186
187
188
189
190
191
ГРУЗОВИКИТЕСТ FIAT DUCATO, LDV MAXUSБаллом и дробьюВ середине прошлого года компания «Соллерс» начала производство в Елабуге итальянского «ФИАТ-Дукато». К этому времени «Группа ГАЗ» стала ввозить в Россию уже в товарных количествах «максусы» английской компании LDV (Leyland-DAF Vans, принадлежит ГАЗу), обещая вскоре наладить их выпуск в Нижнем Новгороде. С помощью дроби, линейки, спутников и собственной пятой точки Юрий Нечетов сравнил два фургона. Фото: Константин Якубов.Сравнение напрашивалось само собой: один грузовичок уже с российской пропиской, другой пока с видом на жительство, при этом оба весьма привлекательны по цене  – примерно на  треть дешевле чистокровных «иностранцев». Берем за основу тестовую 10-балльную шкалу (8  баллов – норма), применяем ее к грузовым критериям, проводим замеры и... ШИРОТА ВЫБОРА «Дукато» предлагает частую «нарезку» из  трех баз: 2850, 3200, 3700  м  – и  трех значений высоты крыши: 2150 (только на  короткобазных машинах), 2470 (на  машинах со  средней и  длинной базой), 2860 мм (с длинной базой). В комбинации получаем четыре варианта объема кузова, с  которыми, к сожалению, жестко связаны полная массаи грузоподъемность: 7,5 м3 – 2815/990 кг; 10,0  м3  – 3300/1425  кг; 12,0  м3  – 3500/1505 кг; 14,0 м3 – 3500/1455 кг. Изза этого нет возможности оптимизировать конфигурацию под грузы высокой или малой плотности: в самую компактную машину легко войдет полторы тонны упаковок с водой, а 14 м3 памперсов или цветов не  потянут и  на  полтонны. Силовой агрегат единственный. Итак,186 За рулем 01/2009 FIAT DucatoСредняя база, средняя крыша, объем кузова 10,0 м3, грузоподъемность 1425 кг, двигатель 2,3 л (110 л.с.), 5-ступенчатая механика, комплектация Medium, 575 000 руб.LDV MaxusКороткая база SWB, средняя крыша HR, объем кузова 7,8 м3, грузоподъемность 1422 кг, двигатель 2,5 л (120 л.с.), 5-ступенчатая механика, стандартная комплектация, 524 000 руб.четыре варианта фургонов с  начальной ценой 490  тыс.  руб. В  гамме есть также 15-местный автобус, на  подходе грузопассажирский комби, машина скорой помощи. Цельнометаллические фургоны «Максус» выпускают с  двумя вариантами колесной базы: 3100 и  3850  мм  – и  тремя вариантами высоты крыши: 2070 (только на машинах с короткой ба-зой), 2315, 2540  мм (только с  длинной базой), что дает четыре возможных объема грузового отсека 7,0; 7,8; 10,3; 11,4 м3. Полная масса автомобилей составляет 2800, 3200 и  3500  кг (длинная база), а диапазон грузоподъемности  – от  917до 1616 кг, что почти на 2 центнера шире, чем у конкурента. Силовой агрегат – итальянский турбодизель VM39C объемом 2,5 ли мощностью 95 или 120 л.с. Итого два десятка возможных сочетаний объема-массы-мощности толькоЗа рулем 01/2009 187 ГРУЗОВИКИ | ТЕСТ FIAT DUCATO, LDV MAXUSПо низу «Дукато» опоясан пластиковыми накладками, предохраняющими кузов от повреждений.Приборы простые и удобные, непривычна лишь оцифровка спидометра нечетными десятками.Из просторной кабины ФИАТа открывается прекрасный обзор. Внутри есть держатель для карт, однако виден голый металл и головки саморезов. Рослый водитель упирается коленом в подиум рычага коробки передач, да и ключ совсем рядом.для трехместных фургонов, цены на которые начинаются с  504  тыс.  руб. Кроме того, есть 11- и 15-местные автобусы, а также несколько вариантов комби и шасси. Любопытный нюанс: под ограничение грузоподъемности до 1т (при въезде в  центр некоторых городов) не  подпадает лишь самая маленькая модификация «Дукато», с  7,5-кубовым грузовым отсеком, способным принять 990 кг. А  из  «максусов» – только пара длиннобазных большеобъемников, поскольку короткие легче и при той же полной массе 2800 кг берут на борт чуть больше тонны. Сдается, в обоих случаях маркетологи дали маху: проще пареной репы было «отвязать» грузоподъемность ФИАТа от его размеров, а короткие «максусы» сертифицировать на 999 кг груза.  FIAT Ducato – 7 баллов LDV Maxus – 9 баллов188 За рулем 01/2009КАБИНА Садиться в  ФИАТ нужно осторожно: на  покрытой скользким пластиком ступеньке недолго и  поскользнуться, как случилось с  нашим фотографом. Водитель ростом выше 180  см правым коленом упрется в подиум рычага коробки передач. Зато рулевая колонка регулируется по углу наклона, посадка высокая, командирская, прекрасный обзор во  все стороны облегчают двухсекционные зеркала. Жаль, у последних отсутствует какаялибо дистанционная регулировка, приходится попросту нажимать на  их уголки. А обогрева нет даже в списке опций. Эргономический просчет: при входе-выходе водитель задевает бедром высоко поднятый рычаг стояночного тормоза  – конструкторы расположили его слева, чтобы освободить центральный проход в пассажирских модификациях. Электростеклоподъемники работают только в  автоматическом режиме:чтобы чуть приоткрыть стекло, нужно дважды коснуться кнопки. Тестовый «Дукато» – из первой партии, и, возможно, поэтому у него плохо отрегулирован тросовый привод коробки. Передачи оказываются не там, где их ищешь, а иногда их даже путаешь – смещение рычага между II и IV передачами составляет всего 12 мм! Двери «Максуса» можно открыть с  дистанционного пульта (у  «Дукато» лишь центральный замок). Кабина поуже фиатовской (разница – 90 мм), но ив ней трое крупных мужчин в  зимней одежде сидят, едва касаясь друг друга плечами. В отличие от ФИАТа, почти не видно голого металла и головок шурупов, хотя пластик местами с облоем. Отмечу отсутствие регулировок руля (впрочем, при своих 180  см я  уселся достаточно комфортно) и не очень удобные расположение (посередине) и  конфигурацию приборной панели  – дань Дополнительный стоп-сигнал у «Максуса» – в списке опций. В подштамповках боковых оконных проемов шагрень, под краской здесь мастика, защищающая точечную сварку. Приборы расположены далековато в центре, взгляд на них под большим углом приводит к неточному считыванию показаний.Кабина «Максуса» больше похожа на легковую, однако руль без регулировок, а подрулевые переключатели не видны за его спицами. Под высоким потолком расположена пара удобных полок, предназначенных для мелких вещей и документов.унификации с  праворульной версией. Ручка открывания капота – справа. Из досадных мелочей: отсутствуют крючки для верхней одежды, легко запутаться в последовательно расположенных клавишах электростеклоподъемников, а  шум вентиляции кабины даже на  первой скорости заглушает двигатель! Зато зеркала снабжены электрорегулировкой и неотключаемым (!) обогревом. Кресло с  регулировками по  высоте и углу наклона и подушка безопасности, защищающая водителя, три трехточечных инерционных ремня, аудиоподготовка с двумя динамиками – достоинства обеих машин. FIAT Ducato – 6 баллов LDV Maxus – 7 балловКУЗОВ У ФИАТА высота 10-кубового отсека составляет 1880  мм, так что боль-шинство грузчиков смогут свободно выпрямиться. Боковая дверь размером 1770х1290  мм позволяет свободно оперировать европалетой шириной 1200  мм. При  этом погрузочная высота лишь 570  мм  – едва  ли не  лучшая в классе! Изнутри отсек обшит пластиком до  уровня окон, над кабиной  – вместительная антресоль для личных вещей. Грузовой отсек «Максуса» объемом 7,8  м3 скромен и по  высоте: лишь 1715  мм. Опасение удариться головой заставляет пригнуться. Маленькая боковая дверь размером 1420х1090  мм унифицирована с  низкой модификацией и не  позволяет загрузить палету (у  длиннобазной модификации дверь больше). Изнутри листами ДВП обшиты лишь двери, запасное колесо расположено над левой аркой, его крепление под днищем – опция. Общие достоинства фургонов: задние двери распахиваются на  90 или180о, между колесными арками с  хорошим запасом помещается палета. Общий недостаток  – подштамповка на задней стенке кабины несколько сокращает длину отсека в верхней части.  FIAT Ducato – 9 баллов LDV Maxus – 6 балловХОДОВЫЕ КАЧЕСТВА «Дукато» на сотню килограммов тяжелее и на  десяток «лошадей» слабее «Максуса», однако даже с  балластом (вот зачем понадобилась дробь!) не  дал повода посетовать на  медлительность. Тяговооруженности вполне хватало для  динамичной езды в  темпе легковых машин, при этом средний расход топлива составил 8,1  л/100 км! А  грамотный подбор передаточных чисел трансмиссии обусловил лишь незначительное – чуть более секунды – отставание от «Максуса» в упражнениях на эластичность на IV передаче. ХаЗа рулем 01/2009 189 ГРУЗОВИКИ | ТЕСТ FIAT DUCATO, LDV MAXUS ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯОбщие данные Конструкция Размеры, мм: длина/ширина/высота база колея спереди/сзади дорожный просвет Объем грузового отсека, мз Радиус поворота, м Масса снаряжен./полная, кг Грузоподъемность, кг Максим. скорость, км/ч Топливо/запас топлива, л Расход топлива в смешанном цикле, л/100 км Двигатель Тип Расположение Конфигурация/ число клапанов Рабочий объем, смз Мощность, кВт/ л.с. Крутящий момент, Н . м Трансмиссия Тип Коробка передач Передаточные числа: I/II/III/IV/V/З.х. Главная передача Ходовая часть Подвеска: спереди сзади Рулевое управление Тормоза: передние задние Размер шин FIAT DUCATO несущий кузов 5099/2024/2470 3200 1720/1720155LDV MAXUSРЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ «ЗА РУЛЕМ»FIAT DUCATOLDV MAXUS – – – 1954920/1991/2315 3100 1734/1728н.д.10,0 6,3 1875/3300 1425 147 ДТ/80 8,17,8 5,9 1778/3200 1422 н.д. н.д.Весовые и геометрические характеристики Снаряженная масса, кг 1926 Нагрузка на ось, кг (%): 1254 (65) переднюю заднюю 672 (35) Дорожный просвет, мм 155 Динамические качестваРазгон, с: 2 чел.Разгон , с: 2 чел. + 1220 кг дизельный с турбонаддувом спереди поперечно Р4/16 2286 81/110 при 3700 об/мин 270 при 1800 об/мин 2499 88/120 при 3800 об/мин 300 при 1800 об/мин Эластичность Нагрузка Время разгона, с: 60–100 км/ч (IV) 80–120 км/ч (V) Выбег, м: 120–50 км/ч 50–0 км/ч Торможение со 100 км/ч*: тормозной путь, м замедление, м/с2 2 чел. 11,5 24,1 996 507 49,0 7,9 2 чел. + 1220 кг 17,6 39,0 1410 655 – – 2 чел. 10,2 17,5 946 459 50,1 7,7 2 чел. + 1220 кг 16,5 28,9 1376 596 – –переднеприводная М5 3,73/1,95/1,29/0,87/ 4,08/2,10/1,30/0,94/ 0,58/3,15 0,75/3,46 4,93 4,19 типа «Мак-Ферсон» зависимая рессорная реечное с гидроусилителем дисковые вентилируемые барабанные 205/70R15 205/75R16Из-за короткой динамометрической прямой возможный недобор максимальной скорости составляет 2–4 км/ч. *Торможение с незакрепленным балластом не проводилось.Грузовые достоинства «Дукато» в сравнении с «Максусом» очевидны: объем отсека больше на 2,2 м3, высота – на 165 мм, погрузочная высота меньше на 55 мм, боковая дверь заметно больше.рактер у «Дукато» спокойный и покладистый, подвеска мягкая, двигатель очень тихий и, как у  оппонента, демонстрирует заметный подхват после 1500 об/мин. Чуть споткнулся автомобиль лишь в торможении: третье подряд выявило увеличение хода и усилия на педали – похоже, тормозам недостает температурной стабильности. Пуск двигателя «Максуса» неожиданно затянут: стартер трудится около секунды, на  это невольно обращаешь внимание. Порожний фургон демонстрирует прямо-таки легковую прыть. Отставание от ФИАТа в начальной фазе разгона объясняется необкатанными покрышками и большей их пробуксовкой. С 1220 кг балласта, двумя крупноформатными членами экипажа и  комплектом спутниковой измерительной аппаратуры «Максус» весит максимально разрешенные 3200  кг, но  и в  этом случае остается очень динамичным. Увы, даже полная нагрузка не в  силах смягчить жесткий характер усиленной190 За рулем 01/2009 У «Максуса» преимущество в геометрической проходимости: просвет 195 мм и колеса 205/75R16 против 155 мм и 205/70R15 у ФИАТа. На фото обе машины с балластом 600 кг.для России подвески: из-за тряски делать записи на  ходу затруднительно. Разговаривать тоже, но уже по причине рева мотора на режимах разгона. К педали тормоза нужно привыкать: первые 70 мм она проваливается почти без усилия. Зато радиус разворота у «Максуса» действительно оказался на  полметра меньше, чем у «Дукато». АBS у обеих машин в  списке опций, зато переднеприводная компоновка гарантирует устойчивость на скользком покрытии и  хорошую проходимость даже порожняком. FIAT Ducato – 8 баллов LDV Maxus – 8 баллов ЭКСПЛУАТАЦИЯ Оба фургона имеют двухлетнюю гарантию, однако у «Дукато» она без ограничения пробега, а  у  «Максуса» сохраня-ется на  125  тыс.  км. Гарантия на  оцинкованные кузова  – восемь и шесть лет соответственно. Для «Дукато» периодичность ТО  – 15  тыс.  км; масло нужно менять каждые 30  тыс.  км. У  «Максуса» замена масла рекомендована через 25  тыс.  км, хотя некоторые дилеры пытаются навязать и  промежуточные осмотры. Оба автомобиля в  стандартной комплектации адаптированы к  нашим условиям: у  них аккумуляторы увеличенной емкости и  мощная стальная защита моторного отсека. Просвет под ней у  «Дукато» составляет скромные 155  мм, а  у  «Максуса»  – завидные 195  мм. Да  и колеса 205/75R16 у  английского фургона более живучие, чем 205/70R15 у оппонента. FIAT Ducato – 8 баллов LDV Maxus – 9 баллов ОБЩАЯ ОЦЕНКА «Дукато» появился в  Европе еще в 1993 году, однако до сих пор может служить эталоном – прекрасно задуман, обладает широчайшей гаммой и  вполне мог бы стать фаворитом, если бы не вышеупомянутые досадные просчеты. «Максус» – пример полной реализации хорошей концепции, подкупает широким выбором модификаций и  отличной приспособленностью к  плохим дорогам. Однако не  будем забывать, что пока это английский продукт по российской цене. Какие качества он потеряет, а какие приобретет с освоением сборки в России – вопрос. Да и будет ли он вообще здесь выпускаться?! Пока что подготовка производства отложена. По финансовым причинам.FIAT Ducato – 7,6 балла LDV Maxus – 7,8 баллаРАЗМЕРЫ КАБИНЫ И ГРУЗОВОГО ОТСЕКА, мм (данные теста «За рулем»)Модель L1 H H1 B1 Lгруз. Bгруз. FIAT 940–1140 1390 990–1050 1810 2820 (2720)* 1810 Ducato LDV Maxus 935–1150 1660 1200–1240 1720 2580 (2440*) 1760*Размер до выступающей подштамповки на задней стенке кабины.Bгруз.min Нгруз. 1390 1390Bбок.Hбок. Взад. Нзад. hпогр.1880 1290 (1130*) 1770 1550 1760 570 1715 1090 (1060*) 1420 1560 1585 625Юрий Нечетов: «Как ни парадоксально, не уверен, что мой личный выбор совпал бы с результатами теста. Часть недостатков «Дукато» можно устранить своими силами, машина хорошо известна ремонтникам и обеспечена запчастями, да и обслуживаются частники больше самостоятельно. А «Максусу» еще предстоит создавать себе имя и репутацию».За рулем 01/2009 191