дал «газ» и направил машину вправо от дороги , в сторону поляны, з аросшей кус тарником . Нечто подобноеможет случиться ис вами. Но подготовлены ли вы к этому? Или, н апример , в сельской местности неожиданно вам пересекает дорогу трактор . Ж елезныйзакон : не допустить фронтального столкновения! Немедленно свернуть всторону . Здесь безразлич ­ но, в открытое поле или впридорож ­ н ую канаву — все что угодно (исключая дерево ) лучше, ч емскрежетломающе ­ гося металла. Вам необходимо обязательно перебо ­ роть навязчивую мысль попытаться удержаться на дороге , не съехать спро ­ е зжей части. Отыскивайте возможные съезды околодороги . Т ренируйте свое сознание до тех пор , пока это не войдет вамв плоть икровь .Закономерности случайной гибелиЧто показал анализ 150 мотоциклетных аварий в одной из областейМотоциклы, мотороллеры, мопеды — самые массовые транспортные машины личного пользования, особенно в сельской местности. Сейчас в стране их свыше десяти миллионов, а в ближайшие годы будет много больше. Таким образом, двухколесные машины стали существенной, притом весьма своеобразной частью транспортного потока и ощутимо влияют на безопасность движения. Мотоциклисты чаще других водителей оказываются участниками дорожных происшествий, и последствия для них, как правило, более тяжкие, чем для автомобилистов. Что это — случайность или закономерность? Мы попытались найти ответ на этот вопрос, проанализировав 150 самых тяжелых мототранспортных происшествий на дорогах Брестской области, закончившихся гибелью водителей или пассажиров. Оговоримся сразу: мы не будем касаться здесь тонкостей водительского мастерства, а рассмотрим общую картину. Что прежде всего бросается в глаза: многие мотоциклисты склонны переоценивать свои возможности. Слов нет, по сравнению с автомобилем мотоцикл более маневренная, универсальная в отношении дорог машина. Она легка, приемиста. Стартуя с перекрестка при включении зеленого сигнала, мотоцикл в момент вырывается вперед, обгоняя всех. Это, наверное, приятно, но... Мне кажется, что, обольщаясь этими преимуществами, мотоциклисты начисто забывают о минусах, неизбежных у двухколесных экипажей. А их немало. Прежде всего — меньшая, чем у автомобиля, устойчивость. Занос на скользкой дороге для мотоциклиста зачастую заканчивается опрокидыванием. Наезд на какой-нибудь предмет, скажем на камень, не опасный для автомобиля, приводит к такому же результату. У мотоцикла длиннее тормозной путь. На большой скорости тормозить «намертво» нельзя — неизбежно падение, которое может оказаться гибельным. Да, мотоцикл может змейкой проскользнуть между препятствиями, пройти поворот такой крутизны, что автомобиль в него на той же скорости и не впишется. И тем не менее наш анализ мототранспортных происшествий показал, что непосредственными причинами почти 40 процентов катастроф были столкновения с другими транспортными средствами, а еще около 30 процентов составили удары о неподвижные предметы. Итак, в 70 случаях из 100 избежать столкновения водители не смогли. Вот вам и высокая маневренность! Когда дошло до беды, ни увернуться, ни объехать препятствие, ни затормозить не удалось. Не подумайте, что за рулем были неумелые новички. Правда, двухколесные машины — транспорт молодых. Это подтверждается и нашей скорбной статистикой. Свыше половины пострадавших составили люди в возрасте от 17 до 30 лет, а почти трети погибших шел четвертый десяток. Но в большинстве своем они оыли опытными водителями, мужчинами в расцвете сил. Страдали они одним — и это наш второй вывод — отсутствием дисциплины, самоконтроля. Конечно, в какой-то части этих трагически закончившихся столкновений, наездов и падений не обошлось' без чрезвычайного стечения обстоятельств, но главное не в этом. Более 80 погибших в момент катастрофы были пьяны. Дорогой же ценой пришлось расплачиваться за рюмку, выпитую перед поездкой! Правила движения строжайше запрещают садиться за руль даже при малейшем алкогольном опьянении. Скончавшиеся наверняка знали это, понимали справедливость такого требования и все же пренебрегли им. Они наверняка слышали, и не раз, чго у нетрезвого водителя резко замедляется реакция, притупляется внимательность, теряется способность критически относиться к своим действиям, что влечет за собой ошибки в оценке дорожной обстановки и неправильные решения в острой ситуации, но решили, видимо, что им все по плечу. А к чему это привело? В 150 исследованных нами дорожных происшествиях пьяные водители 37 раз сталкивались с другими транспортными средствами, 46 с неподвижными препятствиями и 34 раза падали с машины. Для уязвимого со всех сторон мотоциклиста такое происшествие часто становится последним. Правила категорически запрещают перевозить на мотоциклах нетрезвых пассажиров, а из числа погибших 6 процентов составляли захмелевшие седоки. Наконец, половина происшествий с мотоциклистами в нашей области случилась к исходу дня ив вечерние часы, то есть тогда, когда недисциплинированный водитель дает себе поблажку и нарушает антиалкогольный режим. Итак, из всего сказанного ясно: судьба мотоциклиста зависит от его дисциплинированности и сознательности. Двухколесные машины находятся в распоряжении индивидуальных владельцев. Ни техническое состояние мотоцикла, мотороллера, мопеда, ни состояние самого водителя перед выездом тут никем не контролируется. Все зависит от его здравого смысла. Поэтому хочется еще раз обратиться к мотоциклистам с советом: не будьте легкомысленны, и вы многие годы проездите без неприятностей. Вспомните о могилах, где похоронены мотоциклисты, не собиравшиеся становиться покойниками. Просто они однажды несерьезно отнеслись к вещам, с которыми не шутят. В. РАЙХМАН, Брестская область, заведующий отделением судебног. Кобрин медицинской экспертизы5. Лучше я, чем зверь! Золотое правило «лучше управлять, ч емтормозить » имеет, о днако , свои иск лючения . С кажем , из леса на дорогунеожиданно выскакивает зверь . М гно ­ венная реакция водителя — остановиться, не задавить зверя ! В данном случае необходимопрямои категорически заявить: человеческая жизнь дороже, чем жизнь животного! Если машину начнет бросать, если она может врезаться вдерево или столкнуться савтомобилем , и дущим навстречу, это слишкомдорогая цена за спасение животного . Таким образом , постоянный рефлекс «не переехать зверя» надо поставить подконтроль . М ожнопривыкнутьк мысли, что если, исходя из условий, придется переехать животное , то так нужно сделать. Это относится икбольшимживотным . Не думайте смягчить удар, если перед вашим автомобилем начнет вдругме ­ таться из сторонывсторону олень. Ваши возможности настолько малы, что даже исследовательский центр по охра ­ не животныхсам советует: не рискуйтеи не делайте опасных маневров , так как вы непременноврежетесьвдерево , а коза или олень отделаются легкимиуши ­ б ами . Но когдадозверяещебольшое расстояние, н еобходимотвердодержать руль, п ривозможноститормозить , но не устраивать «слалом». П овторяем , если, н апример , на про ­ селочной дороге из кустов наперерезмашинебросился заяц, к репкосожмите руль искажитесебе : «Лучше я, чем заяц». Это не призывк охоте на автомобилях, это, если хотите, р ецепт для спасения.Специалисты, з анимающиесявопроса ­ м ипсихологии на транспорте , у твержда ­ ют, что «шестое чувство» — чувство движ ения — не является привилегией интеллекта, а просто вырабатывается постоянной тренировкой . С юда , б езсом ­ нения, относится такжеитренировка на преодолениеопасной ситуации. М ысоветуем вам ездить так, как буд ­ то вследующиймомент что-то должно произойти. Это сделает наибольшими шансы на то, что ожидаемое не произой ­ дет на самом деле. Сокращенный перевод из журнала «Моторвельт» (ФРГ)25