вость, из-за остающейся пленки влаги в месте их контакта и образования водяного клина. Взгляните на рис. 2. На сухой дороге (рис. 2, а) пятно контакта . шины с покрытием составляет величину 1. На мокрой дороге этот участок уменьшается из-за появления водяного клина (участок 2, рис. 2, б). По мере увеличения скорости движения и количества воды шина все больше всплывает над дорогой подобно мчащемуся катеру, поскольку возрастает подъемная сила клина и ей приходится выдавливать больше воды из зоны контакта за меньший промежуток времени. Наконец, когда скорость достигнет определенной величины, называемой критической, и между шиной и покрытием останется слой воды (рис. 2, в), автомобиль, потеряв контакт с дорогой, становится неуправляемым. Это явление, именуемое аквапланированием, чрезвычайно опасно, поэтому нельзя допускать его возникновения. Если оно стало уже фактом, необходимо немедленно погасить скорость, по возможности не прибегая к тормозам, ибо остановленные таким путем или медленно вращающиеся колеса в момент «приземления» могут вызвать занос машины. Кроме скорости, большое влияние на аквапланирование оказывают тип рисунка и степень износа протектора, а также ровность покрытия дороги. Чем прямее, шире, глубже и чаще расположены канавки на покрышке, тем быстрее и больше удаляется воды из зоны контакта шины с дорогой, а стало быть лучше их сцепление. У гладкой шины, например, коэффициент подъемной силы на водяном клине в два (1) раза выше, чем у шины с серийным рисунком. Вот почему «Правилами эксплуатации шин» запрещается применять покрышки, глубина канавок которых меньше 1,6 мм. Подобная картина характерна и для покрытия дороги. Чем крупнее и острее его зерна, тем быстрее и больше воды выдавливается из зоны контакта и шина лучше сцепляется с дорогой. Не связано ли с аквапланированием ухудшение устойчивости и управляемости автомобиля в начале дождя? Нет, здесь причина иная. Пыль и грязь, не ощутимые на сухой дороге, образуют настоящую смазку, когда становятся влажными. Автомобиль Ъорой ведет себя как на льду. Постепенно дождь смывает эту пленку с дороги, и сцепление шин с покрытием становится лучше, но, конечно, уступает условиям сухой дороги. А затем, в зависимости от скорости движения и интенсивности дождя может возникнуть аквапланирование.Еще раз о головках «жигулей»Выступление инженеров Волжского автомобильного завода Э. Нестеровой н В. Яковенко на 150-м заседании «Клуба» («За рулем», 1977, № 1) вызвало большой интерес. Проанализировав письма владельцев «жигулей», мы выделили наиболее часто встречающиеся вопросы и попросили авторов материала ответить на них. Прежде всего напомним и уточним отдельные положения из статьи «Как различать двигатели ВАЗ». Двигатели для автомобилей ВАЗ—21011 могут быть двух разновидностей. До середины 1976 года завод оснащал их либо головкой цилиндров 21011-1003011, либо унифицированной головкой 21011-1003011-10. Для последней характерна такая же камера сгорания, как и на головке 21011-1003011, и дополнительная маркировка «011» в круге, выполненная на заднем торце несмываемой краской. Такими головками в сочетании с поршнями, имеющими обычное, плоское днище (что давало степень сжатия 8,8), комплектовали двигатели, которые несли маркировку «21011». Все возможные комбинации головок,поршней и блоков (уточненные данные) приведены в таблице. Одновременно обращаем внимание владельцев «жигулей» на то, что разница по высоте между блоком цилиндров, соответствующим ходу поршня 80 мм, и блоком, соответствующим ходу 66 мм, составляет 8,8 мм. При этом у первого поршень не доходит до верхнего торца блока на 1,9 мм, у второго соответственно на 0,1 мм. Теперь обратимся к вопросам, содержащимся в письмах читателей. Что означают индексы 2101-1003015, 2101-1003011 и т. д.? Первый индекс относится к головке цилиндров без седел, направляющих втулок клапанов и заглушек. Второй — к головке, поставляемой в запчасти с этими деталями, но без шпилек. Эти индексы указаны в каталоге запчастей. То же относится ик блокам цилиндров. Еще один часто встречающийся вопрос — не скажутся ли отрицательно на охлаждении двигателя уменьшенные размеры водяных протоков в унифицированной головке? Здесь уместно обратить внимание на тот факт, что не свечение протоков в головке определяет протекание охлаждающей жидкости из блока в головку, а размеры отверстий в ее прокладке. Поэтому опасения, тревожащие авторов этих писем, безосновательны. В. Щипков из г. Дзержинска Горьковской области, ознакомившись с предыдущим нашим материалом, делает неправильный вывод, что моторесурс двигателей ВАЗ со степенью сжатия 8,8 недостаточен. Моторесурс таких двигателей равен 100 тысячам километров пробега. Нам известны многочисленные случаи, когда двигатели «жи: гулей» с такой степенью сжатия проходили 100—120 тысяч километров и не нуждались в капитальном ремонте. Моторы «жигулей» со степенью сжатия 8,5 имеют, как показали заводские испытания, еще более высокую долговечность. Иные автолюбители, не разобравшись в существе дела, спрашивают: почему же завод выпускает двигатели со степенью сжатия 8,8, когда есть более долговечный вариант со степенью сжатия 8,5? Считаем нужным поэтому повторить то, что сказано в статье: двигателей со степенью сжатия 8,8 уже нет на производстве. Н. Оспищев из Барнаула, другие читатели интересуются, не планирует ли ВАЗ выпускать двигатели со степенью сжатия, соответствующей бензину А-76. Здесь ответ однозначен: нет, завод не будет выпускать" такие двигатели ни для внутреннего рынка, ни на экспорт. • ВАЗ также не вел никаких работ по приспособлению двигателей для бензина А-76. Переход на это топливо влечет за собой неизбежное снижение мощности двигателей и, как следствие, ухудшение всех технико-экономических показателей автомобилей.Возможные комбинации головок, блоков и поршней двигателей ВАЗ«о St S-S ОФ«О fi <B\Q[ ка-сгораголов-МодельДавление (кгс/см ) в шине при разных температурах20)83• м *двигателяй. о ОоOS8K ВАЗ—2101 ВАЗ—21011 1198 8,8 8,5 8,5 1294 8.8 8,8 1294 8,5 1452 8,8 8,5 8,5 1568 8,5 38,4 39,9 39,9 41,5 41,5 43,1 46,5 48,4 48.4 52,3Ф 38Й fiO.es о . Ф Sfй \0 ФВФШ* головок цилиндров2101-1003011 2101-1003011 21011-1003011-10 21011-1003011 21011-1003011-10 21011-1003011-10 2101-1003011 2101-1003011 21011-1003011-10 21011-1003011-10ММпоршнейцилиндровММ блоково°с1,50 1,60 1,70 1,80 1,90 2,00 2,1020° С40° С1,61 1,72 1,82 1,93 2,04 2,15 2,251.72 1,84 1,95 2,07 2,18 2,30 2,41ВАЗ —21011-01 ВАЗ —2103 ВАЗ—21062101-1004014 2101-1004014 2101-1004014 21011-1004014 21011-1004014 21011-1004014-10 2101-1004014 2101-1004014 2101-1004014 21011-1004014-102101-1002011 2101-1002011 2101-1002011 21011-1002011 21011-1002011 21011-1002011 2103-1002011 2103-1002011 2103-1002011 2106-1002011