Думаю, читатели согласятся с тем, что заголовок, который дан серии материалов о Правилах дорожного движения, чья новая редакция с1 июня вступает в силу, наиболее точно говорит об их действительной роли и месте в ряду других мер,, направленных на обеспечение его безопасности. Не приуменьшая значения остальных средств решения -этой сложной задачи, не забудем все-таки, что в подавляющем большинстве происшествий виноваты сами участники движения, а Правила как раз и определяют, каким должно быть их поведение, чтобы на дорогах, как говорится, был полный порядок. Можно построить самые безопасные автомобили, проложить самые совершенные дороги и не достичь желаемого, свести все на нет недисциплинированностью водителей и пешеходов, нежеланием выполнять установленные предписания и нормы. Вот почему мы с полным правом можем утверждать, что в деле дорожного движения Правила — основа основ. Эти слова соответствуют и названию данной статьи, потому что на тех двух разделах Правил, о которых у нас сегодня пойдет речь, как на фундаменте, держится все «здание» свода дорожных законов. К сожалению, есть еще люди, которые думают, что общие положения Правил — это что-то вроде традиционного введения, хочешь запоминай, хочешь — нет. Это ошибочное мнение. Наоборот, все изложенные здесь принципы и требования особенно важны: ведь они действуют везде и всегда, ими надо руководствоваться в любых ситуациях. Но давайте обо всем по порядку. Итак, как явствует из самого первого пункта Правил, они являются единым документом, устанавливающим на территории СССР повсеместно порядок дорожного движения. Что это значит — повсеместно? То, что действие Правил распространяется не только на сами автомобильные дороги, но и на любые другие места, где возможно движение транспортных средств. И, как говорится, в чистом поле, и на площадке для стоянки, и на заводском дворе, и на территории АЗС надо руководствоваться их требованиями. Выбирать скорость в соответствии с конкретными условиями, заблаговременно сигнализировать о маневрах, пропускать того, кто приближается справа, и т. д., и т. п. Стало быть, хотя Правила регулируют Порядок дорожного движения, речь в них не только о езде по дорогам. Скажем, в уборочную страду транспортный конвейер берет начало порой прямо от комбайна, а пути водителей в поле пересекаются тоском отношении является пункт, раскрывающий смысл всех основных терминов в тексте Правил. Покажем это на отдельных примерах. Вот, скажем, термин «Пешеход». Казалось бы, все ясно и без комментариев. Однако Правила вкладывают в это понятие и дополнительный смысл. К пешеходам, говорится в них, приравниваются, например, лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя или везущие тележку. Что из этого следует? Что на них не распространяется тот порядок движения, которым руководствуются водители механических транспортных средств. Они не могут маневрировать на проезжей части, выполнять на перекрестках повороты налево и т. п. Все это они должны делать как обычные пешеходы. ' Во многих ситуациях, как известно, Правила отдают преимущество одним водителям и обязывают других уступать им дорогу. Но что это значит — уступать дорогу? Стоять, пока не проедет тот, кто получил право на первоочередное движение в намеченном направлении? Вовсе не обязательно. Однако действовать надо так, чтобы не вынудить другого водителя тормозить или изменять направление движения. Если такой уверенности нет, лучше в самом деле остановиться и переждать, чем стать невольным нарушителем Правил. Причем если раньше нарушением понятия «уступить дорогу» считались только такие действия, которые вынуждали других водителей изменять скорость или направление движения «внезапно», то в новой редакции последнего слова уже нет. Теперь от общих положений Правил перейдем к общим обязанностям водителей. Термин «Водитель» охватывает всех лиц, управляющих какимлибо транспортным средством. Стало быть, в понимании Правил и вагоновожатый трамвая — водитель, и велосипедист — водитель, а уж о человеке, в руках которого руль автомобиля или мотоцикла, и говорить не приходится. Безусловная обязанность водителя, конечно, выполнять Правила дорожного движения. Но так как это требование в равной степени относится ко всем участникам движения, то оно содержится в предыдущем разделе — «Общие положения». У водителя механического транспортного средства должно быть, разумеется, соответствующее удостоверение. Под словом соответствующее мы имеем в виду разрешение управлять транспортным средством данной категории. Водитель должен перед выездом проверить исправностьи дело самым неожиданным образом, Если пренебречь общими правилами, то как предусмотреть развитие ситуации, как разобраться в действиях другого водителя: куда он поедет, по какой стороне и т. д. Обратите внимание и на указание о том, что Правила являются «единым документом», то есть устанавливают порядок дорожного движения на всей территории нашей страны. Не может быть «своих» каких-то правил в отдельных городах, областях или даже республиках. Совет Министров СССР разработку и утверждение Правил дорожного движения целиком отнес к компетенции Министерства внутренних дел СССР, только ему и дано право вносить в них изменения или дополнения. Правда, движение на каких-то закрытых территориях, перевозка специальных грузов, эксплуатация отдельных видов транспортных средств могут подчиняться и ведомственным инструкциям. Однако и эти нормативные акты должны основываться на требованиях Правил дорожного движения. Скажем, Правила требуют, чтобы водительпервые два года ездил со скоростью не более 70 км/ч, и никто ни при каких обстоятельствах не может отменить этот запрет. Конечно, Правила касаются далеко не всех ситуаций, которые могут возникнуть в дорожном движении. Они рассматривают лишь типичные. В непредусмотренных же ими случаях, как ив тех, что оговорены в разделе 25, надо согласовывать порядок движения с органами Госавтоинспекции. Хотим подчеркнуть то обстоятельство, что в регулировании дорожного движения могут быть заняты сотрудники не только ГАИ, но и других подразделений милиции, а также военные регулировщики. Кроме них к этой работе привлекаются активисты-общественники. Их распоряжения в вопросах порядка движения для водителей так же обязательны, как и исходящие от штатного сотрудника милиции, а чтобы водители могли их распознать, предусмотрены соответствующие отличительные знак и — нарукавная повязка, жезл, круглый диск, флажок, Очень важным в практиче17