СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА•ИНДЕКСЫ МОДЕЛЕЙ«В одиннадцатом номере журнала за 1974 год помещена подробная статья, объясняющая принципы присвоения индексов новым моделям отечественных автомобилей. Но хотелось бы знать, — п ишет нам Ю. Рог аткин из Вологды, — к акая система индексации моделей существовала раньше». До Великой Отечественной войныв нашей стране действовали всего четыре автомобильных завода, и потребности в единой, с квозной системе не было. Каждое предприятие по-своему присваивалономера моделям. Вот почему тогда сущ ествовали АМО — 4 , ГАЗ —4 и ЯГ —4, КИМ —10 иЗИС — 1 0 . После войны, когда заводов стало больш е десяти, была введена отраслевая система индексации моделей. Каждому предприятию выделили свою группу цифрдля их обозначения . Таким образом, л ишь по цифровому индексу, без наименования завода, у же можно было определитьпринадлежность модели. Вот какие группы были присвоены нашим заводам. ГАЗ — от 0 до 99, ЗИС (позже ЗИЛ) — от 100 до 199, ЯАЗ (позже КрАЗ) — от 200 до 249, «Урал ЗИС» (позже «Урал») — от 350 до 399, «Москвич» — от 400 до 449, УАЗ — от 450 до 499, МАЗ (позже также БелАЗ, МоАЗ) — от 500 до 549, ММЗ — от 550 до 599, КАЗ — от 600 до 649. ПАЗ (позже также КАвЗ, ЛиАЗ и ЛАЗ) — от 650 до 699, ЕрАЗ — от 750 до 799, ЗАЗ — от 950 до 970, РАФ — от 971 до 999. Однако номенклатура быстро расшир ялась , и на одних предприятиях запас номеров был исчерпан , а для новых авт омобильных заводов не оставалось свободных цифровых зон. Так, в частности, произошло с автобусными заводами КАвЗ, ЛиАЗ, ЛАЗ и РАФ ипредприя ­ т иями , н ачавшими работу с моделей, р азработанных на МАЗе (БелАЗ, МоАЗ). Введенная недавно новая система присвоения индексов построена на едином, д олговременномпринципе , содерж ит достаточно резервов .м ашиндругихмарок — при втором техн ическом обслуживании (ТО-2). Может случитьсяи тан, что автомобиль предс тавлен на станцию для подготовки к техосмотру, а для проведения ТО-2 его пробег недостаточен. В этом случае, если необходимо, с танция проводит ТО-1 свыполнениемдополнительныхработ по проверкеисправностимашины . Если же ТО-1 было сделано раньше , то по заявке автолюбителя станция только проверяет машину. Проверка проводится с использованием диагностических стендов. В ходе ее могут быть обнаруженынекоторые неисправности. Тогда владельцу автомобиля предлагается сделать заявку на их устранение . А работы по проверке технического состоянияи ремонту оплачив аются отдельно. Убедившись, что автомобиль исправени не имеет дефектов , в лияющих на безопасность движения , с танция обслуживания выдаетсоответствующуюсправкудляпредъявленияв Госавтоинспекцию. В этой справке , к роме подтверждения исправности машиныи ее паспортныхданных , о тмечаются номера установленн ыхпокрышек . Справка заполняетсяв двух экземплярах , один из которых хран ится на СТО втечение года, другой — п редъявляетсявладельцем автомобиля в ГАИ в течение десяти дней со дня проверки машины. Как сообщили намв Управлении ГАИ МВД СССР, о тметкав техническом паспорте автомобиля о прохождении годового осмотра может быть сделана на осн ованиисправкистанции обслуживания. При этом предъявляютсяи другие докум енты : водительское удостоверение, квит анции об уплате сбора с владельцев транспортных средств и за проведение техосмотра, а такжесправкао медицинском освидетельствовании (водители прох одят его каждыепять лет; мужчины же, достигшие 60 лет, и женщины — 55 летистарше проходят переосвидетельствование каждые два года). Автомобиль и соответствующие докум ентыпредъявляютсяв ГАИ разв два года, если технический осмотр проводится со справкой станции, и разв год — без такой справки .ЭКЗАМЕН НА АРМЫОтветы на задачи, помещенные на стр. 2 9 . Правильные ответы — 2, 4, 8, 9, 12, 14. 15, 17, 21, 24. I. На перекресткахравнозначных дорог водитель трамвая имеет преимущественное правопередводителями нерельсов ыхтранспортных средств, а потому прое зжаетпервым (пункт 111). Мотоциклист же при левом повороте обязан пропустить движущийсяпрямо со встречного направления автобус (пункт 113). II. Н аселенный пункт — это застроенн аятерритория , в ъездыивыезды которой обозначены соответствующими дор ожнымизнаками (пункт 9). Отсутствие такихзнаков говорит о том, что при движ ениидаже по застроеннойтерритории водители не обязанывыполнять требования Правил, п ринятые для населенных пунктов. Стало быть, на показанном учас тке дороги водителю просто запрещает ­ ся превышать максимальную скорость, определенную технической характеристикой данного транспортногосредства (пункт 75 «а»). III. П редпринять обгон не может ни один из названных водителей, ибо ни тот ни другой не имеет прававыехать на среднюю полосу движения : ведь слева от каждого проходит двойнаяпрерывистаялиниядорожнойразметки , а ее можно пересекатьтолько тогда, когда она расположена справа от водителя (пункты 42, 1.9 и 44). IV. Хотя водитель автомобиляи раньш еподъехалкперекрестку , это обстоятельство не дает ему никаких преимущ еств . И в этом случае он обязан уступить дорогу тому, кто приближаетсясправа (пункт 111). Н апомнимтакже , что и Т-образные перекрестки при отсутствии знаков , у станавливающихприоритетв движении, являются пересечениями равнозначных дорог ( п римечаниек пункту 110). V. Так каксплошнаялинияразметки исключает выезд на эту сторону проезжей части транспортных средств со встречного направленияи бокового проезда, П равиларазрешают здесь и остановку истоянку (пункт 99 «д»). При таких условиях эти маневрыи на перекре ­ стке создают не больше помех, чем на обычном перегоне дороги. VI. В соответствии с пунктом 102 при выключенном светофоре перекресток считаетсянерегулируемым . А на нерег улируемыхперекрестках обгонять можно только по главной дороге, з а исключ ениемслучаев обгона велосипедистовидвухколесных мотоциклов без коляски , а также разрешенного обгона справа (пункт 95 «а»). VII. П оворачивающему налево водителю не обязательно ждать, пока появится просвет, п озволяющий ему занять правую полосу движения . Он может следов атьи по левой полосе, ибо знак «Обгон запрещен » не требует от водителей движ енияв один ряд (пункт 26, 2.18). VIII. Хотя автомобильиостановилсяближе 15 метров от указателяостановки троллейбуса. П равиламитакиедействия не запрещены , ибо подъезд сзади к стоя щему на остановке троллейбусу не соз дает ему помех, не препятствует его водителю приотъезде от остановки. А именно такое условиеи выдвигают Правила, з апрещая остановку истоянкувупомянутой зоне (пункт 99 «е»). IX. П риперевозкегрупп людей на грузовом автомобиле его водитель должен иметь не менеетрех лет непрерывногостажаработы (пункт 148). X. Двухосные или одноосные прицепысами не в состоянии точно следовать по колее тягача, а приторможении иногда могут вызвать «складывание» автопоезда. Поэтому всякаябуксировкатаким автомобилем запрещена (пункт 142 а»). 30МОЖНО И АВТОМОБИЛЬНЫМ«Можно ли заменить реле-регулятор ИЖ РН-2С мотоцикла « И Ж — П ла ­ нета-спорт» каким-нибудь другим, например РР362 от автомобиля «Москвич»?» — спрашивает В. Тюкалов из г. Кирова. Отвечают специалисты завода — изготовителя мотоцикла. Принципиально реле РР362-Б (или А) м ожетработатьв системе электрооборуд ования мотоцикла «Планета-спорт» вместо штатного . Но, поскольку у него габар ит больше, надо изыскать другое место для его установки . Р еле следует подключ ать согласно приведенной монтажной схеме.ГОТОВЯСЬ К ТЕХОСМОТРУ«Знаю, что сейчас можно подготовить автомобиль к годовому техосмотру на станции обслуживания,— п ишет А. Борейшо из Солнечногорска Московской области.— Р асскажите , к а ­ кие работы при этом проводятся на СТО, к акие документы выдаются икакв этом случае проводится техосмотр в ГАИ?» Чтобы ответить на эти вопросы, мы обратились в два адреса — производственное объединение «Мособлавтотехобслуживание», в которое входят станции, где тов. Борейшо могут провести необходимые работы, и вУГАИ МВД СССР. Вот что нам сообщили. При подготовке автомобилей индивидуальных владельцев к техосмотру в ГАИ предусмотреныследующиеработы : п роверкаисправности тормозной системы, рулевого управления , р аботы двигат еля (в том числе содержание СО в вых лопных газах), приборов освещения, световой сигнализации , стеклоочистител я , э лектрооборудования . Подлежат пров еркетакжеразвали схождение передн их колес, состояние покрышеки давление воздуха вшинах , соответствие агрегатов паспортнымданными модификации автомобиля , его внешний вид. Для «жигулей» эти работы выполняю тся по талонам сервиснойкнижки ; дляМассаЗАМЕНА ГОЛОВКИ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯЛенинградский автолюбитель А. Ф и ­ липпов интересуется, можно ли установить на двигатель ГАЗ — 2 1 головку блока от ГАЗ — 24. Отвечают специалисты горьковского автомобильного завода. Головки цилиндров обоих двигателей взаимозаменяемывкомплектес газопроводом, к арбюратороми воздушным фильтром . Но ставитьобеспечивающую более высокую мощность головку ГАЗ—24 на двигатель ГАЗ—21 не рекомендуется из-за того, что у последнего недостаточна для этих целей прочностьприменяемых сталебаббитовых вкладышей.