14
15
МЫ МОЕМ АВТОМОБИЛЬ— Может быть, потому у нее и вида нет? — предположил доктор. — Да ты что? — удивился музыкант и, расстроенный, побрел к реке. Они ушли, а из моего приемника вдруг раздался тяжелый вздох и несколько неразборчивых восклицаний, произнесенных каким-то странным голосом. Я покрутил ручку настройки и опять услышал его. — Вот, как всегда мне досталось ни за что, ни про что, вы слышали? — расстроенно спросил он с интонацией, явно напоминавшей музыканта. — Да, да, — ответили ему два других голоса. — Есть такие люди, у которых виноваты все, кроме них. Свои ошибки они не замечают, — это, как будто, говорил доктор. — И потому делают их больше других, — закончил кто-то, подражая мне. Неужели я слышу разговор наших машин! Мне стало не по себе. Схватив приемник, я отбежал за кусты и опустился на землю. — Вас когда-нибудь терли шкуркой по голому телу? — спросил «автомобиль-музыкант». — Нет? Тогда вы не знаете, что такое «сухая мойка». Немного смочив грязь из ведерка, растирают ее по кузову старой жесткой тряпкой. Песчинки, а то и мелкие камешки врезаются в вашу «кожу», оставляя на ней многочисленные и глубокие царакогда не трут, если грязь не отстала. Как приятно ощущать мягкую волосяную щетку. А с тряпкой я знаком только как с полотенцем. Ей иногда удаляют лишнюю влагу после мойки. В приемнике снова послышался голос «автомобиля-музыканта». — О сушке я уж и не говорю. Бывает, меня моют и сушат на солнцепеке. Водяные капли, как линзы, собирают лучи и больно жалят «кожу», оставляя ожоги. Мой автомобиль молчал. Слава богу, я его еще ни разу не мыл. Только успел снять защитное покрытие, как было указано в инструкции... Позже, когда я заинтересовался, почему «автомобиль-доктор» любит, а «автомобиль-музыкант» не любит мойку, стало ясно, какое значение для сохранности покрытия и, стало быть, всего кузова имеет этот нехитрый, на первый взгляд, процесс. Вода нарушает связи песчинок между собой, между ними и поверхностью машины, уносит их и служит как бы разделительным слоем (смазкой) между покрытием и отделившейся грязью. Чем больше воды, тем меньше находятся они в контакте. Помогает при этом мягкая волосяная щетка. Из нее грязь вымывается легче и быстрее, чем из тряпки, губки или замши (многие считают ее самым подходящим материалом для мойки, а она хороша только для полировки). Что касается моющих средств, то их действие очевидно. Однако нам не приходит в голову, почему руки мы можем отмыть дочиста только с мылом, а для машины считаем достаточной воду.•Это было в субботу, в один из жарких летних дней, когда, спасаясь от духоты, все, что может двигаться, покидает город. Мои спутники, едва машина остановилась на опушке леса, побежали к реке, а я остался ждать своих товарищей-автомобилистов, с которыми договорился встретиться здесг>. Не терпелось показать им свой новенький автомобиль. Вынув из машины радиоприемник, я проверял, как он работает с самодельной антенной. Сначала подъехал музыкант. Склонив голову набок, он медленно переводил взгляд с моей машины на свою, со своей на мою и вдруг с раздражением сказал: —. Черт-те что! Казалось, моя «колесница» сохранила первозданный вид, а она вон как постарела. Можно подумать, сто, а не десять тысяч прошла! Потом возле нас остановился автомобиль доктора. — Поздравляю, — сказал ему музыкант. — И ты купил новую? — С чего ты взял? — удивился тот. — Краска выдает, сверкает, как этот младенец, — указал он на мою машину. — Ты ошибся, взгляни на спидометр, — предложил доктор. Музыкант посмотрел и грустно заметил: — Вот красочка мне попалась — за год весь вид потеряла. А ведь мыл как, наверно, никто. Чуть замечу пыль — тряпку и ведерко в руки, а уж если грязь — то тру, тру, пока и следа не останется.^Г'.-' у Ах: •,'Л:•:хЩ-•''•'>~~:|1ш§iТак выглядит лакокрасочное покрытие под микроскопом после ручной (слева) и машинной (справа) мойки. пины. Когда грязь не отделяется из-за того, что воды пожалели, на тряпку давят так, будто непременно хотят достать до металла. Если бы хозяин посмотрел, какие раны остаются на краске! Только однажды мне устроили настоящую, приятную баню. Это когда перед техобслуживанием на станции пришлось побывать в моечной машине. Много воды, мягкие нежные щетки! Грязь с меня смыли так быстро и безболезненно, что я не успел даже понять, как это произошло. — Я бывал там, — произнес «автомобиль-доктор», — но скажу откровенно: домашний душ принимаю с не меньшим удовольствием. Когда меня моют, не жалеют воды и мыла и ниВот что говорит по этому поводу специалист, кандидат химических наук из ЧССР Л. Бурда. Состав загрязнений на поверхности автомобиля зависит от окружающих условий. В промышленных районах он не такой, как в сельской местности, хотя, конечно, здесь много общего. Микроскопический и химический анализы обнаруживают на поверхности «чистой» машины как бы несколько переплетенных между собой слоев. Верхний состоит из слегка укрепленных силикатов, смешанных с органическими веществами. Его частицы имеют различную величину — от нескольких микронов до десятых долей миллиметра. Этот слой можно смыть водой. Под ним находится слой органического происхождения — вещества, выделившиеся из окружающей атмосферы, загрязненной продуктами сгорания топлива, масла, остатки насекомых. Такой «жирный» слой не удалить водой, для него нужны еще специальные моющие средства — шампуни, порошки. Третий слой состоит из окислившихся полирующих или консервирующих средств (если они применялись), сме- шанных с разрушенной краской, а под ним — частично разрушенная поверхность лакокрасочного покрытия. Этот слой образуется из частиц пигмента, окруженных свободными частицами синтетических смол или нитроэмалей. Последние два слоя, если они не слишком старые и глубокие, можно снять при помощи химических полирующих составов. В противном случае их приходится удалять механическим путем пастами, содержащими абразивы. В одном из специальных журналов я прочитал об эксперименте, который должен был дать ответ, какая мойка. ручная или машинная, больше повреждает лакокрасочное покрытие. Выяснилось, что моечные автоматы, у которых прижатие щеток регулируется, снимают за год (при двухнедельной периодичности) 0,01 мм. Это составляет около 10 процентов всего слоя краски. Ручная мойка дала такие результаты: грубая снимает больший слой, мягкая — меньший. Причем царапины после нее располагаются беспорядочно, а после машинной — в одном направлении (см. фото). Благодаря этому краска лучше блестит. Но послушаем, о чем говорят автомобили. — После мойки, когда покрытие высохнет, — продолжал «автомобиль-доктор», — меня натирают каким-то составом. Он так хорошо заполняет все царапины, что краска начинает блестеть, как новая. Потом он предохраняет ее от воды, пыли, солнечных лучей и разных вредных газов. Когда меня моют в следующий раз, наши враги песчинки не достают до «кожи». Поэтому она сохраняется, почти не старея, и выглядит всегда нарядной. Вот почему музыкант и принял меня за новорожденного. — Вам можно позавидовать, — ответил «автомобиль-музыкант». — Мою же «голую кожу» больно царапает во время движения пыль, разъедают противные газы — углекислый, аммиак, сероводород и другие, разрушают солнечные лучи. Когда, накалившись на солнце почти до 90 градусов, мы срываемся с места, я чувствую, как трескается резко охлаждаемая ветром краска: ведь металл еще не успел остыть. Кстати, то же происходит, если меня моют водой, температура которой намного отличается от температуры кузова. А зимой, когда вода в микротрещинах и царапинах замерзает, она рвет мою «кожу», увеличивая раны... Благодарение химикам. Они создали замечательные краски, но все-таки нужна и защита. В последнее время чаще говорят и пишут о препаратах для ухода за поверхностью автомобилей и мотоциклов. Уже во многих магазинах встречаются таблички «Автокосметика», под которыми располагаются баночки, бутылочки, аэрозольные баллончики. Пока у автолюбителей они не нашли широкого признания. Вероятно, потому, что большинство, как наш музыкант, не замечают постепенного «заболевания» краски. На хорошо очищенную поверхность кузова, — пишет Л. Бурда, — следует обязательно нанести слой защитного полирующего состава. Он предохраняет краску от вредного влияния воды, газов, ультрафиолетовых лучей солнечного света, а также механического действия пыли. Ну и, конечно, блестящая поверхность придает нарядный вид автомобилю. Полирующие и консервирующие средства автокосметики делятся на две основные группы, которые не рекомендуется применять поочередно. К одной относятся препараты, изготовленные на основе восков, к другой — на основе жиров. И в тех ив других может содержаться еще силиконовое масло. Главное его свойство — гидрофобность, то есть способность отталкивать воду. На поверхности, обработанной силиконовым препаратом, вода собирается в крупные капли, которые под действием ветра и вибрации (при движении) стекают с кузова. Восковые препараты — основная защита покрытия. Они образуют на поверхности упругий, твердый и гладкий слой. Главное их качество — долговечность. В зависимости от погодных условий и интенсивности эксплуатации защитная пленка сохраняется в течение одного-двух месяцев. Эти препараты, как правило, имеют пастообразную консистенцию, и, чтобы облегчить растирание, их наносят на небольшие (30X30 см) участки. Исключение составляет «Автобальзам», выпускаемый в жидкой форме. Полировочные составы второй группы представляют собой густые на вид белые эмульсии. Основной их составляющей, которая образует защитный слой, являются минеральные и растительные масла. Эти препараты можно легко и быстро растереть так, чтобы на поверхности образовался гладкий и блестящий слой, сохраняющийся в течение одной-двух недель. Для обновления старых синтетических красок и нитроэмалей в некоторые составы этой группы вводят дополнительно абразивы, растворители и т. п. Благодаря им легко удаляются грязь, жировые отложения, слой разрушенной краски, заглаживаются микротрещины. Содержащиеся в них эмульгаторы выносят продукты обработки, а силиконовое масло образует защитный слой. В последнее время появились универсальные препараты, одновременно моющие, консервирующие и полирующие поверхность. Они сокращают время обработки лакокрасочного покрытия автомобиля до 10—15 минут. ...Когда я присоединился к товарищам, они уже выкупались и продолжали беседу. — У меня выработалась привычка, — говорил доктор, — обрабатывать кузов после каждой мойки так же, как. например, чистить зубы по утрам Кстати, если не ездить по мокрым грязным дорогам, то и мыть автомо биль приходится реже — пыль-то на нем не задерживается. Вот и комплимент от тебя заработал, когда ты принял его за новый. Стало быть, ему, как говорят о женщине, столько лет, на сколько она выглядит! Я побежал к реке и, плавая, думал, как много дал мне подслушанный случайно разговор машин. Повезет ли еще раз? Было бы здорово узнать, что они думают по другим вопросам... Подслушал и рассказал Борис СИНИЙз-35