228
229
РЕМОНТ И СЕРВИСЭЛЕКТРИК ЛАМПЫСВЕТЛЫЙ ПУТЬ Современный автомобиль трудно представить без множества различных электроламп – и ведь все нужны. Конечно, «изыски» вроде голубой подвески днища кузова не рассматриваем, наша тема – лампочки функциональные, предусмотренные конструкцией машины. Их можно разделить на несколько групп. Первая – лампы наружного освещения (фары, подфарники, задние фонари и т. д.). Вторая – осветительные лампы в салоне, багажнике, под капотом. Третья – лампы, применяемые в щитках приборов. Четвертая – миниатюрные лампочки, встроенные в некоторые переключатели. В зависимости от назначения, у них разные размеры, мощность, конструкция, цоколевка и т. д. Лампы первой группы, как правило, с большой колбой и цоколем – чтобы поместилась нить накаливания достаточной мощности, а конструкция не перегревалась. Кроме того, учитывается и риск коррозии, особенно для маленьких ламп. На фото 1 – типичные образцы из группы. Самые большие лампы головного света фар (поз. 1 и 2) – те, что обеспечивают «совмещенный свет», у них общий отражатель для нитей накаливания ближнего и дальнего. Нити по-разному расположены относительно фокуса отражателя, а у «ближней» есть еще дополнительный экранчик (поз. 2); он «срезает» лучи, слепящие встречного водителя. Такие лампы можно встретить в фарах автомобилей прошлых лет. В наше время чаще встречается разнесенный свет (идея тоже не нова – вспомним хотя бы «дедушку» ВАЗ-2103!). Одна лампа на ближний и дальний свет, другая – только на дальний, со своими отражателями и рассеивателями. А в современной блокфаре у каждой лампы своя часть рассеивателя с необходимымиГе ннадийНепряжин13421Лампы головного света: 1 – обычная двухнитевая для старых автомобилей; 2 – галогенная двухнитевая Н4; 3 – галогенная однонитевая Н7; 4 – однонитевая Н3 (без провода – Н1).23 4521Лампы для указателей поворотов, света заднего хода, заднего противотуманного света – 3, 4, 5; лампа габаритного света – 2; «псевдолампа» (светодиодная) – 1.334 52 16 7Маломощные лампы: 1 – освещения салона; 2, 5, 6, 7 – подсветки щитка приборов, пепельницы, прикуривателя, перчаточного ящика и т. д.; 3 – галогенная лампа, годится для габаритов в стеклянных (!) блок-фарах. Пластиковые повреждаются высокой температурой.228 За рулем 09/2006 4оптическими элементами – линзами, призмами и т. п. Соответствующие мощные однонитевые лампы – на фото 1, поз. 4, с индексами Н1 и Н3 (последние – на «десятом» семействе ВАЗ). На машинах ВАЗ последних выпусков (пример – «Калина») стали применять для ближнего света лампы Н7. Для дальнего – Н1 или Н3. На прежних моделях «волг», «москвичей», ВАЗов были лампы, показанные на фото 1, поз. 1. Стремясь усилить свет фар, некоторые автомобилисты заменяли их галогенными лампами Н4. Сегодня для этой цели можно купить недорогие переходники, тогда как фара под лампу Н4 обходится намного дороже. Модный ксенон стоит особняком – на отечественных автомобилях пока что не узаконен, потому о нем здесь говорить не будем. Лампы габаритного света – 12 В5 Вт – могут устанавливаться в подфарники или входить в состав блок-фар и задних фонарей, см. фото 2, поз. 2.ЭЛЕКТРИК ЛАМПЫуровне 2 Вт. Некоторые с цоколем, другие (справа на фото) без. Последние миниатюрны (фото 3, поз. 5, 6, 7) и обычно работают в щитках приборов. Впрочем, в щитках ВАЗ-2101–2107 есть и двухваттные с цоколем (фото 3, поз. 2). Но вот рядом (поз. 3) – почти такая же по размерам галогенная лампочка, причем мощностью 10 Вт. Вставив ее вместо двухваттной, недолго подплавить пластмассу щитка. Самые крохотные лампочки – в переключателях (фото 4). К сожалению, в продаже они – редкость, поэтому, если уж сгорит, придется либо мириться с этим, либо менять клавишу целиком. Встречаются на рынке и «псевдолампы» – с обычным цоколем, но вместо колбы – светодиоды (фото 2, поз. 1 и фото 3, поз. 4). Дань моде. Но при некоторой фантазии куда-нибудь их пристроить можно. Например, в набалдашник КП. Вот только нужно ли?На правах рекламыКлавиши, кнопки… Ремонту не подлежат.Лампы указателей поворотов, стоп-сигналов, света заднего хода, заднего противотуманного света (фото 2, поз. 3, 4, 5) мощнее – 21 Вт, цокольные, однонитевые. (Напомним: с лампами меньшей мощности указатель с электронным реле будет мигать чаще, а с тепловым, скорее всего, не будет вовсе.) На старых отечественных («Волга» ГАЗ-21, ЗИЛ-130 и др.) и современных американских моделях встречаются особые лампы (фото 2, поз. 4) – с двумя нитями 21 Вт и5 Вт. Нить 21 Вт работает встоп-сигналах и совмещенных с ними поворотниках, а нить 5 Вт – в «габаритах». На некоторых европейских иномарках аналогичные лампы работают иначе: 21 Вт – стоп, 5 Вт – «габариты». Подобная схема появилась на «волгах» ГАЗ24-01, «Москвиче-403», 408 и т. д., а также на ВАЗ-2101–2103. Позднее пошли разнесенные лампы. А чтобы не ошибиться при их установке, штифты на цоколе у них несимметричны. На фото 3 «салонные» лампы. Мощность их, как правило, наЗа рулем 09/2006 229