10
11
Каждый день многие сотни новых «жигулей» начинают свою жизнь в семьях советских людей. Выполняя задачи, поставленные перед автомобилестроителями XXV съездом КПСС, Волжский автомобильный завод имени 50-летия СССР, все время совершенствуя выпускаемые автомобили, осваивает новые модели, готовится к переходу на производство машин, которые пока считаются конструкциями завтрашнего дня. За всей этой серьезной работой завод старается не упускать из-под своей опеки автомобили, находящиеся в эксплуатации, С этой целью создана фирменная система автосервиса, о которой наш журнал уже не раз писал. Год назад на страницах январского номера начальник производственного управления «АвтоВАЗтехобслуживание» Р. Д. Кислюк поделился планами развития вазовской службы автосервиса в текущем пятилетии. Сегодня мы попросили его рассказать читателям о том, что сделано заводом за минувший год, что ждет владельцев «жигулей» в ближайшее время. Год в жизни каждого производственного коллектива — срок и большой и малый. Это зависит от того, с какой меркой к нему подходить. В жизни нашей фирменной сети автосервиса, прошедший год всего лишь седьмой по счету и, пожалуй, один из самых насыщенных по производственным проблемам, сопутствующим всякому новому делу, утверждающемуся в масштабах страны. Думаю, не ошибусь в оценке, если скажу, что для всего коллектива управления «АвтоВАЗтехобслуживание», выросшего до 17 тысяч человек, эти календарные рамки показались тесными. Многое из наших планов действительно удалось осуществить, многое, но не все. Годовой денежный оборот управления приблизился к миллиарду рублей. Смысл этой цифры заключается в том, что с учетом средней стоимости технического обслуживания и ремонта она означает 2,5 миллиона условных автомобилей, прошедших через руки наших станций обслуживания и спецавтоцентров. Цифры внушительные, да только нас они не успокаивают. Завод, который мы представляем, уже перекрыл свою проектную мощность. Сегодня он выпускает 680 тысяч автомобилей в год вместо 660 тысяч, предусмотренных по проекту. Приобретая автомобиль, владелец его, естественно, рассчитывает на то, что он будет ему надежным помощником в каждодневных делах. А современная машина требует и современного уровня обслуживания. На ВАЗе достаточно остро чувствуют это. От качества обслуживания зависит долговечность каждого агрегата, каждого узла. Просчеты, плохая работа влеку-т-._«депную реакцию» — лишние расходы на эксплуатацию автомобиля у потребителя, дополнительные расходы на производство запчастей у завода, нехозяйственное использование производственных мощностей, материалов, людских ресурсов. Поэтому одной из важнейших задач, постоянно находящихся в поле зрения руководства завода, партийной организации, является дальнейшее развитие уже созданной в стране системы «АвтоВАЗтехобслуживание». В этой связи надо отметить, что в 1977 году введены в строй спецавтоцентрыСервисГ IIIпроизводственный ГСовременный мастерских по обслустиль отличает спецавтоцентры и СТО ВАЗа от живанию автомобилей недавнего прошлого. Эта генеральная линия технической политики завода отчетливо просматривается и во внешнем облике предприятий сервиса (фото слева), и в их интерьере (фото справа внизу), и даже в конструкции автомобиля, предназначенного для помощи владельцам «жигулей» на дороге (фото справа вверху). Фото А. Блохнина, В. Гаспарянца и В. КнязеваОДИН ШАГВАЗа в Краснодаре и Воронеже. Вводится спецавтоцентр в Казани. Сданы в эксплуатацию СТО в Зеленограде и Львове, Геленджике и Брянске, Нукусе и Орле, Ивано-Франковске и Ставрополе. Таким образом, из 24 строящихся станций в 1977 году 8 вошли в число действующих, а в Орле, Белгороде, Балаково, Орше, Джамбуле, Талды-Кургане, Адлере, Сухуми, Орджоникидзе, Кировабаде, Кургане, Нижнекамске и Новокузнецке, возможно, порадуют автомобилистов началом работы в 1978 году, часть из них —/ уж во всяком случае. Из числа проектируемых в прошлом году перешли в стадию строительства 14 автоцентров, расположенных также на всей территории страны. Прямая зависимость продажи «жигулей» от возможности их обслуживания исключала поставку этих машин в от-дельные районы. 1977 год открыл «навигацию» для наших автомобилей на Сахалине — в самой восточной зоне эксплуатации «жигулей» в Союзе. Это прямо связано с открытием в Южно-Сахалинске самой дальней фирменной СТО. Вместе с ней вся сеть предприятий автосервиса ВАЗа выросла до 3618 постов, имеющихся в 33 центрах, на 200 стационарных и 117 передвижных станциях. Конечно, и нам, работникам ВАЗа, и владельцам наших автомобилей очень хотелось бы видеть сеть станций еще более плотной. Многое в этом плане зависит от строителей. К сожалению, наши объекты для них, как правило, остаются второстепенными. Ы\\л понимаем, что, несмотря на огромные ассигнования — 200 миллионов рублей, — предназначенные для строительства предприятий системы «АвтоВАЗтехобслуживание» в10 текущей пятилетке, размеры наших строек, рассредоточенных по стране, не могут соперничать с громадными по масштабам народнохозяйственными объектами общегосударственного значения. Но в то же время опыт показывает: там, где местные органы идут навстречу нуждам автосервиса, где понимают социальное значение этой проблемы, вопросы строительства и ввода в эксплуатацию наших предприятий успешно решаются. Хорошим примером может служить внимание к строительству спецавтоцентра со стороны новосибирского обкома КПСС. Ударной комсомольской стройкой города объявлено строительство самаркандского автоцентра. Многие из молодых строителей готовятся после сдачи центра в эксплуатацию стать специалистами по обслуживанию автомобилей и проходят курс обучения. Безусловно, строительство — важнейшее звено в создании любого по масштабам и размерам предприятия автосервиса. Но не меньшая роль отводится и его оснащению. В этом отношении у ВАЗа четкая программа — любое диагностическое и ремонтное оборудование должно быть на уровне современных технических требований. От него зависит и производительность труда, и качество услуг, а в конечном итоге, — долгая и необременительная эксплуата2*ция автомобиля. В минувшем году для действующих и строящихся станций управлением «АвтоВАЗтехобслуживание» было закуплено большое количество высокопроизводительного оборудования в странах, входящих в СЭВ. Тяговоэкономические показатели двигателя будут проверяться на совершенном польском стенде; на высокоточных стендах из ЧССР специалисты станут проверять и регулировать углы установки колес и определять состояние тормозов; на чехословацкой же установке будут обрабатывать кузова «Тектилом»; венгерские моечные машины помогут «жигулям» сохранять привлекательный внешний вид; на станках из ГДР с высокой степенью точности будут балансироваться колеса. Конечно, здесь перечислено далеко не все оборудование, которым оснащаются вазовские предприятия сервиса. Многое для них делают сам автозавод и отечественные предприятия автоспецоборудования треста ГАРО. Большое внимание уделено в прошедшем году сокращению времени, которое тратят владельцы «жигулей» на их обслуживание. С этой целью были приняты конкретные меры, избавляющие от всякого рода формальностей и предоставляющие автолюбителям возможность самим устранять мелкие неисправности на участках срочного ремонта. Конечно, это повлекло за собой перестройку внутри производственных помещений ив организационной структуре предприятий. Но результат, который пришелся по душе многим энтузиастам самообслуживания, достигнут. Не остался в накладе и ВАЗ, так как действия владельца автомобиля остаются под контролем заводских специалистов. Есть еще один способ повышения качества и экономии времени при техническом обслуживании — совершенствование технологии. Здесь фирменная система сервиса имеет неоспоримое преимущество перед всеми остальными структурами. Располагая производственной базой, способной быстро внедрять на всех своих предприятиях наиболее эффективные методы, управление «АвтоВАЗтехобслуживание» приняло решение о создании специального участкалаборатории по разработке и внедрению новых прогрессивных технологических процессов. Эта лаборатория создана рядом с заводом в тольяттинском спецавтоцентре, который сегодня лидирует в освоении новой технологии, совершенствовании организации труда. В Тольятти же находится и центр нашей кадровой подготовки. Всем известно, что самой совершенной технике требуются знающие специалисты. С расширением сети фирменных станций автосервиса вопрос этот приобретает особую остроту. Система подготовки кадров в самом «АвтоВАЗтехобелуживании» позволяет использовать действующие спецавтоцентры и крупные СТО в качестве базы для обучения работников строящихся предприятий. Именно благодаря такой системе, например, груп• па слесарей из Южно-Сахалинска получила подготовку в Хабаровске, а позже на самую дальнюю станцию был самолетом направлен учебный класс ВАЗа — бригада высококвалифицированных специалистов, организующая обучение без отрыва от производства. Много работников и руководителей предприятий автосервиса ВАЗа побывало в 1977 году в Тольятти, где в их распоряжение было предоставлено все лучшее из опыта обслуживания и ремонта «жигулей» находящихся в производстве моделей. Росту квалификации и технической культуры рабочих предприятий фирменного сервиса способствуют и ставшие традиционными конкурсы профессионального мастерства специалистов ведущих профессий — автослесарей, электриков и жестянщиков. В 1977 году всесоюзный конкурс состоялся в третий раз, и приятно отметить, что среди его участников были мастера, имена которых владельцы машин называют в своих благодарственных письмах. Автосервис ВАЗа строится. То, что за короткое время удалось создать разветвленную сеть больших и малых предприятий, безусловный наш актив. Мы рады ему так же, как и те люди, для кого создавалась сама система «АвтоВАЗтехобслуживание». Но, мы погрешили бы против истины, сказав, что все кругом хорошо. Еще немало претензий поступает со стороны автолюбителей. Все наши усилия, подкрепленные постоянно действующими группами народного контроля, направлены на то, чтобы на любой, пусть даже самой маленькой фирменной СТО, привить вазовскую культуру работы, вазовский трудовой стиль. С каждым годом растет авторитет вазовской системы автосервиса. Основа этому закладывается в самом принципе отношения к владельцу «жигулей» — сервис существует для автомобиля, но не наоборот. Для укрепления нашего доброго сотрудничества с автомобилистами, для дальнейшего повышения эффективности и качества обслуживания автомобилей уже вводится ив нынешнем году получит развитие система послеремонтной оплаты работ. По отзывам клиентов, это удобнее существующей системы. Для службы же сервиса новый порядок будет стимулом к укреплению ответственности и дисциплины. Несколько пожеланий хотелось бы адресовать владельцам «жигулей». Бывают случаи, когда автолюбители предъявляют необоснованные претензии к работе СТО, в особенности к гарантии восстановительного ремонта автомобилей после тяжелых аварий. Встречаются и попытки выдать за производственный дефект поломки, возникшие в результате небрежного или неграмотного обращения с автомобилем. Немало забот работникам станций доставляют автомобили, спидометры которых в течение гарантийного года неоднократно возвращаются «умельцами» к одному и тому же пробегу. Все это, хотя и наивно и довольно просто обнаруживается, но бтнимает у работников СТО время, которого очень часто и так не хватает. И еще одно. Журнал уже призывал владельцев машин пользоваться месяцами затишья, не откладывать до техосмотра и приближения ездового сезона ремонтные дела. Пользуясь случаем, еще раз обращаюсь с этим советом. Хочется надеяться, что наши усилия в утверждении доброго имени «АвтоВАЗтехобслуживания» дадут свои результаты и каждый центр, каждая СТО станет верным помощником автолюбителей.Р. кислюк,начальник производственного управления «АвтоВАЗтехобслуживание» г. Тольятти11