Навстречу XXV съезду КПССПять лет назад в Ярославле, с моторного заврда начиналась автоэкспедиция по автомобильным заводам на Волге, организованная редакцией «За рулем» к столетию со дня рождения В. И. Л енина . С тех пор многое здесь изменилось. И не удивительно: тогда мы были на пороге девятой пятилетки — теперь она завершается. У входа в управление, рядом с вывеской «Ордена Ленина моторный завод» появилась новая: «Производственное объединение «Автодизель». Когда идешь па территории завода, бросается в глаза ряд новых корпусов справа от центрального проезда. Это современные цехис автом атическимилиниями , н овейшим оборудованием и часто новой продукцией-. Светлая просторная площадь перед заводом хорошо видна из кабинета генерального директора . На ней стоят «икарусы», предназначенные для гостей. Сейчас на заводе принимают делегацию фирмы «Даймлер-Бенц». Мой собеседник, руководитель «Автодизеля» А. М. Д ОБРЫНИНкратко , точно ив то же время как-то неторопливо рассказывает отом , что ближе всего директ орскомусердцу , — о выполнении плана. На просьбу сказать несколько слов о себе — для читателей журнала — он лакон ично отвечает: «Моя биография проста — работа на двух заводах». Да, на рыбинском моторостроительном и ярославском моторном. Но, наверное, не так проста эта биография: у ченик фабзавуча, авиационный техникум , заочное отделение Ленинградского индустриального института . Трудовой путь от ток аря до директора завода. Ярославский моторный возглавил в 1961 году. З а последние годы, и в частности за годы девятой пятилетки , Я МЗ стал крупнейшими передовым моторным производством. Десять лет подряд он среди лучших предприятий Министерства автомобильной промышленности удостаивается переход ящихКрасныхзнаменЦК КПСС, Совет а Министров СССР, ВЦСПС иЦКВЛКСМ , Министерства автомобильной промышленности иЦК профсоюза рабочих маши ­ ностроения. Большими трудовыми достиж ениями встречает коллектив ярославс ких моторостроителей XXV съезд нашей партии. Авторитетный руководитель, лауреат Государственной премии СССР, один из авторов большой книги « К омплекснаяси ­ стема управления качеством», А. М. Добр ынин —> большой патриот ярославского завода. Мой первый вопрос к нему касается истории. — Анатолий Михайлович, пятьдесят лет назад автомобили Я — 3 вышли на октябрьсную демонстрацию. К акое значение для отрасли, для народного хозяйства имели первые советские трехтонни и что они собой представляли? — По существу , это событие положило начало отечественному производству большегрузных автомобилей, которое достигло сейчас, к ак вы знаете, больших успехов. Я — 3 появились всего через год после первых АМО — Ф 15 . Ярославский завод одним из первых в отечественной автопромышленности начал серийное производство. Завод до войны выпустил 28 моделей автомобилей и семь типов троллейбусов и после войны еще около 15 моделей. Это не считая специальных тягачей... Ярославцы очень много сделали для отечественного автомобилестроения. Были по существу пионерами в области производства тяжелых грузовиков. Н аш завод ведь и родина первых встране трехосок, самосвала, троллейбуса. И опять же первого советского дизеля. Нын ешние МАЗы иКрАЗыв какой-то степени наследники ярославских машин. В МинскивКременчуг было передано в 50-е годы производство ярославских автомобилей, по этим городам разъехались наши специалисты. Однако вернемся к истории Я — 3 . Небольшую группуконструкторовтрехтон ­ к и возглавлял В. В. Данилов. К работе приступили осенью 1924 года. Автомо-биль проектировался с московским двигателем — от АМО—Ф15, мощностью 40 л. с. (другого не было). К абина — деревянная, т рехместная , с открытыми боковинами и одной дверцей. Фары с ацетиленовыми горелками , г удокс резиновой грушей . Весил грузовик 4,5 тонны и мог развивать скорость до 30 км / ч ас . Изготавливать машину начали в феврале 1925 года по первым, «горячим» чертеж ами осенью закончили сборку двух машин . В восьмую годовщину Октября на улицы Ярославля вышли первые советс киетрехтонкиЯ — 3 . Это была большая победа. С начала 1926 года предприятиеА. М. Добрынинполучило название «Ярославский государственный автомобильный завод». До 1928 года было выпущено 160 трехтонок , а потом перешли на четырехтрнки... Судьба завода необычна. Начавшись какпредприятие автомобильное, он через тридцать слишним лет перешел полностью на моторы. В истории автомобилестроения гораздо чаще заводы соверш али обратный путь: от выпуска отдельных агрегатов к автомобилям. Лебедевское предприятиев Ярославле задумывалось и строилось как автомобильное, но до революции не смогло выпустить ни одной машины . В первые годы Советсной власти здесь делали очень нужное дело — ремонтировали машины . А в 1925 году, к акяуже говорил, построили первые советские трехтонки , которые вышли на октябрьскуюдемонстрацию . С того исторического для нас дня минуло полвека. Теперь это уже совсем другой завод. Люди ицехи , оборудование и масштабы производства. Н аш завод сегодня — к рупней ­ шее встранеи Европе моторостроительное предприятие , головное в объединен ии . Знаменательно, что в ноябре к юбилею первого советского тяжелого грузовика объединение «Автодизель» з акончи ­ ло девятую пятилетку , выполнило свои социалистические обязательства. Это — у всех, к ак говорят, на виду. А еще мы провели комплексмероприятий , которые помогут с 1976 года выпускать дизели с моторесурсом в 10 тысяч часов ( т ак называют в моторостроении срок службы двигателя до капитального ремонта). Первая промышленнаяпартиятаких двигателей уже подготовлена. Для сравнения отмечу, что до 1973 года включительно мы имели моторесурс в6 тысяч часов, а с 1974-го — 8 тысяч. Конечная наша цель — увеличение пробега автомобилей без капитального ремонта до 180 — 240 тысяч километров. Эту работу «Автодизель» давно уже проводит совместно скременчугским автозаводом. В 1972 году она была одобрена в специальном постановлении Цк КПСС. Сейчас мы работаем в содружестве с МАЗом, Н АМИ , первым автокомбинатом Главмосавтотранса и московским авторемонтным заводом № 1.' — В постановлении ЦК КПСС увеличение моторесурса двигателей и пробега автомобилей рассматривалось как важный шагв повышении качества продукции... — Опыт наших предприятий показывает, что повышение качества — комплексная задача, и решение ее требует системного подхода. Моторесурс, например, мы рассматриваем как основной показатель качества дизелей. У нас создана стройная система управления качеством, получившая название научной организации работ по повышению моторесурса, или, с окращенно , с истема ' Н ОРМ . Она позволяет охватить все стороны дела. Основа системы — комплексный, плановый подход к этой межотраслевой проблеме. Существует тесная связь между моторным заводом, автомобильными предприятиями, с тавящими ярославские моторы на свои машины, и транспортниками, э ксплуатирующими автомобиль. Система НОРМ управляет качеством исходя из информации и опыта всех звеньев этой неразрывной цепи. Служба надежности, учитывая рекомендации потребителя, научно обосновывает и планирует мероприятия по улучшению качества, увеличению ресурса. Объединение «Автодизель» ежегодно заключает договоры с сорока отраслевыми НИИ , К Би вузами. Идет настойчивый поиск путей дальнейшего повышения качества моторов. Много сделали для создания системы НОРМ партийные организации заводов объединения, возглавившие всю эту работу. П рактикауже подтвердила эффективность НОРМ . Многие наши предложения, в ключающие повышенные требования к сырью, м атериалам , к омплектующим изделиям, оборудованию и инструменту, закреплены в государственных стандартах и будут способствовать дальнейшему улучшению качества моторов. Социалистическое соревнование, развернувшееся сейчас в объединении, помогает нам подойти с высокими показателями к десятой пятилетне — пятилетке качества. Главным тути будет рубежв 10 тысяч часов моторесурса.— Если суммировать все достижения , чего добилось объединение в девятой пятилетне? — Я назвал только основное. Что еще? В девятой пятилетке родился тутаевский завод дизельных агрегатов, построен новый завод дизельной аппаратуры , начин ающий выпускать узлы для КамАЗов. Созданы дизели ЯМЗ — 740 и «741» для камсних грузовиков — базовая модель прошла все испытания, и чертежи переданы в производство. Ну, и еще одно — в девятой пятилетке на базе ЯМЗ родилось объединение «Автодизель». Кроме моторного — головного — и двух названных заводов в состав объединения входит ярославский завод топливной ап ­ паратуры. На базе тутаевсного филиала мы рассчитываем создать еще одно, пятое предприятие объединения — современный авторемонтный завод. Производительность труда возросла у нас на 30 процентов. — С кажите , Анатолий Михайлович, для какихмашин теперь выпускает дизели ваше объединение? — Ярославские моторы идут, к ак известно, на автомобили КрАЗ , М АЗ , т ягачи МоАЗ, самосвалы БелАЗ, а также на колесные тракторы «Кнровец», автокраны, автопогрузчики, экскаваторы, с креперы , буровые установки, дизель-электрические станции идажекатера . К ак видите, диапазон большой. Четырнадцати модификациям наших дизелей в девятой пятилетке присвоен Знак качества. Это примерно 85 процентов всей продукции. ...Так незаметно перенеслись мы из событий полувековой давности в день сегодняшний. Н аш разговор возобновился на другой день, в машине — по средам у директора оперативка в тутаевском филиале объединения. По дороге говорили о Ярославле. В 1927 году здесь Маяковс кий зачитал со сцены театра свой «лучш ий стих»: Р укоплещи , ярославец, — маслобой и текстильщик... Старому городу текстильщиков моторный завод, вместе сшинным , сложил новую, автомобильную судьбу. И это влияние растет, распространяется на область. В Тутаеве поражаетразмах современного промышленного строительства. Сдана первая очередь завода дизельных агрегатов. К стати , недалеко отсюда — родина космонавта В. Терешковой, которая начинала тоже , можно сказать, с автомобильного дела — в семнадцать лет собирала кордовые кольца на шинном заводе. Н аша беседа подходит к концу. — Пожалуйста, несколько слов о новых разработках. — Прежде всего, это камазовские Двигатели мощностью 210 л. с. Мы работаем над конструкциейеще более мощных дизелей, которые пойдут на тяжелые автопоезда. Для производства этих новых моторов и строятся новые цехи, возводятся корпуса, которые вы видели в Ярославле и Тутаеве, идет реконструкция действующ их цехов. Одна из разработок нашего нонструкторско-экс пери ментального цеха — газотурбинный двигатель мощностью 1200 л. с. Первые образцы его отправлены на испытания на Белорусский автозавод. — Благодарим Вас, Анатолий Михайлович, за беседу. Позвольте от имени читателей журнала поздравить коллектив «Автодизеля» с успешным завершением девятой пятилетки . Н. С ЕМИНА , спецкор «За рулем» г. ЯрославльНа ЯМЗе — с амоесовременное оборуд ование . Перед намиавтоматическая лин ия для обработки блоков шести- и восьмицилиндровых двигателей. Наряду снаращиваниемпроизводствадвигателейобъединение «Автодизель» ведет большую научно-исследовательскую работу. На снимке — л абораториядля исследования газодинамическихтрактов турбокомпрессора. Фото А. Г анюшинаи из фондов музея моторного завода-ГО