Советским Вооруженным Силам 60 лет— Да, да, в редакции в самом деле присутствуют представители целых четырех поколений военных автомобилистов, — сказал, открывая «круглый стол» «За рулем», главный редактор И. И. АДАБАШЕВ. — Собственно, и замысел наш был таким: на встрече в честь 60-летия Советских Вооруженных Сил устроить своего рода перекличку поколении, показать преемственность, которая, как эстафета, связывает младших со старшими. Какой вклад внесли воины за рулем в годы гражданской и Великой Отечественной войн в победу над врагами Родины, кому она доверила свою неприкосновенность в наши дни — об этом расскажут читателям участники «круглого стола».ко-нибудь успешном ведении боевых действий. И в связи с этим резко возросла роль военного водителя, возросли требования к нему. Современный шофер в армии — это • первую очередь боец, выполняющий свою боевую задачу в составе расчета, отделения или индивидуально, умеющий вести огонь из разных видов оружия. КоЕоче — грамотный, полноценный солдат. о-вторых уже — он водитель. От его умения, физических, моральных качеств зависит выполнение боевой задачи, жизнь товарищей. И в-третьих, военный шофер — еще и механик. Он обязан содержать боевую технику в постоянной готовности к выходу, и должен уметь определить • считанные минуты неисправность, если такая появилась, и устранить ее. Подготовить такого водителя очень непросто. Мы понимаем, какая трудная задача, а частности, стоит перед автошколами ДОСААФ, где будущие военные автомобилисты осваивают азы водительского мастерства. И с удовлетворением отмечаем, что большинство школ оборонного Общества с этой задачей успешно справляются. 60-летие Вооруженных Сил сегодня с гордостью отмечают и молодые воиныавтомобилисты, и ветераны, стоявшие у истоков зарождения автомобильных войск. Один из них, много лет проработавший в нашем управлении — Антон Мартынович Жарчинский может многое вспомнить. А. М. ЖАРЧИНСКИЙ. Еще в царское время, работая подсобником в автомобильных мастерских, а затем слесарем,тревоге. Целая колонна автомобилей из разных мест прибыла к эшелону. Мы посадили в кузова матросов, вооруженных пулеметами, винтовками, гранатами, и двинулись туда, где находились контрреволюционные войска. Не знаю точно, но не исключено, что это и было первое массовое применение автомобилей для переброски красных войск. Произошел короткий жестокий бой, быстро были разгромлены остатки 3-го конного корпуса, части 17-го корпуса белых. Так началось мое участие в защите завоеваний Октября. Потом служба продолжалась в полевом штабе Военно-революционного комитета, а распоряжении которого находились и броневики, и грузовые, и легковые автомобили. Задания выполнял самые различные. Когда был переведен в Москву, работал при Реввоенсовете республики. Не все присутствующие здесь товарищи знают, что в 1918—1919 годах Совнарком, Совет Труда и Обороны, Революционный военный совет Республики (РВСР) находились в Москве, а ставка главнокомандующего — в Серпухове. Вот и приходилось круглосуточно держать связь между Москвой и Серпуховом. Ездил на разных машинах — то на «Пежо», то на «Рено», то на «Роллс-Ройсе». Как водителю, мне довелось близко знать видных военных деятелей того времени. Помню поездки с Михаилом Васильевичем Фрунзе, Я познакомился с ним после подавления эсеровского мятежа в Ярославле. Не изгладятся из памяти минуты, когда, сидя рядом с водителем, Михаил Васильевич нет-нет да вспоминал интересные эпизоды из своей почти сказочной биографии профессионального революционера, полководца...СЛУЖИМ СОВЕТСКОМУПервому я хотел бы предоставить слово генерал-лейтенанту-инженеру, заместителю начальника центрального автотракторного управления Министерства обороны СССР Ивану Васильевичу Балабаю. И. В. БАЛАБАЯ. Всякий раз, когда мы говорим о военных автомобилистах, об их месте в Вооруженных Силах, мне вспоминается исторический факт, который, думаю, является символическим. Я говорю об известном всем событии — встрече Владимира Ильича Ленина на Финляндском вокзале в апреле 1917-го. Военные автомобилисты тогда с большим риском для себя сумели вывести на улицы города два броневика. Эти машины стали охраной Ильича, его первой трибуной. Так солдаты-водители еще до Октябрьского вооруженного восстания заявили о своем отношении к революции, о том, что они с народом, с партией большевиков. Во время социалистической революции, в годы гражданской войны военные шоферы, проявляя героизм, изобретательность и великолепное знание дела, активно участвовали в борьбе с белогвардейцами и интервентами. Великая Отечественная война показала неисчерпаемые возможности Страны Советов, стойкость и героизм ее людей. Эвакуированные на восток заводы с колес начинали выпуск продукции, в том числе автомобилей. Уже осенью 1941 года враг почувствовал сокрушительную мощь легендарных «катюш» — первых реактивных минометов, смонтированных на ЗИСах, С этого времени, можно считать, автомобиль стал боевой машиной. Воины-шоферы показали себя настоящими бойцами, способными совершать самые высокие подвиги во имя Родины. Достаточно назвать здесь одно только слово «Ладога», чтобы оценить их ратный труд, их героизм. В наши дни неизмеримо возросли мощь и сложность боевой техники. Автомобиль, оставаясь основным средством мобильности войск, проник во все сферы армейской жизни. Без него сейчас зачастую невозможно говорить о сколья научился управлять автомобилем. Каких только машин тогда не было — французские, итальянские, немецкие. Каждая была мне интересна, и о каждой я старался узнать все что мог. Ну а когда мобилизовали на империалистическую войну, я уже значился в технических специалистах. Сразу же попал в одну из автомобильных рот. Она обслуживала штаб верховного главнокомандования, размещавшийся в' Могилеве. Это было перед самой Февральской революцией. Должен заметить, что при ставке главковерха, при штабах Западного и Северного фронтов было сосредоточено немалое по тому времени количество автомобильных частей, подразделений, отдельных команд. И вот что характерно: военные автомобилисты в большинстве раньше, чем другие армейские подразделения, переходили на сторону революции. Да по-другому, наверно, не могло быть: в автомобильные подразделения чаще всего попадали мастеровые люди — сознательные пролетарии, Много времени прошло, не все удерживает память, но я никогда не забуду, как восторженно мы, шоферы, встретили весть об Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде. Помню, как собирались на митинги, горячо обсуждали ленинские декреты о мире, о земле, обащение второго Всероссийского съезда оветов «К фронту», в котором предлагалось создавать ревкомы, органы власти солдат. Но и контрреволюция не дремала. Верховный главнокомандующий Духонин, корниловцы — вся белогвардейщина — стягивали силы, чтобы бросить их на подавление революции. Совет Народных Комиссаров, возглавляемый Лениным, принял экстренные меры для лйквидаии контрреволюционной ставки. Генерал ухонин был смещен с поста верховного главнокомандующего. Вместо него Совнарком назначил большевика Крыленко. В середине ноября 1917 года власть в свои руки в Могилеве взял большевистский Военно-революционный комитет — ВРК. А ночью на станцию Могилев прибыл эшелон во главе с Крыленко ис ним большой отряд моряков и красноВы спрашиваете, как мы управлялись тогда со старыми автомобилями иномарок? Как правило, шоферы — народ смекалистый, влюбленный • технику и знающий ее. Порой своими руками приходилось из двух-трех негодных машин собирать одну, а потом чинить, латать в коротких перерывах между поездками... Однако пора уже передать слово товарищам. Может быть, меня сменит генерал-майор Николай Николаевич Степанов, он ведь тоже ветеран-автомобилист, хотя из второго поколения. Н, Н. СТЕПАНОВ. С автомобилем я познакомился в середине 20-х годов: в Петергофе поступил в школу рабочнх-подёостков, где было целых три автомобиля! таренькие, но все-таки автомобили. Полюбил их сразу. Помогал в ремонте, потом стал обучаться езде. В 1928 году на АМО—Ф15 совершил первую самостоятельную поездку из Петергофа в Лугу. Какой длинной и трудной показалась она мне. Но именно в этом первом рейсе твердо решил стать автомобилистом. Окончил московское . военно-инженерное училище в 1929 году. В запас ушел в 1968-м. И все эти годы не порывал с армией и автомобилем. Великая Отечественная застала меня на должности офицера автодорожного отдела штаба Киевского военного округа, а перед этим был командиром автороты, автобатальона, начальником штаба автополка. Эти подразделения и части обслуживали многие полевые учения, проводившиеся в предвоенные годы. С гордостью вспоминаю, что в то время встречался с видными военными деятелями — Ворошиловым, Жуковым, Тимошенко, Федько, Якиром. Перед самым нападением гитлеровцев окончил заочно военную академию имени М. В. Фрунзе, а после войны — академию Генерального штаба. Великая Отечественная война, особенно первые два года, была для тружеников фронтовых дорог огромным испытанием. Говорят, военный шофер в атаку не ходил. Бывало и ходил, но главная его задача состояла в перевозке войск на поле боя, оружия, боеприпасов, продо-ЕЙгвардейцев Нас, военных шоферов,подняли по2 Иван Васильевич БАЛАБАЯ, генераллейтенантинженер, заместитель начальника Центрального автотракторного управления МО СССРHN*1Антон Мартынович ЖАРЧИНСКИЙ, участник гражданской и Великой Отечественной войн Николай Николаевич СТЕПАНОВ, генерал-майор в отставке' ""2^4ИfcL, • иГригорий Григорьевич ГАЛУЗА, Герой Советского Союза, подполковник в отставкеСергей Васильевич САБОДАХО, полковник, ответственный работник Центрального автотракторного управления МО СССРСОЮЗУ!вольствия, в эвакуации раненых, в подвозе всего того, что обеспечивало и атаку и оборону, иначе говоря — ведение боя. Какой же это был гигантский и опасный труд) Летом сорок первого мне довелось руководить переброской войск и грузов одного из стрелковых корпусов почти на 200 километров я район Гомеля с другого участка фронта. На ЗИС—5, ГАЗ—АА двигались только а темное время, как правило, по грунтовым дорогам, совершенно не приспособленным к массовым перевозкам. Чтобы не демаскировать себя (самолеты противника все время кружились над этой территорией), делали так: во главе каждой колонны при троганье с места шел солдат с накинутой плащ-палаткой, из-под которой фонариком подсвечивал дорогу. И так при каждой остановке. Представляете себе, каково было водителям машин в кромешной темноте! И, поверьте, огромную махину, каким являлось такое соединение, как стрелковый корпус, перевезли почти без потерь! Летом 1942 года, когда образовался Сталинградский фронт, меня назначили начальником автодорожных войск этого фронта. О защитниках Сталинграда написаны десятки исторических, мемуарных, художественных произведений. Об автомобилистах в них — немного. Идя на нашу встречу, я захватил некоторые копии документов, карт, чертежей, пусть даже в малой доле раскрывающих объем работ, которые провела наша служба. 200 дней и ночей военные шоферы- ни на минуту не прекращали подвозить все необходимое к линии боя через Волгу и ее притоки, а дорожники строили переправы, мосты, оборудовали и содержали в бескрайних степях трассы, по которым в обе стороны в сутки проходило до 7000 автомобилей. Разные задачи приходилось решать в то тяжелое время. Но особо памятными для меня остались дни, когда я руководил строительством переправ у сталинградского тракторного завода. Это был, не преувеличиваю, настоящий ад. Под непрерывными бомбежками и обстрелом наши дорожники, мостовые части, сапеы ни §адачу на минуту не прекращали работы. выполнили, Позвольте на этом закончить, почтив 1*В КАНУН ЮБИЛЕЯ СОВЕТСКИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ЗА «КРУГЛЫМ СТОЛОМ» ЖУРНАЛА СОБРАЛИСЬ ВОИНЫ-АВТОМОБИЛИСТЫ ЧЕТЫРЕХ ПОКОЛЕНИЙпамять тех, победы.кто отдал жизнь во имяГ. Г. ГАЛУЗА. Некоторыми воспоминаниями могу поделиться и я. Правда, на войне мне приходилось иметь дело с броневиками и бронетранспортерами, но за рулем боевых машин тоже сидели военные водители, причем среди них были ребята, обучившиеся водительскому делу на курсах ив кружках Осоавиахима. В разведку отбирали тех, кто уже проявил себя в боях. Среди них могу назвать таких умелых и бесстрашных механиков-водителей, как Герой Советского Союза кубанец Иван Самодеев, он и сейчас живет на своей родине; как москвич Саша Крутиков, как Сергей и Николай Васюта — братья из города Шахты. Первый из них героически погиб, подорвав свой Т—70 (легкий танк) и уничтожив десятки гитлеровцев. Что сказать о себе? Война застала меня курсантом военного училища в Киеве. В составе 3-го гвардейского механизированного корпуса прошел путь от Волги до Балтики и большую часть этого пут и — в разведке. Мне задали вопрос: за какие заслуги получил звание Героя Советского Союза? Прежде всего, наверное, за четкое выполнение сложных боевых заданий, однако был и конкретный повод. В конце июля 1944 года наш корпус вместе с другими соединениями почти полностью освободил Литву, участвуя в боях за Вильнюс, Шяуляй и другие города. Предстояло двигаться дальше, в частности овладеть Елгавой, отрезать противнику пути отхода. Эта задача была поставлена нашей 9-й бригаде, Вечером 27 июля командир бригады полковник Стародубцев вызвал меня и отдал приказ проникнуть в тыл противника, занять важный рубеж и удержать его до подхода главных сил бригады. Сформировали подвижную группу, в которую вошли 29 разведчиков на бронетранспортерах, двух танках и трех бронеавтомобилях. Возглавить действия разведгруппы было приказано мне. Глубина рейда в тыл противника — не менее 80 километров. Большинство разведчиков переоделось в немецкую форму. Двинулись ночью по шоссе Шяуляй — Рига. Шли на приличных скоростях. Фашистские регулировщики, видимо принимая нас за своих, указывали путь. Даже по железобетонному мосту через реку Муша, который готовился к подрыву, мы прошли беспрепятственно. Проскочив мост, перебили его охрану. Во второй половине ночи 28 июля разведгруппа ворвалась в город Ионишкис. Здесь был довольно сильный гарнизон, но нас не ждали: кругом было тихо и спокойно, даже действовали ночные рестораны. Тут мы хорошо поработали. Разгромили склады, уничтожили много техники. Помню, как ошалелые фашисты в нижнем белье метались по улицам. На автостраде Ионишкис — Елгава — Рига мы сталкивались ис танками, и с пехотой, и с колонной автомобилей противника, крушили все, что встречалось на пути'. У нас тоже были потери, правда, небольшие. В одном из боев я был ранен, тяжелые ранения получил И, А. Самодеев (нас обстрелял бронепоезд), заменил меня техник-лейтенант И. П. Чечулин. Задание разведгруппа выполнила успешно. Вместе с Иваном Самодеевым мы удостоились чести участвовать в параде Победы на Красной площади, который состоялся 24 июня 1945 года. И. А. ПЕТРАШКО. Видимо, я могу причислить себя к третьему поколению водителей, присутствующих здесь. Я тоже воевал. Но водителем стал в послевоенные годы и очень горжусь своей шоферской профессией. В нашем втором автокомбинате «Мосстррйтранса» большой отряд участников Великой Отечественной. Все они служат образцом в выполнении плановых заданий, доставляя грузы для возведения жилых кварталов столицы. Далеко за пределами Москвы известны достижения Героя Социалистического Труда Николая Ивановича Тропникова. Много у нас и молодежи, выпускников автошкол ДОСААФ, прошедших армейскую закалку. Трудятся они честно, не жалея себя. Преемственность поколений в мирном труде дает свои замечательные плоды. Думаю, лучше всего об этом могут сказать присутствующие здесь представители 1350-го автобатальона, отличившегося на уборке урожая и удостоенного в 1976 году вместе с дру-3 Командир мотострелкового взвода гвардии лейтенант Сергей Васильевич КОРШУНОВ и водители бронетранспортеров рядовые Николай Леонидович КУДРЕЧЕВ и Николай Порфирьевич ГРИШИЧЕВЗаместитель номандира по политчасти отдельного автобатальона № 1350 майор АнатолийВасильевичГАВРИЛОВ и рядовые Алексей Васильевич ПОДСОСОНСКИИ и Петр Прокопьевич ЯНАК08СЛУЖИМ СОВЕТСКОМУ СОЮЗУ!гими лучшими автобатами поздравления Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева. на техпункт. Каждый готов взять на буксир. Никто не считался со временем. Недосыпали, уставали, но работали бесперебойно. П. П. ЯНАКОВ. В армию пришел после окончания тбилисской автошколы ДОСААФ. Вообще в наших подразделениях воспитанников досаафовских школ очень много. Конечно, кто хорошо учился в автошколе, тому легче осваивать армейскую технику. Как отличнику боевой и политической подготовки мне выпала честь помогать труженикам сельского хозяйства в перевозке зерновых и других сельскохозяйственных грузов. Работали на совесть, не жалея сил. Иначе и нельзя было. Год-то какой! 60-летие Октября, новая Конституция. Кроме того, похвала Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Л . И. Брежнева ко многому обязывала и нынешних участников уборки. Вот мы и старались. Я думаю, военный водитель, где бы он ни был, везде старается. Профессия у нас такая. С. В. КОРШУНОВ. Во всяком случае, водители нашей гвардейской Таманской Краснознаменной ордена Суворова дивизии имени М. И. Калинина никогда еще не подводили. Накануне 60-летия Вооруженных Сил СССР хотел бы напомнить, что воины дивизии, и среди них — водители, в годы Великой Отечественной храбро сражались с гитлеровскими захватчиками. 33 Героя Советского Союза дало наше соединение. На славных боевых традициях воспитываются молодые поколения воинов. Начиная с 1946 года наши части и подразделения регулярно принимают участие в парадах на Красной площади столицы. Вести боевую технику на параде доверяется' лучшим из лучших. Вот и На этот раз в честь 60-летия Октября из нашей части это право получили 25 водителей БТР. Все они отлично справились с почетной задачей и удостоились благодарности министра обороны. Двое из них присутствуют здесь. Н. П. ГРИШИЧЕВ. Просто не ожидал, что мне придется встретиться вот так близко, лицом к лицу со старейшими организаторами военной автомобильной службы и столько интересного услышать. Рассказ Героя Советского Союза Григория Григорьевича Галузы тоже произвел большое впечатление. Нам, сегодняшним водителям бронетранспортеров, надо еще многому учиться — главное мужеству, смелости, закалять характер. Спрашивают: что труднее — войсковые учения или участие в параде? Отвечу: и там и там нужны знание техники, умение ею управлять, дисциплина, выдержка. И вера, убежденность, ведь тебе доверена защита Родины... Я благодарен моим наставникам из кстовской технической школы ДОСААФ (это в Горьковской области), что привили мне такое отношение к армейской службе. А. В. ГАВРИЛОВ. На уборке урожая-77, в год юбилея Советского государства, в канун 60-летия Советских Вооруженных Сил воины-автомобилисты трудились с еще большей энергией. Вырос отряд «тысячников» — тех, кто вывез более тысячи тонн даров земли. У нас теперь много таких водителей. Как заместитель командира батальона по политчасти могу сказать, что успехам в немалой степени способствовала активная политико-воспитательная работа, большую роль сыграли коммунисты и комсомольцы. Всего наш батальон перевез 1103 625 тонн сельскохозяйственных грузов. Все роты выполнили свои социалистические обязательства, а одна дала три плана. Особо отличились рядовые Василий Дребут, перевезший 6 тысяч тонн, Алексей Подсосенский и Петр Янаков — по 5 тысяч. Оба они присутствуют на нашей встрече. Давайте послушаем их. Н. Л . КУДРЕЧЕВ. В парадном расчете на Красной площади 7 ноября в юбилей Октября мы с Николаем Гришичевым шли рядом, колесо в колесо. Нелегко это доставалось. На тренировках совершенствовали выучку и добились успехов. Технику люблю, привязан к ней с малого возраста, ведь я, можно сказать, из семьи потомственных автомобилистов: отец, двоюродный брат, дядя — шоферы, уважаемые люди в нашей деревне Бошары, на Могилевщине. Вот ия пошел по их стопам. Николай верно сказал, что нет высшей чести, чем служить своей Родине, своему народу. Служить, что называется, с полной выкладкой, честно и добросовестно, помня о своем святом долге пеЙед Отечеством, о чем записано в новой онституции СССР.А. В. ПОДСОСОНСКИЯ. Работали мы в Волгоградской и Курской областях. Я почти два плана выполнил. Вы слышали — все потрудились отлично. Как это достигалось? Прежде всего обслуживанием машин. Постоянно проверяли их на техническом пункте. Каждую свободную от ездок минуту использовали для предупреждения неисправности. Взаимовыручка, дружба здорово помогали делу. Вдруг ночью в поле какая-то поломка в машине. Бежишь к соседу, говоришь: нужно доставить автомобильЗа нашу Советскую Родину!2 • Февраль • 1978Ежемесячный научно-популярный и спортивный журнал Всесоюзного ордена Ленина и ордена Красного Знамени добровольного общества содействия армии, авиации и флоту Издается с 1928 годаС. В. САБОДАХО. Когда я слышу здесь выступления молодых военных водителей, рассказ об их замечательных боевых и трудовых Делах, об отличных профессиональных качествах, которые проявились, в частности, на параде, а такж ев помощи хлеборобам, .у меня душа радуется. Присутствующие здесь солдаты и офицеры как бы олицетворяют сегодняшнюю армию, представляют собой всех, кто управляет боевой техникой. Мне, к аки другим офицерам, генералам нашего управления, часто доводится бывать в войсках, и мы знаем, с какой высокой ответственностью и бдительностью несут службу воины за рулем. А ведь автомобиль сегодня всюду. Причем в большинстве своем это быстроходные, высокопроходимые, большегрузные машины. Многие из них снабжены различными системами, повышающими проходимость и боевую готовность техники. Управлять такими мощными машинами дело нелегкое. Поэтому, когда Юноши приходят в автомобильные подразделения — а это, к ак правило, выпускники автошкол ДОСААФ, — им дают дополнительную подготовку, завершающуюся многокилометровым маршем в колонне. Затем до конца своей службы в армии водители непрерывно занимаются боевой учебой, в которой особое место отводится техническим занятиям и вождению машин. Непросто и командовать автомобильными подразделениями. В наше время от офицеров всех степеней требуется прочное знание техники, умение обучать и воспитывать подчиненных, обладать высокой военной культурой в самом ши ­ роком смысле этого слова. Таких именно молодых офицеров готовят, в наших Вооруженных Силах высшие военные автомобильные училища, в частности, известные рязанское и челябинское. Словом, товарищи, у военных автомобилистов на счету немало добрых дел. Они с высокими показателями в боевой и политической учебе встречают 60-летие Советской Армии и Военно-Морского Флота. Пожелаем им дальнейших успехов в выполнении священного долга по защите мирного труда нашего народа.