234
РЕМОНТ И СЕРВИСДОВОДИМ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕЗНАЛ БЫ ПРИКУП…Е в ге нийМихалкев ич«Девятка» только остановилась у светофора, как вдруг из-под капота повалил ядовитый дым. Хозяин, хотя внутренне запаниковал, поступил верно: выключил зажигание, выскочил из машины, открыл капот и сдернул клемму с АКБ. Правда, к этому времени уже жарко горел под капотом один из жгутов проводки, капал расплавленный хлорвинил, но костру не было суждено перерасти в пожар. Хозяин погасил его, даже не обжегшись, вот только вонючим дымом надышался… Когда от сердца отлегло, приступил к детальному осмотру и вскоре понял, насколько обширны повреждения. Мало того, что горящие провода замкнулись между собой. Погиб и монтажный блок, где некоторые разъемы оплавились так, что провода не отстыковать. На фото 1 – «шкварки», оставшиеся от проводов: тот, что вверху, идет на клемму 61 генератора, нижний – на клемму 30. Но что же послужило причиной печального происшествия? Мы нашли ее, сняв генератор. Один из диодов выпрямителя отпаялся и повис на проводе. Достаточно случайного контакта с «массой» – и вот вам костер. Но вы спросите: зачем тогда предохранители?12Провода после короткого замыкания.Встроенный предохранитель.Увы, на автомобилях ВАЗ по сей день сохранились электрические цепи, у которых такой защиты нет. И если бы речь была только о самой «силовой» цепи – стартерной! Конечно, ток в ней, в зависимости от нагрузки, достигает сотен ампер, но эту цепь предохранителем не защищают. Одни считают, что здесь трудно предусмотреть необходимый предохранитель (хотя почему, собственно?). Другие – что исправный мотор обычно заводится с полуоборота и возможность замыкания якобы ничтожна. Третьи ссылаются на традиции. Но пока отставим стартер! Ос-Небрежно проложенные провода – распространенная ошибка начинающего ремонтника. А иные «рационализаторы» сознательно отказываются от штатных креплений – хомутов, зажимов, эластичных «застежек» и т. п. Провода, зажив своей жизнью, ломаются от вибраций или попадают в работающие механизмы или на нагретые поверхности.Фрагмент электрической цепи генератор – АКБ автомобилей «Жигули».тальные-то цепи обезопасить от замыканий можно и даже нужно – ведь многие из них постоянно находятся под напряжением, что повышает вероятность короткого замыкания – не сегодня, так через год. На рисунке – типичная схема соединений генератора с АКБ и монтажным блоком на российских автомобилях. «Коротнуть» эти провода могут запросто. Наш случай с отпаявшимся диодом в сущности не очень типичен – такое бывает редко, а вот когда провисший провод (следствие спешного ремонта) «прикипает» к горячей выхлопной трубе – это закономерность. Обезопасим же эту цепь! В разрыв провода, связывающего клемму 30 генератора с «плюсом», можно поставить предохранитель с запасом «прочности» процентов 10–15 по отношению к максимальному току отдачи генератора. Например, для 55-амперного генератора вполне хватит предохранителя на 60 А. Результат – на фото 2. Мы показали доработку электрической цепи «генератор–батарея» на примере ВАЗ2105. Это возможно на любом автомобиле, не имеющем подобной защиты. Но, например, на ВАЗ-2110 генератор 94.3701 способен отдавать ток до 80 А – значит, понадобится предохранитель примерно на 100 А. Велосипеда не изобрели – на многих иномарках такие предохранители штатные, на родных «волгах» тоже. На функциях аккумулятора нововведение никак не сказалось. Ну а самих предохранителей (любых номиналов) в продаже полно – ставьте, желающие! Но любопытно знать: почему этого не делает АВТОВАЗ?234 За рулем 11/2006