транспортного средства и следить за его техническим состоянием в пути. В государственных учреждениях и общественных организациях есть, правда, специальные службы и лица, на которых возложен контроль за эксплуатацией транспортных средств и которые должны следить за тем, чтобы их состояние соответствовало всем требованиям Правил. Однако это не освобождает от такой обязанности и самого водителя. Если он пренебрежет ей или обнаружит неисправность, но тем не менее выедет на линию, вся ответственность за возможные последствия будет лежать на нем. В автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, водитель, начиная движение, обязан пристегнуться и проследить за тем, чтобы то же самое сделали его пассажиры. Этому правилу на дорогах вне населенных пунктов должны следовать все водители. В населенных же пунктах оно делает исключение для водителей-инвалидов на автомобилях с ручным управлением (но не для их пассажиров), водителей и пассажиров такси и автомобилей связи, а также машин различных оперативных служб. Думаю, всем ясно, что эта мера, как и обязанность мотоциклистов и их пассажиров не ездить без шлемов, имеет важное значение в деле снижения тяжести последствий дорожнотранспортных происшествий. Кстати, с возможными происшествиями на дороге связаны и следующие обязанности водителей — оказывать при необходимости первую медицинскую помощь пострадавшим, а если потребуется — доставлять их в лечебное учреждение. Заметим, что первое из этих требований включается в наши Правила впервые. Ныне такой медминимум предусмотрен программой подготовки водителей. Конечно, забота о пострадавших прежде всего долг тех, кто стал участником этого происшествия. Но и остальные не должны проезжать мимо, если требуется их помощь. Водители должны оказывать взаимную поддержку не только при дорожных происшествиях, но и тогда, когда безопасности движения создаются какие-то угрозы. Для этого иногда достаточно лишь предупредить другого водителя о замеченной вами неисправности на его машине, незакрепленном грузе и т. п. В другой раз придется помочь кому-то отвести неисправное транспортное средство с проезжей части или устранить какую-то иную помеху движению. Наконец, есть случаи, когда потребуется не только приложить свои силы, но и предоставить в чье-то пользование транспортное средство (кроме специальных и дипломатических автомобилей) и, разумеется, без всякой оплаты. Скажем, медицинскому работнику, следующему для оказания помощи больному, а также государственной лесной охране и рабочим, направленным с ней к месту лесного пожара или возвращающимся оттуда, если водителю их маршрут по пути. Но бывают случаи, когда надо предоставить свои услуги и не «по пути», скажем, при доставке в лечебное учреждение лиц, нуждающихся в безотлагательной медицинской помощи, или для выполнения неотложных служебных заданий работников милиции.К сожалению, бывает еще, когда человек вступает в ненужные препирательства и отказывается передавать для проверки водительское удостоверение, путевой лист и другие документы на транспортное средство или груз дружинникам, общественным автоинспекторам, нештатным сотрудникам ГАИ. Это свидетельствует о том, что он нетвердо знает свои обязанности, и нам хотелось бы еще раз обратить внимание всех на то, что Правила дорожного движения дали право на такую проверку не только штатным работникам милиции, но и ее активистамобщественникам, Неподчинение их требованиям есть грубое нарушение Правил со всеми вытекающими отсюда последствиями. Из других обязанностей водителей хочу остановиться еще на двух. Во-первых, на той, что водитель всегда должен находиться за рулем в трезвом состоянии и не быть утомленным или больным до такой степени, когда это может угрожать безопасности движения. Во-вторых, на обязанности в необходимых случаях принимать все меры для того, чтобы обеспечить беспрепятственный проезд транспортных средств, подающих специальные звуковые и (или) световые сигналы, либо сопровождаемых патрулем ГАИ. Вопрос о самочувствии водителя мы решили выделить вот почему. То, что пьяным нельзя садиться за руль, всем ясно — это преступление. А в состоянии переутомления? Увы, эту опасность некоторые недооценивают. Немало аварий, особенно в ночное время, происходит из-за того, что водительзасыпает за рулем. Даже если ему удается взять верх в борьбе с дремотой, все равно в таком состоянии его внимание притуплено, он медленно реагирует на изменения обстановки, а это сплошь и рядом тоже приводит к аварии. Не переоценивайте свои силы, вовремя прерывайте движение, чтобы передохнуть и восстановить работоспособность. Повторяем, это ваша обязанность, предусмотренная Правилами. В заключение несколько слов по поводу обязанностей в отношении водителей тех оперативных служб, машины которых имеют специальную окраску, звуковые сигналы и проблесковые маячки. Как известно, при выполнении неотложных служебных заданий этим водителям разрешено отступать от некоторых предписаний и требований Правил при условии, что будет обеспечена безопасность движения. Помогать им в этом должны все участники движения, и в первую очередь другие водители. Надо без промедления реагировать на их сигналы, уступать им дорогу, а если будет необходимость — совсем останавливаться, чтобы дать им возможность проехать быстро и без помех. Ведь в заданиях, которые они выполняют, счет очень часто идет на минуты и даже на секунды. Напомним, что такими же правами пользуются водители любых транспортных средств, сопровождаемых патрульными автомобилями или мотоциклами ГАИ с включенными специальными звуковыми и световыми сигналами. Н. ЮМАШЕВ, заместитель начальника ВНИИБД МВД СССРПО ТУ СТОРОНУПТИЦЫ ПОКИДАЮТ ПАРИЖПариж — административный и политический центр Франции. Париж — город, воспетый поэтами, писателями и художниками. Париж — Мекка туристов всего мира, жаждущих приобщиться к уникальным культурным и историческим ценностям. Все это старый Париж, на который неумолимо наступает новый город. Город, как пишет сама французская пресса, с безликими, наводящими скуку и тоску башнями из бетона и стекла, с искусственной травой стадионов, с целым клубком транспортных проблем, особенно волнующих французскую общественность. Вот что говорится в серии статей по этому поводу, напечатанных в популярном французском «Автомобильном журнале> («L'auto-Journal»). Загрязнение воздуха выхлопными газами. Беспомощность общественного транспорта, застревающего в бесконечных уличных пробках. Невозможностьпоставить машину на стоянку. Топливный кризис. Все это — далеко не полный перечень острых вопросов, стоящих перед муниципальными органами Парижа. Столица Франции, особенно веками складывавшийся центр, сегодня представляет собой своеобразный магнит, к которому тянутся бесконечные автомобильные потоки. Здесь музеи, памятники, театры и магазины, привлекающие как французов, так и иностранных туристов. Кроме того, многие парижане, живущие в пригородах, едут сюда на работу, затрачивая на дорогу по 2—3 часа в день. Проблему перевозки этих огромных людских масс общественный транспорт, несмотря на все усилия, решить не может. Метро доставляет пассажиров только в определенные точки города, а автобусы так медленно плетутся в потоке транспорта, что передвижение на них теряет всякий практический смысл. Муниципальные городские власти пытаются найти выход из создавшейся ситуации, но приемлемое решение, как признает французская печать, найти, а главное практически осуществить, очень сложно. Многие крупные города Запада пробуют решить эту задачу созданием нескольких торговых и культурных центров, которые, по идее, должны рассредоточить людей и транспорт. Но представить себе Париж с десятком Лувров, Елисейских полей и Эйфелевых башен, согласитесь, невозможно. Реконструкция центра? Но здесь общественное мнение едино: старые кварталы Парижа должны остаться в первозданном виде, чтобы сохранить неповторимое обаяние города. Раздаются голоса о создании там. где это возможно, пешеходных зон. Такой выход кажется наиболее удачным. Но при этом надо соблюдать чувство меры, говорят парижане: улица только для пешеходов, это может быть и неплохо, но Париж без автомобилей — мертвый город. Они требуют, чтобы муниципалитет обеспечил нормальный проезд по городу как на общественном, так и на личном транспорте, решил вопросы стоянок и строительства гаражей. В общем, картина Парижа 1979 года, как считают сами французы, приводит наблюдателя в замешательство: город имеет только шесть магистральных выходов в соседние департаменты. Места Йаботы и жилья никак не согласованы. Силые кварталы и автомагистрали не разделены в пространстве, что отравляет жизнь тысячам парижан. Отсутствует какая-либо линия в отношении устройства стоянок н гаражей. А пока руководители города ломают голову над всеми этими вопросами, автомобиль в Париже, особенно в час «пик>, уступает в скорости пешеходам; число гаражей сократилось за последние годы более чем вдвое; замороченные постоянными бесплодными поисками мест для стоянки и хранения автомобиля, парижане перебираются в пригороды. И даже птицы, которым нечего делать на забитых автомобилями улицах и на искусственной траве стадионов, покидают Париж. ^ ^ д<18