Испытания... Сложен и многотруден этот процесс, сопутствующий рождению новой модели, ее модернизации. Наш фоторепортаж с полигона НАМИ—лишь об одном из его многочисленных эпизодов. Публикуемые здесь снимки комментирует начальник конструкторско-экспериментального бюро исследований и доводки автомобилей и мотоциклов ижевского автозавода Борис Васильевич Лежнев. Эти фотографии отражают заключительный этап испытаний автомобиля ИЖ—2125 («ИЖ-комби») на соответствие международным требованиям безопасности, нормам, утвержденным ЕЭК (Европейская Экономическая Комиссия) ООН. Требования эти, в конечном счете, сводятся к тому, чтобы в случае дорожного происшествия, приведшего к фронтальному столкновению автомобиля с препятствием, в его салоне оставалось жизненное пространство, обеспечивающее безопасность водителю и пассажиру рядом с ним. Если перевести сказанное на язык техники, то нужно, чтобы после столкновения движущегося со скоростью 48,3 км/час автомобиля с неподвижным препятствием (бетонным кубом, стеной) рулевая колонка переместилась в салон не более чем на 127 мм . Это, повторяю, лишь приведенное к одному знаменателю общее требование. Но, чтобы оно было выполнимо, конструкторы и технологи должны предусмотреть и обеспечить очень многое. Важно, скажем, чтобы при столкновении узлы и детали, на которые приходится удар, деформировались, поглощая часть его энергии, или, как мы говорим, «работали». Теперь посмотрим, как происходит само испытание. На первом снимке — испытуемый автомобиль перед участком разгона. На кузов нанесена боковая разметка для расчета происходящей после столкновения деформации и перемещений. Хорошо виден тянущий трос и монорельс, который обеспечивает прямолинейное движение автомобиля до самого момента лобового (перпендикулярного) столкновения с препятствием. Различные датчики, размещенные в автомобиле, по кабелю передают свои «ощущения» на приборы, установленные в сопровождающей машине. Второй снимок. На нем видно устройство для точного определения перемещения рулевой колонки. Это трубчатая линейка с «флажком». Снимок третий. Д о препятствия^ меньше метра. Видны приборы, фиксирующие скорость перед ударом. Весь процесс удара фиксируется на кинопленке. Съемка начинается за 10 метров до препятствия и ведется со скоростью 1000 кадров в секунду! Четвертый снимок — кульминационный момент испытания. На следующем, пятом снимке — обработка киноматериалов. Остается добавить, что испытуемый автомобиль «ИЖ-комби» уложился в стандарт безопасности. Рулевая колонка переместилась только на 103 мм' (при норме 127 мм), двигатель ушел вниз, а «апот «сложился» и не проник в салон. А это значит, что водитель и пассажир, пристегнутые ремнями безопасности, при аварии практически не пострадали бы. Фото В. Ширшова3Разбивают автомобиль,