесь будем руководствоваться схемой 4. Отсоедините от карбюратора трубопровод, подводящий к нему бензин, подставьте под трубку посудину (учтите, что топливо может пойти сильной струей) и «поработайте» рычажком ручной подкачки. Если нет подачи, проверяем вначале, поступает ли бензин в насос. Отсоединим его «входной» трубопровод и попробуем засосать через него бензин из бака шлангом с грушей. Удалось? Значит, насос неисправен, и нужно его ремонтировать или заменять. Не получилось? Тогда следует проверить, есть ли топливо в баке, не уходит ли оно через поврежденный трубопровод, чист ли фильтр заборника и нет ли вакуумного «замка» в баке, что возможно, когда он лишен сообщения с атмосферой. Проверили эту «ветвь» схемы, убедились, что все ее элементы исправны? Теперь, если нужно, займемся карбюратором. Обычно его дефекты не очень влияют на пуск, больше на работу двигателя. Но перелив или, напротив, переобеднение смеси нежелательны. Особенно перелив. Посмотрите на свечи. Если они сырые, на них бензин — проверьте иглу и поплавок, при пуске полностью откройте дроссельную заслонку и ни в коем случае не «качайте» педалью газа. И наконец, о компрессии. Если грубая проверка сигнализирует вам о непорядке, придется взяться за специальный прибор — компрессометр, а попросту говоря, отправиться на станцию обслуживания. Помните, что числовое значение давления в цилиндрах не столь важно, как разница между давлением по цилиндрам. Она не должна превышать 1 кг/см2. Один из простых рецептов, помогающих найти причину падения компрессии в одном из цилиндров : влейте через свечное отверстие в цилиндр, на днище поршня примерно столовую ложку густого масла, проверните коленчатый вал, чтобы оно дошло до поршневых колец, и повторите проверку. Если компрессия заметно поднялась — виноваты поршневые кольца, если нет — дело, вероятно, в клапанах. При «пробитой» прокладке головки блока потеря компрессии наблюдается в двух смежных цилиндрах. Приведенные здесь схемы — путеводители по возможным неисправностям — по сути воспроизводят проверенную многолетней практикой последовательность необходимых операций. Ознакомившись с ними, вы поймете, что они при известной тренировке вполне доступны каждому.Слева направо: в этих местах проверяется соединение проводов на клеммах аккумулятора и на «массе»: проверка системы зажигания; стрелкой указано, где надо «искать» искру; проверка контактов; проверка конденсатора; виден отсоединенный провод; проверка системы питания; стрелка показывает, где нужно следить за появлением бензина.10