236
237
РЕМОНТ И СЕРВИСИЗ ИСТОРИИ ПАЙКИВОЛШЕБНАЯ ЛАМПА АЛАДДИНАА н ат олий Су ховНа заводе компании Canadian Car and Foundry женщины паяют кабели для самолетов, 1945 год.Человек научился паять более пяти тысяч лет назад, но пути этой технологии оказались столь неисповедимы, что предсказать все сферы ее применения даже в ближайшем будущем, пожалуй, никому не под силу. Посудите сами, как много переменилось лишь за прошедшее столетие: вместе с медной посудой исчезли лудильщики, вслед за ними – паяльные лампы, зато почти в каждом доме появился электропаяльник, а на заводах – роботы, плодящие хитросплетения многослойных плат – для игрушек, автомобилей, космических кораблей. Началось же все... с искусства.зовый век. И уже около 3000–3500 лет до Рождества Христова в Египте и Вавилоне олово стали применять для пайки медных и бронзовых изделий (паяльники грели на жаровнях). Долгое время это занятие оставалось уделомскульпторов и ювелиров, пока греки, этруски и римляне около 2000 года до Р.Х. не приспособили пайку для изготовления инструментов, утвари и оружия. В это же время начинаются эксперименты со свинцовыми сплавами – этот металл уже был в ходу (например, около 1400 года до Р.Х. носовую часть кораблей защищали свинцовой оболочкой, прибитой медными гвоздями). После нашествий варваров, к VI веку многие технологии были утрачены, но пайка прочно вошла в быт как ремонтная технология, а несколько столетий спустя пригодилась при постройке соборов – в частности, для изготовления витражей.КУРЕНИЕ ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛАТехника пайки с наддувом упоминается в европейской истории с XIII века: рабочий через сужающуюся трубку («февку» или «фифку») дул на фитиль свечи или масляной лампы, при этом температура пламени превышала 600°С. Любопытно, что подобную технику использовали вплоть до прошлого столетия, ко-ОТ ИСКУССТВА К РЕМЕСЛУОдним из первых металлов, которые люди научились выделять и обрабатывать, стало олово. Открытие его сплава с медью дало огромный толчок металлообработке: начался бронПайка с наддувом через конусную трубку известна с XIII века. Реставраторы используют ее до сих пор.236 За рулем 11/2006 ИЗ ИСТОРИИ ПАЙКИГорелка Max Sievert начала XX века. Рядом с клеймом фирмы – отверстия для крепления паяльника; горелка позволяла поддерживать оптимальную температуру жала.В 1892 г. швед Франц Вильгельм Линдквист (Franz Wilhelm Lindkvist) создал бессажевую керосиновую горелку и основал фирму Primus. На фото – одна из первых паяльных ламп Primus. Надписи на резервуаре – на пяти европейских языках, в том числе по-русски.Паяльная лампа TORRID, изготовлена в США (Чикагo). Конструкция предельно проста: нет приспособления для розжига, предохранительного клапана, регулировки расхода воздуха. Зато дно резервуара выполнено как удобная воронка для заправки топливом. Паяльник «молоткового» типа нагревали на углях или пламени горелки.Паяльная лампа Отто Бернца (Otto Bernz), изготовлена в США (Ньюарк), начало XX века. «Современную» паяльную лампу изобрел швед Карл Ричард Нюберг (Carl Richard Nyberg) в 1882 году. С помощью своего компаньона Макса Зиверта (Max Sievert) в 90-х годах позапрошлого века он развернул производство. В 1922 году управление перешло к Зиверту. На фото – паяльная лампа Max Sievert, 1-я пол. XX века.гда в ходу уже были настоящие паяльные лампы. Опытные мастера утверждали, что с февкой удобнее дозировать наддув, а значит, регулировать температуру процесса. Вместо свечи же лучше подходит пучок тростника, обернутый просаленной бумагой. Вообще, натуральные материалы были в ходу у паяльщиков и лудильщиков: так, свинцовые трубы паяли в пламени спиртовой лампы, на стеариновом флюсе, а разглаживали шов (чтобы уплотнить его и придать нужную форму) просаленной кожей. Иногда применяли бумагу или дерево, но кожа была гораздо удобнее и давала отличный результат. Нередко посредством пайки придавали нужный рельеф сложной поверхности (по такой технологии «выводили» кузова многих автомобилей: прятали швы и огрехи штамповки). В труднодоступных местах орудовали паяльной лампой и льняной тряпочкой (так называемая тиковая пайка). Распространенный припой – «третник» состоял из 13 частей олова и7 частей свинца, плавился при 181°С и подходил для соединения большинства распространенных металлов и сплавов, кроме алюминиевых. А «при-пой Вильгельма», разделенный на 50 частей по 10 граммов ис мерной линейкой на конце, позволял точно отмерять его количество. Работа паяльщика и лудильщика считалась нелегкой. Инструкции предписывали «никогда не ходить на работу голодным», но полагали курение на рабочем месте «полезным». Почему – неизвестно: то ли легкие лучше тренируются, то ли рабочие больше отдыхают… Пайка была востребована не только в инструментальном производстве. Например, в 1901 году на Камчатке фунтовые банки рыбных консервов запаивали, прокатывая их по желобу, где бензиновыми горелками плавили олово. После проварки банки протыкали для удаления воздуха и моментально вновь запаивали каплей олова – ювелирная работа. В 1921 году немецкий инженер Эрнст Сакс запатентовал промышленный электропаяльник «молоткового» типа (паяльный «топорик»), который быстро вытеснил из производства горелки на жидком топливе. Последние выжили лишь благодаря портативности, но сегодня и им на смену идут газовые паяльники – более компактные и удобные. Однако старые лампы пока рано списывать в утиль: бензин и керосин по-прежнему остаются одними из самых доступных топлив на Земле. Благодарим ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ (Москва) и МУЗЕЙ ИНСТРУМЕНТА (Санкт-Петербург) за помощь в подготовке материала.За рулем 11/2006 237