J|3EAEHAnBOAHAЛучше на автодроме, чем на дорогеизбежать беды. В итоге же — стандартное обвинение в неосторожности или неправильном выборе скорости в конкретных условиях. Как обоснованно считают специалисты, в безопасном поведении человека очень важен вероятностный прогноз. У любого, кто приступает к профессиональной деятельности, есть, разумеется, определенные психологические стереотипы безопасного поведения, выработанные путем «проб и ошибок», десятками «синяков и шишек». У человека, пришедшего, скажем, в кузнечный цех, падающий молот ассоциируется с ком-Водитель должен уметь прогнозировать критические ситуацииБезопасность движения зависит от многих факторов в системе «человек — автомобиль — окружающая среда». Но главная роль в ней, как известно, принадлежит все-таки водителю. По одним источникам, на его совести 50—60% всех дорожных происшествий, по другим — свыше 90% прямых причин аварий и свыше 70% косвенных обусловлены неправильными действиями водителей. Считается, что в подавляющем большинстве случаев из-за пренебрежения требованиями правил движения. Мы проанализировали, например, около 1300 ДТП по вине водителей Минавтотранса БССР и увидели, что каждые девять из десяти объяснялись нарушениями Правил, чаще всего — превышением скорости и неосторожностью (невнимательностью) водителей. Что же, эти люди плохо знают Правила? Вовсе нет. Само по себе твердое знание 'всех пунктов, оказывается, не гарантирует безаварийного вождения. Причина многих происшествий в том, что водители, особенно молодые, далеко не всегда умеют прогнозировать развитие дорожной обстановки. А когда попадают в аварийные ситуации, теряются, не знают, как действовать, чтобыТри цвета времениПриближается, пожалуй, самое сложное в смысле погодных условий время для работы за рулем. Конец зимы. При оттепелях густые туманы порой укрывают низинные участки дорог на многие километры. А то водителя вдруг застают на дороге сильный снегопад и метель, сменяющиеся дождем и мокрым снегом. Мутная пелена таит любые неожиданности, да еще положение усугубляется тем, что под колесами не сухой асфальт, а снежная кашица или не менее скользкая жидкая грязь. Какая тут скорость может считаться безопасной, как должен управлять автомобилем водитель, чтобы не попасть в беду? Прежде всего, для подобных ситуаций не годятся расчеты безопасной дистанции, которыми мы руководствуемся в условиях нормальной видимости. Принципиальная разница в том, что при хорошей видимости дистанция выбирается с учетом тормозной динамики идущего впереди автомобиля, поскольку и он остановиться мгновенно не может. В туман и метель эта дистанция должна несколько превышать полный остановочный путь машины. Ведь препятствие может оказаться неподвижным — стоящее на проезжей части транспортное средство, пешеход и т. д. С такими неожиданностями приходится встречаться часто. Поэтому в непогоду можно ехать лишь с такой скоростью, когда полный остановочный путь машины укладывается в границы видимости. Только при таком условии водитель может избежать наездов. Рекомендовать конкретные скорости для разных типов автомобилей и степени скользкости покрытия дело сложное и долгое. Каждый водитель к тому же учитывает тормозные возможности своей машины. Кроме того, в туВ ТУМАНман и метель видимость может меняться ежеминутно, временами требуя полной остановки, Для езды в туман, конечно, нужны противотуманные фары. При видимости меньше 10 метров двигаться без них просто опасно; вернее убрать автомобиль с дороги и подождать, пока туман не рассеется. Устанавливать противотуманные фары целесообразно .так, чтобы световой поток от них был направлен не параллельно вперед, а с расхождением в стороны на 15—20°. Правила дорожного движения против этого не возражают, а таким образом правая обочина и вся проезжая часть перед автомобилем освещаются лучше. Если вы движетесь в густом тумане в одиночку или в голове вереницы машин, полезно вместе с противотуманными фарами включить ближний или дальний свет. Это, правда, создает впереди белую пелену, но начинается она дальше освещенного противотуманными фарами пространства и позволяет раньше заметить препятствие. Ранней весной в низинах некоторые участки дорог заливаются водой и бывают покрыты туманной дымкой. Проезд их возможен, если дорога хорошо знакома, не имеет поворотов, а протяженность залитых участков невелика. Взяв направление на видимом участке, водитель продолжает движение прямо на самой малой скорости, стараясь чувствовать все особенности поведения машины. При первых признаках схода колес на обочину нужно остановиться и сориентироваться в обстановке. В предрассветные сумерки в сырых низинах и возле рек дороги иногда перекрываются узкими полосками тумана, кончающимися через несколько десятков метров. Повторяясь, они надоедают водителю, он начинает привыкать к тому, что никакой опасности в таких небольших туманных завесах нет, и перестает снижать скорость. Это очень опасно. И здесь нужно следовать правилу: остановочный путь машины должен укладываться в пределы видимости. Слишком много наездов происходит именно в таких туманных завесах. Нужно помнить еще об одной особенности движения в тумане. Когда видимость снижается до 15—20 метров, водитель перестает замечать изменения профиля дороги. Он чувствует, что двигатель не тянет, переходит на низшую передачу и недоумевает, почему это потребовалось, не понимая, что автомобиль пошел на подъем. Еще опаснее, когда водитель не замечает начавшегося крутого спуска, полагая, что машина по-прежнему идет по горизонтальному участку, а она быстро набирает скорость. Чтобы этого не случилось, при движении в тумане нельзя пользоваться накатом. В туман сильно ограничивается обзорность, то есть видимость в стороны. Поэтому появление пешеходов в пространстве, освещенном фарами, оказывается сплошь и рядом неожиданным, и, если запаса расстояния нет, несчастье почти неизбежно. Уберечь от этого может лишь повышенное внимание к дорожным знакам и значительное снижение скорости в зоне их действия. Это в равной степени относится к движению в сильный снегопад. До предела ограничивает обзорность сырой и обильный снег. Он быстро налипает на лобовое стекло, поэтому даже при хорошей работе стеклоочистителей более или менее удовлетворительно просматривается лишь пространство пе-22