224
225
226
227
БезопасностьКрэш-тест для пассажираНадежный способ умеретьЕго не ищут, его просто невольно выбирают те, кто садится на пассажирское сиденье и не пристегивается. Клиентам такси посвящают свой материал Антон Чуйкин и Анатолий Фомин. Фото: Александр Кульнев, Георгий Садков.Поймав машину (не важно, подрабатывающего на служебном авто водителя, частника или официальный таксомотор), мы обычно думаем, сколько будет стоить поездка и как бы скорее и удобнее добраться до цели. Безопасность? До нее ли сейчас! И ремень остается болтаться у  центральной стойки… А если авария?224 За рулем 06/2008А если авария, то с большой долей вероятности вас так и не дождутся по адресу, который вы назвали водителю. Все это давно известно – и про спасительную роль ремня, и про самое опасное место в машине, и про статистику. И тем не менее пассажиры вообще иклиенты такси в частности пристегиваются нечасто. Играют со смертью? Мы смоделировали такую игру на полигоне, разбив дорогую машину и «убив» манекен. Хотите пройти его дорогой – не пользуйтесь ремнями! Результат крэш-теста ЗР: при аварии шансов выжить у непристегнутого пассажира нет! Датчики помогут нам рассказать, что именно повредит человек, оказавшись на его месте (см. ниже). Обратите внимание на голову: осколки, поврежденная кожа… Под ней у куклы металл, а вот хрупкая кость не сохраняет столь ровную форму. Манекен слетал к стеклу, потом вернулся на сиденье, криво привалившись к двери – и все это за доли секунды. Патологоанатому предстоит та еще работенка! Или вы предпочитаете закрытый гроб?За рулем 06/2008 225 БЕЗОПАСНОСТЬ | КРЭШ-ТЕСТ ДЛЯ ПАССАЖИРАВ аварию может попасть абсолютно любой водитель, как и любой автомобиль – это важно помнить! Будьте уверены, даже современная иномарка, получившая за безопасность пять звезд, сможет перенести вас в мир иной. Главное – не помогать ей вас защищать! Этот «ФордФокус», отличник тестов EuroNCAP, врезается сперекрытием 40% в сминаемое препятствие на вполне городской скорости 64 км/ч. При таком же ударе пристегнутые водитель и пассажир остаются практически невредимыми. Но мы-то любим риск! Ремень долой, подушки справа (от которой в данном случае проку было бы мало) в большинстве таксомоторов нет…Не пристегнулись? Тогда при аварии сюда изнутри ударится ваша голова. Правда, красиво – волна на стекле? Это эстетика смерти. Вы могли наблюдать ее на  кладбищах битых машин у загородных постов ДПС. За характерными выпуклостями стекол – жизни и травмы беспечных пассажиров.226 За рулем 06/2008 ПАССАЖИР ОТ ГОСПИТАЛИЗАЦИИ ОТКАЗАЛСЯПассажиру, пренебрегшему ремнем безопасности, не повезло… Впрочем, можно предполагать, он покинул этот мир без лишних мучений. Величина критерия травмирования головы HPC составила 1073 – выше критического порога в 1000 единиц. Это достаточная вероятность получения тяжелейших травм, хотя шанс выжить при своевременной и эффективной медицинской помощи все еще есть. Результирующее замедление головы манекена составило 90 g против порога в 80 g. Этот параметр учитывается на протяжении 3  мс. Кузов «Фокуса» эффективно распределил энергию удара, и пиковое замедление 94  g даже ниже допустимых 120  g по EuroNCAP, а  официальными правилами сертификации оно вообще не учитывается. Ни грудная клетка, ни бедра, ни колени не получили опасных повреждений. Критерий по мягким тканям – «скорость сжатия внутренностей» – значительно ниже допустимого; это заслуга грамотно спроектированного интерьера, который мягко принял тело. Впрочем, непристегнутый пассажир все равно погиб бы через 0,12 с после удаЧтобы у вас не осталось сомнений насчет виновника убийства: автомобиль отработал блестяще, повторив деформацией кузова и характером разрушений тест такого же «Фокуса», проведенный EuroNCAP в 2004-м: тогда пятидверный хэтчбек получил 5 звезд и 16 баллов за фронтальный удар, это максимальная оценка. Пассажир остал-ра. Из-за чего? Не вдаваясь в медицинские тонкости – сломал шею: датчик зафиксировал изгибающий момент почти вдвое больше критического. Кузов и интерьер автомобиля сделали все, чтобы спасти жизнь. Пассажира убил даже не удар головой о стекло, а собственное тело. Именно оно, двигаясь по инерции, согнуло шею назад с моментом более 100  Н.м, поскольку упертая в стекло голова дальше двигаться уже не могла. Точную величину изгибающего момента установить не  удалось, поскольку датчик зашкалило. Критическими в данном случае будут 57 Н.м. Могла бы спасти непристегнутого пассажира одна только подушка безопасности? Возможно. Но наверняка финал был бы более оптимистичным с ремнем безопасности и преднатяжителем, который не допускает критического перемещения тела. В крэштесте EuroNCAP все зафиксированные манекеном параметры остались в пределах «зеленой зоны». Иными словами, пассажир от госпитализации отказался. Впрочем, в нашем случае тоже. Что любопытно, в обоих случаях с вескими основаниями.ся невредим! У нашего «Форда» так же хорошо открылись двери, сохранилось то же жизненное пространство – результаты один в один! Казалось бы, надо ухитриться погибнуть в такой машине. Ничуть не бывало, мы же знаем секрет: просто не помогайте ей защитить вас, пренебрегите ремнем. Это не убийство, это суицид.Всего-навсего щелчок ремня отделяет живого и здорового человека от исковерканного трупаЗа рулем 06/2008 227