144
146
АВТОРЫНОКОПЦИИ РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕРегулировка колонки по высоте, помимо прочего, позволяет правильно сориентировать подушку безопасности.Ваш рулевойЧтобы изменить направление движения, достаточно повернуть руль. Насколько точно машина выполнит вашу команду, во многом зависит от совершенства конструкции. Соотношение между желанием и возможностями изучал Евгений Борисенков.На легковых автомобилях сегодня преобладают реечные рулевые механизмы – простой и компактный узел славится низкими потерями на трение и хорошо компонуется с популярной подвеской «Мак-Ферсон». Жаль, устройство обладает высокой отдачей – на части вседорожников и прочих тяжелых авто по-прежнему трудятся всевозможные червячные редукторы. Однако тип механизма на безопасность движения напрямую не влияет и уж во всяком случае един для каждой модели авто, поэтому оставим принципи144 За рулем 06/2008альный выбор специалистам заводаизготовителя. А  потенциальному покупателю хватит собственных забот.ПЛАТНАЯ УСЛУГА Один из важнейших вопросов: насколько необходим усилитель? Ведь кроме «единовременного взноса» при покупке машины придется регулярно оплачивать его жизнедеятельность – отбирая часть мощности у двигателя, он способствует повышенному расходу топлива. Особенно гидроусилитель (ГУР) – в отличие от электромотора, гидравлика все время в работе. Весьма сложная система требу-ет регулярного ухода, к тому же чревата отказами. Но «легкий руль», без сомнения, улучшает комфорт, и главное, повышает остроту управления, поскольку количество оборотов от упора до упора в такой конструкции, как правило, значительно меньше. Не страдает и обратная связь – современные системы без труда создают у водителя нужные ощущения. Конструктивно преимущества за электроусилителем: отсутствие приводных ремней, насоса и многочисленных уплотнений положительно сказывается как на надежности, так и на цене. К сожалению, для больших авто мощно- АВТОРЫНОК | ОПЦИИ РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕЧем ближе к водителю всевозможные органы управления, тем меньше он отвлекается от дороги.Отделанная кожей баранка куда приятнее на ощупь, к тому же меньше скользит в руках.Литые колеса легки и красивы, но вместе с тем уязвимы и неремонтопригодны.сти электродвигателей не хватает, поэтому там пока прописался промежуточный электрогидравлический вариант. По сути, это та же гидравлика, но насос приводится не автомобильным двигателем, а  собственным электромотором. Причем вступает в работу только в нужный момент, что позволяет сэкономить немало топлива и высвободить лошадиные силы для выполнения их основной задачи – двигать автомобиль. Впрочем, некоторые производители до сих пор оснащают продукцию классическим ГУРом, – благо конструкция проверена десятилетиями. Таким образом, усилитель руля (ГУР, электро- либо электрогидравлический) мы записываем в перечень обязательных устройств.БЛИЖЕ К ТЕЛУ Немалый вклад в безопасность вносят конструкция рулевого вала и колеса. Многозвенные ломаные валы давно не в диковинку, а вот регулировки по высоте и вылету встречаются не всегда. Первая гораздо важнее – помимо эргономического удобства, она позволяет правильно сориентировать встроенную в  ступицу подушку безопасности относительно тела водителя. Устраиваясь за рулем, прочтите инструкцию! Играет роль и сама баранка – кожаный обод, к примеру, скользит в руках меньше пластикового. Хороши также многофункциональные версии (так называемый «мультируль»), позволяющие управлять коробкой-автоматом, магнитолой и бортовым компьютером, не отрывая рук от руля, а глаз – от дороги. А вот количество спиц, особо подчеркиваемое в списках опций многими производителями, к безопасности отношения не имеет. И утверждения, будто бы трехспицевой руль, в отличие от всех остальных, «спортивный», – чистой воды реклама. 146 За рулем 06/2008ПОЛНЫЙ КОНТАКТ Важно и то, что замыкает рулевую цепочку – управляемые колеса. Основные их размеры (минимальные диаметр и ширина, вылет и размер центрального отверстия), заданные еще на стадии проектирования, позволяют авто твердо стоять на ногах. Разумеется, базовые значения у различных комплектаций могут отличаться из-за типа двигателя, массы машины и т. д. Но нередко диаметр и ширина колеса растут буквально на пустом месте. То есть за доплату вместо, скажем, 14-дюймового колеса вам предлагают 15-, 16-, а то и 17-дюймовые «катки». Смотрятся красиво, однако пользы в наших условиях – никакой. Дело в том, что наружный диаметр колеса должен оставаться постоянным, что приводит к пропорциональному снижению профиля (уменьшению высоты борта покрышки). Конечно, снижается увод и растет точность управления, но ощутимо страдает плавность хода и растет риск разрушения колеса. Тонкий бублик сам по себе весьма уязвим, а вдобавок не способен защитить обод от незначительных, по нашим понятиям, выбоин и «слегка» выступающих трамвайных рельсов. Да и стоят низкопрофильные шины много дороже обычных, поэтому, на наш взгляд, разумнее ограничиться базовым вариантом. Значение имеет не только размер, но и материал. Стальные колеса более надежны, а ради красоты лицевую часть нетрудно закрыть декоративным колпаком. Полагаем, эта версия и должна стать основным «русским пакетом» – остальное стоит предлагать за доплату. Что касается запасного колеса – мнения потребителей расходятся. Горожане в большинстве уверены, что вполне хватит «докатки» – не в пустыне живем! «Дальнобойщики» придерживаются иного мнения – без запаски на наших просторах пропадешь! Полагаем, чтоболее правы последние: к тому же запас, как известно, карман не тянет.СВОЯ РУБАШКА Вполне предсказуемо лучше других к российским реалиям подготовили «Приору». В единственной пока комплектации (286 700 руб.) присутствует все необходимое – электроусилитель руля, регулировка колонки по высоте и полноразмерная запаска. А вот «литье» в базе – явный перебор. Похоже, вазовские маркетологи ездят по каким-то другим дорогам. Да и список опций не мешает расширить – клиент все равно свое возьмет. Не у дилера, так на «диком» рынке. На Украине, видимо, другие реалии. У представленного на нашем рынке «Шевроле-Ланос» в минимальной комплектации (256 000 руб.) нет ни одной из интересующих нас опций, только полноразмерная запаска. ГУР появляется лишь в следующем исполнении SE (272 400 руб.), а регулировку руля нельзя получить ни за какие деньги. Зато четырнадцатидюймовое «литье» (4 штуки) продается как запчасть (в дополнение к уже купленному автомобилю) за нескромные 14 тыс. рублей. Вполне можно найти «неоригинал» подешевле. Сходная картина при покупке самого дешевого «Рено-Логан» (263  500 руб.) – такой абсолютно пуст. Мало того, вам предложат специальную опцию (-2700 руб.), суть которой… в отсутствии подушки безопасности. Зато за 12  350  руб. получите недостающий ГУР (штатно его устанавливают с комплектации Expression 1,6 (303 700 руб.), а для следующей версии можете докупить и легкосплавные колеса (9900 руб. за комплект). Подходящий вариант для тех, кто не так богат, чтобы покупать дешевые вещи. Носителям иной жизненной философии порекомендуем «Приору» – лучше навязанная безопасность, чем никакая.