Автобус для телевидения*---. ***»-..М.В-18 МЛегкий мопедМопеды сегодня исключительно популярны, особенно среди молодежи. Эти дешевые, легкие и практичные машины для сотен тысяч мотоциклистов и даже автомобилистов стали первыми в их жизни «транспортными средствами». Среди моделей отечественных мопедов и мотовелосипедов наиболее хорошо известны машины рижского и Львовского заводов. Легкие мопеды пензенской мэрии пока не получили должного освещения на страницах газет и журналов, но давно уже заслужили признание многочисленной армии мопедистов. Здесь мы знакомим читателей с последней моделью отечественного легкого мопеда.ОТЕШЕНМВсе чаще видим мы на экране телевизора репортажи с места события: со стройки, с завода, из театра, со стадиона. Если такая передача ведется с улицы, вы можете встретить неподалеку несколько специальных автомобилей, от которых тянутся разной длины кабели. В этих машинах — телевизионная аппаратура. Успех репортажа зависит от многих обстоятельств, в том числе и от техники (а может быть даже в первую очередь — ведь без техники он просто невозможен). Работники телевидения получили недавно автомобиль, который помогает оперативно вести такие передачи. Ликинский автобусный завод создал на базе автобуса ЛиАЗ—677 специальную машину ЛиАЗ—5930 для передвижной телевизионной станции. Что она собой представляет? Это большой автомобиль с лестницами, лебедкой и платформой на крыше для операторов и телеоборудования. Кузов ЛиАЗ—5930 — цельнометаллический, сварной. Перегородка с застекленной дверью делит его на два помещения. Стенки и крыша имеют термоизоляцию. В кузове две наружные двери: одна с правой стороны, другая — сзади. У дверей — убирающиеся лестницы. Два глухих окна закрываются светонепроницаемыми шторками. Телевизионный автомобиль отапливается от радиатора в системе охлаждения двигателя: теплый воздух выведен в кабину водителя ив кузов, где действуют системы принудительной вентиляции, Четыре вентилятора работают во время движения; кроме них есть система кондиционирования воздуха с двумя аппаратами КТ-4 и питанием от внешней электросети. Воздух, забираемый кондиционерами из кузова, проходит через шкафы со специальным телеоборудованием и после охлаждения по потолочным каналам вновь направляется в кузов. Система кондиционирования имеет регулируемый подсос наружного воздуха, осуществляемый через решетки вбоковых стенках. Управляет каждым кондиционером автомат. Передвижная телевизионная станция выпускается в двух вариантах—для черно-белых и цветных передач. Здесь установлена также аппаратура для видеозаписи. В кузове — стол, штативы, шкафы, переносные сиденья, телефоны, пульты видеоинженера, звукорежиссера и режиссера, шкаф с запасными частями и принадлежностями, силовой ввод. В багажных отсеках — щит звуковых кабелей, трансформаторы, стабилизаторы, механизм для намотки кабеля, телекамеры, барабаны с кабелем. Кроме всего этого специального оборудования в кузове помещается шесть откидных и пять вращающихся сидений, регулируемых по высоте, установлены вешалки для одежды. Устойчивое положение кузова во время работы телевизионной станции создают опорные устройства. Цельнометаллическая закрытая термоизолированная кабина станции является составной частью кузова. В ней расположены органы управления и контроля. Но, пожалуй, самое характерное в этом автомобиле — крыша. Она используется как платформа для телеоборудования, здесь работают операторы с передающими камерами. Максимальный вес оборудования и людей, которые одновременно могут находиться на платформе, — 400 кг. Оборудование поднимается туда при помощи лебедки грузоподъемностью 60 кг. Размеры ЛиАЗ—5930 10540Х2500Х Х3550 мм. Внутренние размеры кузова 8702X1989X2362 мм. Колея передних колес — 2100 мм, задних — 1880 мм. База — 5150 мм. Наименьший дорожный просвет — 210 мм. Вес в снаряженном состоянии —9860 кг. Полный вес передвижной телевизионной станции для цветного телевидения — 14 530 кг, для черно-белого телевидения — 14 290 кг. Г. КОНСТАНТИНОВПензенский велосипедный завод имени М. В. Фрунзе начинает производство легких мопедов MB—18М. Мопед имеет трубчатую сварную полуоткрытую раму с седлом на подушке из губчатой резины. При сухом весе 36 кг полезная нагрузка составляет 100 кг. Новый легкий мопед, действительно, самый легкий из отечественных машин такого типа и самый компактный: его база 1135 мм против 1210 мм у остальных моделей. Габарит: длина — 1840 мм, ширина — 640 мм, высота — 1040 мм. На MB—18М установлен одноцилиндровый двухтактный двигатель Д — 6 воздушного охлаждения с возвратно-петлевой продувкой и золотником на впуске. Его рабочий объем — 45 см 5 , мощность — 1,2 л. с. при 4500 об/мин, степень сжатия — 6,0; диаметр цилиндра — 38 мм, ход поршня — 40 мм. Двигатель работает на смеси бензина марок А-66, А-72 (или А-76) в соотношении 20 : 1 с маслом АКП-10. Расход топлива при скорости 25 км/час составляет 1,8 л на 100 км пути, что при емкости топливного бака 5л дает запас хода примерно на 275 километров. Максимальная скорость — 40 км/час. Система зажигания — от магнето. Осветительные приборы получают питание от первичной обмотки катушки магнето. Электрооборудование — 6-вольтовое. Сцепление — фрикционное двухдисковое. Передача от двигателя на заднее колесо осуществляется роликовой цепью, ее общее передаточное число — 16,8. Задней подвески на мопеде нет, передняя — представляет собой телескопическую вилку с пружинными амортизаторами. Размер шин — 559—48У. Оба колеса снабжены колодочными тормозами, передний тормоз с ручным приводом от рычага на руле, задний — с приводом от педалей. Тормозной путь мопеда с максимальной скорости составляет всего 14,5 м. Г. МИХАЙЛЮТА