18
19
20
[jp-'гНа 130-м заседании «Клуба» («За рулём», 1975, N° 3J А. П. калмыков рассказал об изменениях, сделанных им в системе смазки двигателя на своей машине ГАЗ'—21, и переводе его на по л но поточную фильтрацию масла. Интерес к этой идее оказался очень велик. Мы получили сотни откликов. Вопросы,, благодарности, затруднения, жалобы на сложность изготовления и предложения, содержащие более простые конструкции.. Многие автолюбители прислали в «Клуб» свои разработки такой переделки для старых «волг» и «москвичей». Мы отобрали из них семь наиболее простых и хотим сегодня подробно «объездить» эти варианты, Мнения последователей алма-атинского автолюбителя разделились: три разработки сделаны на основе фильтра «Москвича—412», четыре ;— с использованием фильтра «Жигулей». Вот они, выбирайте по силам и возможностям.вариаций на тему«СЛОЕНЫЙ ПИРОГ»Первым берет слово киевлянин А. И. САПОЖНИКОВ. Изучив предложенный А. Калмыковым вариант установки на ГАЗ —21 полнопоточного масляного фильтра от «Москвича—412», я подум ал : а нельзя ли как-то упростить конструкцию? Прикинул на бумаге, изготовил в натуре, поработал над подгонкой. И вот что у меня получилось — своеобразный слоеный пирог. На «Волге» Г АЗ — 2 1я вместо сложной новой крышки фильтра сделал переходник 2 (рис. 1) из 5—7-миллиметровой листовой стали (можно и из дюралюминия). Переходник очень прост. В нем семь отверстий. Три из них (обозначены буквой «а») — диаметром 8 мм с раззенковкой под винты с головками впотай, два («б») — диаметром 10,511,0 мм для крепления к блоку 1и еще два («в» и «г») — диаметром 10 мм для входа и выхода масла. Затем займемся крышкой 3 масляного фильтра. Прежде всего сфрезеруем или даже просто спилим напильником (с последующей притиркой на плите) 5-миллиметровый слой металла по всей плоскости, которой крышка обычно стыкуется с блоком. П аз «д» в ней, служащий продолжением каналов, нужно профрезеровать так, .чтобы он пришелся над отверстием «в» переходника. Это, пожалуй, наиболее сложная часть работы. Еще сделаем две полукруглые выемки по бокам, чтобы проходили головки болтов, которыми переходник притягивается к блоку. Вид АКалмыковаОстается вырезать две прокладки из паранита толщиной 0,8—1,0 мм. С деталями все. Подгоняем их по месту к блоку ик фланцу крышки фильтра. Теперь соединяем. Вначале переходник с фильтром — через прокладку, на краске, тремя винтами впотай, т ак чтобы головки полностью ушли за плоскость. Затем — переходник с блоком двигателя, на месте фильтра грубой очистки, так же через паранитовую прокладку, но без краски, подходящими болтами с пружинными шайбами. И конечно, не забудьте снять старый фильтр тонкой очистки и надежно заглушить отверстия подвода и отвода масла в блоке.Вид БРис. 1. Вариант Сапожникова: 1 — блок двигателя; 2 — переходник; 3 — крышка фильтра; «а* — отверстия для крепления переходника к фланцу фильтра; «б» — отверстия для крепления к блоку; «в» и «г» — вход и выход масла; «д» — паз. ФИЛЬТР «НА ВЫНОС»Следующим выступает М. Ф. ПЕТЧЕНКО из Харькова. Я тоже использовал фильтр «четыреста двенадцатого», правда, несколько иначе, чем А. Сапожников, да и машина у меня — «Москвич—408». Но мой способ подойдет для любой марки и модели, хоть для «Волги», хоть для старых '«москвичей». Сначала я снял фильтр грубой очистки и по его фланцу вырезал из 6миллиметровой стали пластину-переходник. Просверлил отверстия для болтов крепления к блоку и для входа и выхода масла. Затем-в эти последние вставил стальные трубки и тщательно пропаял медью с обеих сторон. Такой же переходник сделал по фланцу крышки масляного полнопоточногофильтра. А фильтру нашел удобное место на панели под капотом, поблизости от бывшего фильтра грубой очистки масла. После этого осталось надежно, на параните, притянуть эти переходники с трубками к блоку и фильтру и соединить маслоотстойники шлангами с хорошими хомутиками. И, понятно, заглушить вход и выход на фильтр тонкой очистки, а его снять. И еще одно. На полнопоточном фильтре смонтирован датчик давления масла. Я поставил на его место датчик от «Запорожца» и соединил с отдельной красной контрольной лампой. Так что теперь на моем «Москвиче—408» эта линия дублируется. Есть и стрелочный штатный прибор и контрольная лампа — сигнал аварийного падения давления. По-моему удобно и просто. Вообще, мне кажется, такой способ «выносной» установки фильтра — самый простой и дешевый, а главное, универсальный.У нас выступают:С апожников А. И. 252028, г. Киев, Крымская, 24. Петченко М. Ф. 310067, ул. Новый Быт, 4 1 , кв. 26. г. Харьков,Лебедев Е. В. 602200, г. Муром, ул. Копровская, 1, кв. 10. Павловский А. 3. 248010, г. К алуга , ул. Пухова, 43, корпус 1, кв. 55. Дьяконов Е. И. 248016, Московская, 117, кв. 22. Зорким Г. И. 194156, пр. Энгельса, 7, кв. 2 1 . . Морянин Л . С , 193230, ул. Тельмана, 52, кв. 139. г. Калуга, г. ул.Ленинград,г. Ленинград,Санков А. С. 281100, Хмельницкая область, г. Староконстантинов, ул. Л енина , 39, кв. 3. Евлашевич В. И. ласть, г. В олжский , с кая , 2 8 , кв. 15. Волгоградская обул. КоммунистичеФИЛЬТР ПОВЫШАЕТ КВАЛИФИКАЦИЮ| Е. В. ЛЕБЕДЕВ (г. Муром). Как бы максимально использовать «родные» детали? — такой вопрос возник, когда я задумал перевести свою «Волгу» Г АЗ — 2 1 на полнопоточную систему фильтрации моторного масла. Пришло решение —избавиться от «начинки» фильтра грубой очистки, вместо элемента тонкой очистки поставить «москвичовский» и выход из него вернуть в систему снова через фильтр грубой очистки. Так сказать, повысить квалификацию прежнего фильтра. Что надо сделать? Обратимся к рис. 2. Дополнительные детали — две шайбы 1и 5, переборку 8и крышку 10 — выточить из любого подходящего металла. Два уплотнительных кольца 2и4и прокладку 7 переборки делаемиз маслостойкой резины. Теперь нужно рассверлить до диаметра 32 мм отверстия в гайке 12 сальника и кольце 11 и сделать два 1-миллиметровых отверстия 3в маслоотводящей трубке, напротив штуцера «вход» в фильтре тонкой очистки. Это все. Сборка не представляет труда. Удаляем из фильтра пластины и стойки, выбиваем легкими ударами молотка валик и извлекаем резиновый сальник (его лучше предварительно разрезать, чтобы при удалении не повредить резьбу). Затем монтируем в корпусе разделительную переборку 8с прокладкой 7. Снизу, вместо отстойника, ставим крышку 10, а чтобы использовать прижимное кольцо, нужно спилить его буртик 9. Можно сохранить и старый отстойник, но в нем будет оставаться масло, которое придется сливать при техническом обслуживании. Сверху на штуцер надеваем гайку 12 сальника и надежно затягиваем ее. Не забудьте при этом поставить сальник 6и его уплотнительное кольцо 11. В щтуцер ваорачиваем угольник (учтите, что может встретиться резьба не '/е. а 'Д дюйма, и соответственно сделайте такую же резьбу в штуцере) и соединяем его с «входом» фильтра тонкой очистки. А в самом фильтре предварительно устанавливаем, удалив опорную втулку, новые уплотнительные кольца, шайбы и фильтрующий элемент от «Москвича—412». Шланг от «выхода» фильтра соединяем с бывшим «выходом» в корпусе прежнего фильтра грубой очистки, а отверстие в блоке тщательно «ГЛУШИМ».-1/8"ФП,5III$62 Ф7Вайна щ\у////Х\ ТоЗотЬфШ[$!№,ФЗОРис. 2. Вариант Лебедева: 1 и5 — шайбы; 2 и4 — уплотнительные кольца; 3—дополнительные отверстия: 6 — набивной сальник; 7 — прокладка (толщина 3 — 4 мм); 8 — переборка; 9 — буртик прижимного кольца (спилить); 10 — крышка; 11 — уплотнительное кольцо сальника; 12 — гайка сальника. НА «ЖИГУЛЕВСКОМ» ЭЛЕМЕНТЕ— Все это хорошо, — сказали автолюбители из Калуги А. 3. ПАВЛОВСКИЙ и Е. И. ДЬЯКОНОВ, — но нам кажется более целесообразным применить полнопоточный фильтр ВАЗа. Да и достать его проще, чем фильтр «четыреста двенадцатого» в сборе. Приняв такое решение, мы разработали конструкцию переходника и осуществили ее на практике. Сначала о варианте для ГАЗ—21. Переходник (рис. 3) достаточно просто сделать из любой конструкционной стали — выточить с несложной последующей фрезеровкой. К ак видите, привалочная плоскость и крепление к блоку у переходника такие же, к аку фильтра грубой очистки, вместо которого он и ставится на двигателе. Из паранита или бензомаслостойкой резины вырезаем прокладку толщиной 1,0—1,5 мм, она уплотняет соединение. Болты крепления можно использовать старые, укоротив их на 5—7 мм. На переходник наворачиваем полнопоточный фильтр «Жигулей», согласно инструкции, содержащейся на корпусе фильтра. Вот и все. Понятно, мы не уточняем, к аки зачем нужно заглушить отверстие в блоке, к которому подводилось масло от «выхода» фильтра тонкой очистки, — об этом уже много говорили. И еще одно, у тех машин, где датчик давления масла стоял на корпусе фильтра грубой очистки, можно таким же образом смонтировать его на переходнике, сообщив импульсную линию датчика с отверстием диаметром 10 мм (см. рис. 3).ОДНИ ТОЧЕНЫЕ ДЕТАЛИ«А как же быть со старыми «москвичами» — моделей «402» и «407»? — спрашивают Г. И. ЗОРКИН и Л. С. МОРЯКИН из Ленинграда. И сами отвечают. Мы перешли на полнопоточную систему с использованием фильтра от ВАЗа. Он удобнее, да и найти его, к ак заметили А. Павловский и Е. Дьяконов, куда проще. Естественно, что мы, к аки все остальные, придумали переходник, который заменяет фильтр грубой очистки, и удалили фильтр тонкой очистки. А на переходник навернули фильтр «Жигулей». Сложная конфигурация переходника подчас является для автолюбителя непреодолимым препятствием для осуществления задуманной переделки. Поэтому мы выбрали конструкцию, состоящую только из деталей, выточенных на токарном 'стайке. Н аш переходник (рис. 5) — составной, из двух деталей — основания 1и штуцера 2, да еще нужен специальный фиксатор, который будет предотвращать отворачивание. При этом болты крепления своей нарезной частью не должны выступать из переходника более чем на 10 мм. Это обязательное условие, ведь отверстия для них в блоке глухие. Все это хорошо видно на чертежах. Коническая резьба 'Д дюйма предназначена для датчика давления. На некоторых машинах эта резьба может быть '/л дюйма, так что вначале замерьте ее.А^АW41 10,5Щ1Рис. 3. Вариант Павловского и Дьяконова для ГАЗ—21. Тот же принцип использовали мы и для переоборудования «Москвича408». Правда, переходник в этом случае получился посложнее (рис. 4). К блоку двигателя он притянут четырьмя болтами, т акже на месте фильтра грубой очистки. Из системы надо исключить все детали, относящиеся к фильтру тонкой очистки, а поток масла в масляный радиатор направить через жиклер-сопротивление с проходным сечением 1,5 мм (чтобы не вывести радиатор из строя). АА-ЛПРОЩЕ НЕ СМОГ ПРИДУМАТЬТеперь слово берет А. С. САНКОВ. На свою «Волгу» я решил приспособить фильтр «Жигулей». И получилось вполне просто и надежно. Переходник (рис. 6) — целиком точеный (лишнее по пунктирной линии можно обрезать фрезой или даже просто ножовкой). Сверлим в нем три отверстия — и все : можно поставить деталь на двигатель и навернуть сам фильтр. Чтобы не повторять предыдущие рекомендации, не говорю о прокладках, о «дыре» в блоке ио «лишнем» фильтре тонкой очистки. Одно указание : болт, которым переходник закрепляется изнутри, удобнее изготовить заново из шестигранника «на 12» с такой головкой, чтобы она была заподлицо или даж е несколько ниже буртика переходника: Мне кажется, это самый простой вариант. Во всяком случае, проще не смог придумать.ЗаглушкаРис. 4. Вариант Павловского и Дьяконова для «Москвича408».