Напризы „За рулем1'Точетный трофейу волжан«Трофей заводов» — так называется переходящий приз, учрежденный в 1971 году редакцией журнала «За рулем». Он ежегодно присуждался коллективу автомобильного или моторного завода, чьи спортсмены на первенствах и кубках СССР набирали наилучшую сумму очков. Как и всегда, в зачет шли по два лучших результата из классов автомобилей, представленных в этих соревнованиях. Шкала начисления очков такова: за первые десять мест соответственно 16, 12, 10, 8, 6, 5, 4, 3, 2, 1 очко. Полный текст положения о «Трофее» был опубликован в журнале (1971, № 2). Первые два года (1971 и 1972 гг.) «Трофей» выигрывал АЗЛК, последующие четыре — ВАЗ. Естественно, после серии успехов спортсменов Волжского автомобильного завода стало складываться мнение, что переходящий приз останется в Тольятти. Однако уже после зимних первенств (чемпионата по трековым гонкам и командного кубка по ралли) лидировал ИЖ (19 очков), далее шли ВАЗ (9) и АЗЛК (2). Затем, когда финишировал чемпионат СССР по «кольцу» на гоночных автомобилях и машинах группы А2, лидером стал коллектив Волжского автомобильного завода. В 1977 году его спортсмены выступали во всех чемпионатах страны, вплоть до кросса на «багги». Но результаты последнего не могли быть учтены в розыгрыше *Тро-' фея заводов». Дело в том, что в судейских протоколах рядом с фамилиями заводских спортсменов было указано не как обычно «РСФСР, г. Тольятти, ВАЗ», а «областной СТАМК, г. Куйбышев», жюри же «Трофея» строго руководствуется официальными документами судейских коллегий. Победителем, в пятый раз, стал Волжский автозавод, спортсмены которого ровно и успешно выступали на протяжении всего года. Редакция сердечно поздравляет коллектив тольяттинцев с выигрышем «Трофея заводов». ВАЗ набрал 81 очко. На последующих местах: 2. ГАЗ — 69 очков; 3. ИЖ — 54; 4. АЗЛК — 48; 5. УАЗ — 27; 6. ЗАЗ — 13; 7. МеМЗ — б; 8. ТОАРЗ — 1. Наиболее результативным заводским спортсменом в 1977 году оказался Виталий Богатырев из Тольятти, выигравший две золотые и одну серебряную медали.АВТОГОНКИЧемпионат мира среди марок спортивных автомобилей в минувшем году переживал дальнейший спад, а поэтому и интерес к этим соревнованиям (они проходили в восемь этапов) несколько остыл. Главная причина — сложность и дороговизна постройки специальных машин группы 5. На популярности соревнований сказалось также подавляющее превосходство автомобилей «Порше». Эта марка пришла к финишу со 120 очками, а ее единственный практически соперник БМВ — с 55. Большая часть этапов была выиграна на машинах «Порше-935» с турбонадду3 вом (рабочий объем двигателя — 2993 см , мощность — 620 л. с ) . Этот автомобиль обладает впечатляющей динамикой: разгон с места до 100 км/ч занимает 4 с, 400 метров с места машина проходит за 11,3 с, а ее максимальная скорость составляет 340 км/ч. Не может не впечатлять и стоимость такого «Порше» — «ракета на колесах» обходится заводу в 250 тысяч марок ФРГ (столько стоят 26 «фольксвагенов-гольф»). Вот в этих огромных расходах и кроется объяснение идущей На убыль популярности гонок на спортивных машинах. Итоговый результат: 1. «Порше»: 2. БМВ; 3. «Шевроле»; 4. «Феррари»; 5. «Лянча»; 6. «Форд».125 см» — 42—44 л. 3 с ; 250 см» — 6064 л. с ; 350 см — 76—80 л. с ; 500 см' — 95—102 л. с. Сейчас на гоночных мотоциклах получили широкое распространение отлитые из электрона колеса, дисковые тормоза, шины типа «слик» без рисунка, бесконтактное электронное зажигание, лепестковые клапаны, водяное охлаждение. По сумме очков места в чемпионате распределились следующим образом, 3 50 см : 1. А. Ньето (Испания), «Вультако»; 2, Э. Лаццаринн (Италия), «Крайдлер»; 3. Р. Тормо (Испания), «Бультако». 3 125 см : 1. П. Бьянки (Италия), «Морбиделли»; 2. Э. Лаццарини (Италия). «Морбиделлн»; 3. А. Ньето (Испания), «Бульта3 ко». 250 см : 1. М. Лега (Италия), «Морбиделли»; 2. Ф. Унчини (Италия), «ХарлейДавидсон»; 3. В. Вилла (Италия), «Харлей3 Давидсон». 350 см : 1. Т. Катаяма (Япония), «Ямаха»; 2, Т. Харрон (Ирландия), «Ямаха»; З.Д. Икрольд (ЮАР), «Ямаха». 3 500 см : 1. Б. Шийн (Англия), «СузукИ»: 2. С. Вейкер (США), «Ямаха»; 3. П. Хен3 нен (США), «Сузуки». 500 см с коляской: 1. Д. О'Делль — К. Холланд (Англия), «МаЙ-Ямаха»; 2. Р. Билланд — К. Вильяме (Швейцария), «Шмид-Ямаха»; 3. В. Шверцель — А. Хубер (ФРГ). АРО. 3 750 см : 1. С. Вейкер (США), «Ямаха»; 2. К. Саррон (Франция), «Ямаха»; 3. Ю. Ригаль (Монако), «Ямаха».МОТОМНОГОБОРЬЕПосле окончания международных шестидневных соревнований ФИМ, как обычно, были опубликованы обширные статистические данные по представленным на них мотоциклам. Среди 313 машин наиболее многочисленными (80) были КТМ. Далее идут марки ЯВА (43 машины). «Хускварна» и СВМ (по 19). Из общего числа стартовавших закончили соревнования и дошли до финиша 219, то есть 70%.. Машины участников по мощности двигателей имели следующие максимальные показатели в классах: 75 см3 — 15 л. с ; 100 см» — 22 л. с ; 125 см» — 26 л. с ; 175 см3 — 28,5 Л. с ; 250 см» — 35 л. с ; 350 см» — 41 л. с ; 500 см» — 40 л. с.* * *В чемпионате мира на автомобилях формулы I новый год начался, как обычно, с изменений в составах гоночных команд. Вот они: АТС — И. Масс (ФРГ); «Врэбхэм» — Н. Лауда (Австрия). Д. Уотсон (Англия); «Вольф» — И. Шехтер (ЮАР); «Копершукар» — Э. Фиттипальди (Бразилия); «Лижье-Матра» — Ж. Лаффит (Франция); «Лотос» — М. Андретти (США); Р. Петерссон (Швеция); «Мак-Ларен» — Д. Хант (Англия), П. Тамбе (Франция); «Мартини» — Р. Арну (Франция); «Рено» — Ж. Жабуиль (Франция); «Тиррел» — П. Депэлле (Франция), Д. Пирони (Франция); «Феррари» — К. РеЙтеманн (Аргентина), Ж. Вильнев (Канада); «Шэоу» — Р. Патрезе (Италия); «Энсайн» — Й, Регаццоии (Швейцария).КАРТИНГВ г. Парма (Италия) был разыгран чемпионат мира 1977 года по картингу. Он проводился, как обычно, на машинах класса 100 см3 без коробки передач. В соревнованиях) приняли участие 84 спортсмена из 21 страны Европы, Америки, Австралии, Африки. Во время тренировок для засечки времени было использовано электронное устройство — фиксировались тысячные доли секунды. Разница между абсолютно лучшим и десятым результатами составляла всего 0,574 с. Поскольку от них зависело распределение участников по заездам, на тренировках спортсмены ставили на карты специальные «тренировочные» моторы с повышенными показателями мощности и крутящего момента, но малой долговечности. Остальные два двигателя из трех разрешенных условиями чемпионата каждый по своему усмотрению использовал на протяжении двух дней гонок. Почетный титул завоевал Ф. Ровелли (Италия) на машине БМ с мотором БМ, В шестерку сильнейших вошли также М. Аллен (Англия), ВМ-БМ; Л. Ларссон Швеция), «Спринт»-«Сирио»; К. Фаби Италия), «Вирель»-«Парилла»; А. де Чезарис (Италия), «СирИо»-«Сирио»; Л. Стийд (США), «Вирель»-«Парилла».МОТОГОНКИЧемпионат мира 1977 года (двадцать восьмой по счету) был разыгран в тринадцать этапов. В известной мере первенство 1977 года стало поворотным в истории этого вида спорта. Во-первых, оно окончательно утвердило превосходство мотоциклов с двухтактными двигателями во всех классах, даже в таком, как 500 см' с коляской. Во-вторых, оно знаменовало смену поколений среди лидеров. Если за последние годы первую роль играли «англо-саксонские» гонщики (из Англии, ФРГ, Голландии) при отдельных успехах скандинавских (Швеция, Финляндия), то теперь, как считают специалисты, «накатила латинская волна» (спортсмены из Италии, Испании, Франции, Венесуэлы). Так, А. Ньето (Испания) в восьмой раз стал чемпионом мира. Среди призеров начали фигурировать гонщики США, впервые титул чемпиона мира выиграли японец Такашими Катаяма и американец Стив Вейкер. По иронии судьбы Вейкер выступил на японской машине «Ямаха», а в классе 250 см3 серебряную медаль завоевал итальянец Ф. Унчини на американском «Харлей-Давидсоне». Последние годы технический прогресс в кольцевых гонках способствовал резкому росту показателей мотоциклов. Так, максимальная мощность двигателей класса 50 см 1 составила 18—10 л. с ;РЕКОРДНЫЕ ЗАЕЗДЫГолландский гонщик X. ван Кессель на мотоцикле «Крайдлер» (49 см», 20 л. с), снабженном обтекателем, установил новый международный рекорд скорости в классе 50 см3. Он прошел километр с хода, показав 221,586 км/ч. Конгресс ФИМ, состоявшийся в Каракасе, утвердил это достижение.34