26
27
В. Панькина (157 из 198) и Н. Симонова. Но командная борьба заставляла их не оглядываться на личные интересы. Конечно, такой же тактики придерживались и все наши соперники. Но, имея ярко выраженных лидеров, Они не могли (за исключением команды Польши) подкрепить их выступления надежной поддержкой вторых номеров. Наши же юниоры умело варьировали составом практически в каждой гонке, и общая картина от этого не портилась. Начав с победы на первом этапе в Румынии, команда уверенно удерживала лидерство до самого финиша. Она выиграла пять этапов из семи ив итоге набрала 326 очков. Места далее распределились так: НРБ — 275, ПНР — 238, ЧССР — 236, ГДР — 227, СРР — 211 и ВНР — 200. Слов нет, очень приятно, что на общем фоне скромных результатов* с которыми завершили прошлый год наши взрослые гаревики на международной арене, впечатляюще и обнадеживающе выглядит убедительный успех их младших товарищей. Между прочим, это еще одно свидетельство того, что, выступая в равных условиях, на одинаковых по мощности машинах, советские спортсмены способны бороться за самые высокие места. В этом отношении снова нелегко складывались обстоятельства для сборной СССР, оспаривавшей Кубок дружбы по мотокроссу, прочно вошедший в календарь спортивных связей спортсменов социалистических стран. Здесь нет ограни3 чений в выборе марки машин,_ оговаривается только кубатура — 250 см . На трассах представлены КТМ, «Хускварна», «Бультако», «Майко» и другие мотоциклы, используемые сильнейшими гонщиками в мировых чемпионатах. Поэтому Исход борьбы в Кубке, оценка сия не столь объективны, как в спидвее. Не существует тут и возрастных ограничений: каждая сборная может выставить своих лучших кроссменов. Тем не менее сборная СССР (тренер С. Кудинов) вновь поднялась на высшую ступень пьедестала почета. Решающую роль в победе сыграли опыт и техническое мастерство ленинградцев А. Бочкова, П. Рулева, В. Худякова и москвича А. Овчинникова, выступавших на всех восьми этапах. И на этот раз основными конкурентами наших ребят были чехословацкие гонщики. Результаты соревнований: СССР — 108 очков, ЧССР — 90, ВНР — 56, ГДР — 54, НРБ — 50, СРР — 39, ПНР — 38 и СФРЮ — 16. В личном зачете не менее впечатляющий успех: все первые четыре места за советскими кроссменами — Рулевым, Овчинниковым, Худяковым и Бочковым. Итак, две победы в кубках дружбы. Еще в двух, новых для нас соревнованиях советские спортсмены провели разведку, стартуя по неполной программе. В Кубке по шоссейно-кольцевым мотогонкам сборная СССР стартовала в трех этапах из четырех — ЧССР (г. Йиндржихув-Градец), ГДР (трасса «Саксенринг» близ Карл-Маркс-Штадта) и ПНР. Соревнования эти лично-командные, включающие заезды на гоночных мотоциклах классов 125 и 250 см 3 . Наши мастера стартовали только на 250-кубовых машинах и поэтому, естественно, не могли участвовать в командной борьбе. Международный дебют прошли Л. Тээсалу, М. Рейнуп, Ю. Раудсик, Ю. Преображенский (все из Эстонии) и мотоцикл с двигателем «Ямаха», подготовленный производственным комбинатом «Вихур» ЦК ДОСААФ ЭССР. Наиболее успешно советские гонщики выступили в ГДР, где были в своем классе четвертыми (Тээсалу, Рейнуп, -Преображенский и Раудсик заняли соответственно 7-е, 8-е, 9-е и 11-е места). Здесь же, кстати, состоялись товарищеские соревнования в классе 50 см 3 . Рижанин А. Смертьев финишировал четвертым на отечественном мотоцикле производства «Саркана Звайгзне». Не будем слишком строги к этим результатам. Нам еще трудно рассчитывать на успешное соперничество с гонщиками Кубы, ГДР и Чехословакии, имеющими большой опыт в кольцевых гонках. Главные цели дебюта достигнуты — теперь ясно, над чем нужно работать и изготовителям гоночных машин, и самим спортсменам. В частности, выяснилось, что двигатели «Ямаха» образца 1978 года, которые использовали наши мотоциклисты, уже устарели, они на 10—12 л. с. слабее новых образцов. Обнаружилась и потребность в покрышках типа «слик». Существенные пробелы, объясняющиеся недостатком опыта, выявились в мастерстве наших гонщиков. Примерно такие же выводы напрашиваются из другого кубкового дебюта наших спортсменов — двухдневных мотоциклетных соревнований (триалов). Мотомногоборье издавна конек гонщиков Чехословакии и ГДР. На их счету многочисленные победы в международных мотоолимпиадах (шестидневках ФИМ) и первенствах Европы. Можно представить себе, каких грозных соперников мы имели, выходя после долгого перерыва на старт этих сложных соревнований. И дело даже не в отсутствии опыта. В кубковых триадах разрешено использовать любую технику: уникальные ЯВЫ, МЦ, «симсоны», КТМ, итальянские СВМ и другие модели. Из 120 участников лишь 10, в том числе все наши (А. Акимов, Г. Шулик, Г. Ярыгин и Н. Зыбин), стартовали на серийных, не последнего года выпуска ЯВАХ, уступавших на 10—12 л. с. по мощности современным многодневным машинам и притом на 22 кг более тяжелых. Естественно, результаты советских спортсменов оказались скромными: в ЧССР Ярыгин был 14-м, Зыбин — 23-м (250 см3), Шулик — 12-м и Акимов — 15-м (350 см3), а в ГДР Ярыгин занял 11-е место (Зыбин сошел), Шулик и Акимов соответственно 15-е и 16-е. И здесь знакомство оказалось, несомненно, полезным. Победы и учеба. Эти два. понятия шагают в спорте всегда рядом, они неразделимы. Выигрывает всегда тот, кто учится и на успехах, и на неудачах. Минувший сезон, и в частности кубки дружбы по мотоспорту, дали спортсменам, тренерам, механикам богатый материал для анализа собственной работы, обобщения опыта наших друзей. От того, насколько он правильно будет использован, зависят итоги уже наступившего спортивного сезона. Б. ЛОГИНОВ, член президиума ФМС СССРРалли «Акрополис» глазами болельщика-новичкаЭтот репортаж написан человеком, который даже с собственным автомобилем поддерживает контакты через специалистов, а на ралли был впервые в жизни. Может быть, что-то здесь заставит улыбнуться знатоков, а те, кто ничего не знает о ралли «Акрополис», будут знать стольио, сколько увидел автор. Рассказ будет объективным, но не лишенным пристрастия, потому что автор болел за советских спортсменов, внешнеторговое объединение «Автоэкспорт» и за греческую фирму «Мамидакис», которая торгует советскими автомобилями «лада».Самое трудное ралли в ЕвропеЧто такое Акрополис, объяснять не надо. Это каждый из нас знал еще в пятом классе. Чго такое ралли «Акрополис», знают не все. Шведский гонщик Калльштрем, например, видит здесь своеобразную связь в том, что путь к финишу бывает «усеян развалинами автомобилей и надежд». Из наиболее популярных ралли в мире «Акрополис» действительно одно из самых трудных. Его приравнивают и «Сафари» и «Монте-Карло». В прошлом году трасса была еще сложнее, чем прежде. Только скоростных участков насчитывалось 58. Три круга ада по камням и бездорожью. Из 2974 километров едва ли пятая часть приходилась на асфальт. В Аттике по спортсменам прямой наводкой била испепеляющая жара. Калабака в Северной Греции первый раз обошлась без дождя, но там гонка по горным участкам проходила ночью. Третье кольцо,§пелопонесское, встретило раллистов грозовыми ливнями. После первого круга из 170 автомобилей на трассе осталось только 47, после второго — 35, на финиш к подножью Акрополя пришли 20. Из них три были «лады». Их стартовало больше. Четыре «Лады» пришли из Советского Союза и составили номанду СССР от «Автоэкспорта». Греческая фирма «Мамидакис» выставила еще три экипажа, с греческими гонщиками. Один автомобиль представлял фирму братьев Илиопулос, которая тож е торгует советскими автомобилями. После первого дня только-четыре «Лады» остались в строю. Среди выдержавших три советских экипажа. Совсем какв песне: «Их оставалось только трое...» На войне как на войне — недаром автомобили на ралли именуются боевыми. Выбыл Стасис Брундза, «играющий тренер» советской команды и самый опытный наш участник ралли «Акрополис». В прошлом году он стартовал уже четвертый раз подряд и был объектом пристального внимания соперников. Нет худа без добра: команда потеряла гонщика, но получила не менее великолепного тренера. Его штурман, или, к ак здесь говорят, второй водитель, Арвидас Гирдаускас влился в ряды механиков. И этот экипаж, лишившийся боевой машины, сделал все возможное, чтобы три оставшихся пришли на финиш. Сегодня в Греции на каждом углу говорят: «Браво, «Лада»!» И заставили так говорить в равной степени и советские рабочие, чьи поистине' золотые руки делают эти великолепные машины, и спортсмены трех наших экипажей, одержавшие в трудной борьбе победу в клубном зачете и попавшие на финише под дождь цветов и шампанского. В абсолютном зачете, где не учитывают «весовые категории» автомобилей, девятое место заняли Николай Елизаров из Тольятти и Винтор Московсних — одессит, прославивший свое имя еще будучи мотогонщиком в Сибири. На десятом месте Сергей Вунович из Одессы и Анатолий Брум из Ижевска, на четырнацатом — лейки Оху и Томас Диенер из стонии. Вот уж действительно сборная26 СССР — от Балтийского моря до Тихого океана. В илассе своих автомобилей эти экипажи заняли соответственно второе третье и пятое места. ' Наша команда вышла на второе место в национальном зачете (здесь принималось в расчет гражданство водителя). Второе место завоевали спортсмены нашему заводу-изготовителю. Первое досталось фирме «Датсун», которая выбросила на старт шестнадцать автомобилей и дождалась на финише четырех. Первое место, к акя уже сообщил, советская команда получила в клубном зачете. Это отлично, если принять во внимание, что достижением считается уже сам приход на финиш. Руководитель номанды Алексей Стадницкий унес от подножья Акрополя, где вручали призы, буквально целый мешок кубков и медалей. Он показывает этот большой пластмассовый мешок мне и спрашивает: «Послушай, что такое Кубок Экюрье?» По-французски это — нонюшня. Такой кубок присуждали на скачках лучшей конюшне. Что ж , этот нубок наш по праву: советские спортсмены обскакали на ралли «Акрополис» почти все заводы и фирмы мира.Железный закон автосервисаЭтот незыблемый закон автомобильной гравитации гласит: «Во время ремонта любой падающий из рук ключ или деталь закатываются точно под центр автомобиля». А если это ночью и под дождем? И если на то, чтобы сменить два колеса и поставить новый генератор, есть тольио две минуты? И по рации штурман Елизарова Виктор Московских предупреждает, что в правый бак надо залить двадцать литров, а в левый десять и проверить тяги? Через минуту на точку сервиса пулейдиагноз автомобилю успевают поставить за несколько секунд. Не только потому, что у них минут на трассе не бывает, счет идет на доли секунды, но, в первую очередь, потому, что досконально знают анатомию автомобиля. У нашей команды великолепное моральное здоровье и крепкий спортивный характер. Когда каменная колея выбила амортизаторы у машины Брундзы, оторвался мотор, который гонщики ухитрились буквально за уши поставить на место и пройти еще несколько километров, команда потеряла лидера, но это не выбило ее из колеи. На финиш пришли Елизаров и Московских, Вукович и Брум, Оху и Диенер. Очень дружная команда приехала в прошлом году в Афины под руководством Алексея Стадницкого и тренера Владимира Данильчева. И мне показалось: поддержание этой атмосферы дружбы и готовности помочь друг другу, даже за счет собственных интересов, было главной заботой руководителей на всем протяжении длинного и .трудного ралли «Акрополис». Чтобы победить здесь, надо иметь голову Брума, сердце Брундзы, волю Елизарова, смелость Вуковича, руки Гирдаускаса, невозмутимость Оху и Диенера и юмор бывшего сибиряка, а ныне одессита Виктора Московских.«Акрополис» с точки зрения «Автоэкспорта»Советский торгпред в Греции Валентин Васильевич Новаковский, с именем которого связаны главные наши достижения в торгово-экономическом «ралли» объединений МВТ на греческом рынке, сказал мне: «Попробуй найти Игоря Ефимова. Он тебе расскажет все об «Автоэкспорте» и о ралли «Акрополис-79». Нет ничего проще, чем найти сегоднящии именно для него, для этого конкретного покупателя. Известно, что реклама — двигатель торговли. Автомобили рекламируют на газетных и журнальных страницах, на экранах кино и телевизоров. Но одно дело яркая картинка автомобиля с пуделем, выглядывающим из окошка, или манекенщицей, бряцающей коленями на капоте, другое дело, ногда автомобиль говорит о себе сам языком мотора и жестом колеса. И вот ралли стало самой убедительной ренламои автомобиля. Автомобильные ралли собирают миллионы болельщиков. Этим пользуются другие отрасли. Майки и шлемы гонщиков, глянцевые бока машин расцвечены именами всех фирм и компании, в том числе не имеющих к автомобилю даже самого отдаленного отношения. На ралли «Акрополис-79» две тощие и длинные, как сигареты с фильтром, девицы рекламировали табачную продукцию фирмы «Ротман». Буквально перед самым флагом стартера они совали гонщикам блоки ее сигарет. На каждой пачке этих сигарет есть надпись «Курение вредно для здоровья». Но то, что вредно для здоровья человеиа, не всегда вредно для здоровья фирмы. Скорее — наоборот. И каждый курит фимиам своей фирме как умеет. Автомобильные гиганты держат у себя в штатах самых именитых гонщиков мира. Победа на ралли — ступенька и победе над конкурентом. Для профессионала победа означает верный путь к процветанию. Вот почему на ралли борьба идет не на жизнь, а на смерть. Борьба эта изнурительна, и выживает, то есть доходит до финиша, только самый сильный, умный и выносливый. Вот поэтому-то и ищешь высокие слова, чтобы дать оцениу действиям наших парней. Большое они сделали дело. Фирма «Мамидакис» вообще считает ре-НА ДОРОГАХ ЭЛЛАДЫвлетит машина. У механика Каститиса Гирдаускаса (на этот раз известный гонщик выступал в таной роли) в идеальном порядке разложены все ключи и запасные части. Каждый из бригады знает свой маневр. Боевой экипаж только успевает сделать по глотку воды, а машина уже одета, обута и умыта. О том, к ак К. Гирдаускас работает на точке обслуживания, нужно писать специально. На площадке он буквально как молния, и — ни одного лишнего движения. Еще успевает шутить и вызывает улыбку на усталых лицах гонщиков. Если бы дьявол увидел его в деле, он предложил бы ему самую высокооплачиваемую работу по ремонту котлов с кипящей смолой без остановки конвейера. А работа у механиков на ралли поистине адсиая. Они почти не спят. Им постоянно надо мотаться вдоль трассы, чтобы вовремя занять заранее обусловленные точки, на которые один за другим влетают советские автомобили, экипажи которых предварительно сделали по рации очень срочный и трудновыполнимый заказ. Дорогу нашим «ладам» к финишу проложили Каститис Гирдаускас, его брат Арвидас, Валентин Мурасов, Геннадии Иванов, Алексей Голиков, Альбинас Андрашюнас, Игорь Демин и Сергей Нестеров. Заканчивая дифирамб в адрес механиков, скажу, что ни одна наша машина не создала проблем по их вине. Не повезло нам с «весовыми категориями». Пользуясь языком бокса, наши «лады»-легковесы попали в компанию тяжеловесов. Надо ли объяснять, что на скоростных участках, где во многом решается судьба призовых мест, автомобиль с более мощным мотором имеет неоспоримое преимущество. У победителя гонок шведа Вальдегаарда был мотор в 270 л. с , у «лад» — 130—135. Ну как тут не подивиться мастерству ребят! Успех советских гонщиков — это успех команды. Это успех не трех экипажей, а успех всего коллектива. Наша чудо-команда составлена из универсалов. Каждый водитель в то же время и штурман высокого класса. Каждый штурман — отличный гонщик. Н каждый из них — квалифицированный механик. Они Игоря Ефимова, представителя «Автоэкспорта» в Греции: он в самом центре тех событий, которые должны стать страдой и празднином колеса и мотора. Я поймал его на сервисной станции фирмы «Мамидакис», где советская команда с помощью греческого персонала готовила к старту свои автомобили. Ефимов был нужен всем. И тут еще журналист. У Лаокоона, обвиваемого змеями, было значительно больше времени и желания отвечать на вопросы репортера. Поэтому простим Игорю Сергеевичу лаконизм, учитывая, что термин этот имеет греческое происхождение. Из его ответов следует. Советская команда на ралли представляет «Автоэкспорт». На греческий рынок советские автомобили вышли около двадцати лет назад. Продавали мы «москвичи», «волги», МАЗы. Начинали со ста автомобилей в год. В 1978 году продали около 3000 «лад». А в прошлом этой цифры достигли за полгода. Из каждых ста автомобилей, покупаемых греками, три советских. Это неплохо, если учесть, что конкуренция на автомобильном рынке здесь довольно острая: ФИАТ, «Опель», «Мерседес», «Датсун», «Тойота», «Мазда», «Ситроен», «Пежо», «Рено», «Форд». Особенно активно продает наши автомобили в Греции фирма «Мамидакис». Нынешний генеральный директор ее госпожа Эгли Стратигулаку, которую называют здесь «Мадам Лада», не жалеет ни сил ни времени для популяризации в Греции этого автомобиля. И умеет добиваться успеха. Достаточно сказать, что в 1979 году гречесние спортсмены решили проводить соревнование единого автомобиля (т. е. все участники выступают на машине одной марни) и выбрали для этого советскую «Ладу». зультаты этой гонии чудом, подарном и празднином, который остается с ней до следующего года. И считает, что продажа советских «лад» в Греции может возрасти. А для этого надо было дойти до финиша и доказать, что наши «лады»...«Ваши «лады» — удивительные автомобили!»Я цитирую слова вице-президента Греческой -автомобильной ассоциации Бориса Гормезано. Сонращенно она называется ЕЛПА, и именно она проводит ралли «Акрополис». Маленьиое интервью на большом приеме в честь участников соревнования в приморском фешенебельном отеле «Лагониссия». Автомобильные гиганты на ралли «Акрополис» не жалеют денег. Мистер Гормезано не скупится на хвалебные слова в адрес наших автомобилей и спортсменов. Он восхищается их элегантностью и выносливостью. Я написал это об автомобилях и ловлю себя на мысли, что оценна с полным основанием относится ик нашим ребятам, которые сидят здесь на приеме на самых почетных местах у сцены и слушают великолепный греческий оркестр, играющий национальные мелодии. Тогда я спрашиваю Гормезано, что он думает о советсиих спортсменах. Что привносит в ралли «Акрополис» их участие? Это замечательные люди, с идеальным набором лучших человеческих качеств. Они стали частью души этих ралли. Их все уважают и любят за честность и откровенность. Я ни разу ни от кого не слышал недоброго или просто равнодушного слова в адрес ваших ребят, говорит мистер Гормезано и добавляет, что фирма «Мамидакис» вносит очень ценный вклад в проведение этого труднейшего соревнования, обеспечивая участив этих удивительных автомобилей — «лад». Борис КОРОЛЕВ, собственный корреспондент АПН в Греции (специально для журнала «За рулем»)Автомобиль — не роскошьАвтомобиль сегодня — еще и двигатель экономики, большинство фирм стремится найти как можно больше покупателей. А это значит надо заставить их поверить, что твой автомобиль — самый лучший в мире и самый подходя-17