150
151
ТЕХНИКАИЗМЕРЕНО ЗР СКОРОСТЬНемаксимальная максималкаПочему ваши измерения отличаются от данных производителя? Это еще мягкая постановка вопроса, адресуемого редакции после выхода очередного сравнительного теста. В смертных грехах обвиняют редко, но тоже случается… С рассказа о замерах максималки начинает новую рубрику Анатолий Фомин.Мальчишки прижимаются лицом к стеклам припаркованных машин: – Сколько выжимает? – Я же говорил, 220, не 260. Дохлая эта тачка! Эх, если  бы, повзрослев, они стали более самостоятельными в своих суждениях! Впрочем, образование приносит свои плоды  – вместо последней цифры спидометра теперь называют цифру, которую удалось выдавить на пустом участке дороги. Разумеется, без поправки на уклон, ветер и неточность спидометра. Последний почти наверняка завышает показания на  2–5%. Так сколько же на самом деле? И почему?ЧЕМ МЕРИТЬ? Еще недавно для измерений мы пользовались бесконтактным оптическим спидометром CORRSYS, теперь перешли на  GPS-систему VBOX Racelogic: удобнее работать (монтаж занимает от силы 2 минуты против 15–30 минут для оптической системы), меньше времени требуется и для последующей обработки результатов. Формально точность GPS-системы ниже, но в  реальности оказалось, что с  ней измерения 150 За рулем 01/2009более точные. Почему? Да  потому, что крошечный наружный датчик GPSприемника не  сказывается на  аэродинамике. Прежде мы закрепляли на  автомобиле внушительных габаритов оптический прибор. Не  всегда удавалось сделать это сзади, в  аэродинамической «тени», а для переднего или бокового положения приходилось даже вводить поправочные коэффициенты: для легковых машин  –1,6 и  2,0% (мидель до 2,3 м2) соответственно, для вседорожников – 1,2 и 1,6% (мидель 2,3 м2 и более). GPS-приемнику мешают только густые летом кроны деревьев по краям динамометрической дороги дмитровского полигона. Впрочем, когда на  открытом участке прибор «видит» более восьми спутников, проблем нет. Погрешность измерения максимальной скорости – 0,1 км/ч.КОГДА ДОРОГА ДОРОГА Динамометрическая (то  есть без всяких уклонов) дорога пятикилометровой длины у  нас в  стране одна  – на  территории автополигона ГУП «НИЦИАМТ НАМИ». Весь цикл замеров для теста ЗР одной машины занимает менее часа,из которого на движение с максимальной скоростью приходится всего минута! Cовременным автомобилям, достигающим 250 км/ч, меньше чем пятью километрами не  обойтись. А  для тех, что реально переваливают за  300 км/ч, желательно добавить еще пару километров прямой. К  счастью, к  нам на  тест такие машины попадают редко. Для  справки: ширина динамометрической дороги 12  м, а  приемлемое покрытие есть только на 3 км. Оставшаяся часть немногим лучше среднестатистической российской дороги. Поверьте, на скорости 270–280 км/ч это добавляет эмоций .ПОГОДА НЕ ПОДОЖДЕТ Строго говоря, все измерения следует проводить при одних и тех же погодных условиях. Желательно, чтобы это были стандартные 15оС при давлении 760  мм  рт.  ст. (101  325  Па), влажности около 60% и  отсутствии ветра и  осадков. Увы, всегда соблюсти эти условия невозможно. Мы замеряем максималку и летом, в 30-градусную жару, и в осенние холода, когда термометр показывает чуть выше нуля; в  промежутках между весенними дождями, когда сто- ЗАЧЕМ МЕРИТЬ?Только очный поединок двух конкретных автомобилей (модификация, комплектация также учитываются) позволит определить, кто на  самом деле быстрее. В  данном случае отступление от  официальных условий допустимо, поскольку распространяется на  все одновременно испытываемые машины. В  общем, наша цель  – сравнить автомобили, а  не  подтвердить или опровергнуть данные фирмы. Последнее скорее побочный продукт. Ну а почему наши цифры и официальные могут отличаться, вы теперь знаете.Абсолютный рекордсмен замеров «За рулем» – тюнингованный «Порше-911 Турбо» развил на динамометрической дороге ровно 312 км/ч.При прочих равных более высокая максимальная скорость – объективное свидетельство совершенства аэродинамики модели!альные измерения проводить нельзя. Мы вынуждены бороться с  этим фактором, проводя замеры в  прямом и  обратном направлениях движения. Разница в  6–10  км/ч – обычное дело (поверьте, при этом кажется, что стоит абсолютный штиль), в зачет идет средний результат.ГЛАВНЫЕ И ПЕРЕДАЧИ Легковые автомобили строятся вовсе не  для достижения максимальной скорости. Может получиться так, что передаточные числа удобны для езды, но  максималка достигается скромная. Особенно часто такое встречается на  автомобилях, оборудованных 4-ступенчатой гидромеханической трансмиссией, где верхняя отвечает за экономичную езду по  шоссе. Там между третьей и четвертой ступенями может быть разница в 25% и даже больше. Проще говоря, на  третьей срабатывает ограничитель оборотов, а  на  четвертой скорость падает, потому что обороты максимальной мощности не  достигнуты. Впрочем, и при  большем количестве передач случается, что минимальное внешнее воздействие (например, встречный ветер) не дает переключиться на передачу, на которой достигается максималка. Кстати, это вовсе не всегда высшая! Б УРОКИ МАКСИМАЛКИ Если замеренная нами максимальная скорость вашей любимой модели на  3–4% меньше заявленной, не  стоит обвинять нас в  попытке принизить ее достоинства или неумении ездить. Видимо, во время проведения замеров просто была не ее погода. Разница в 5–6% может быть списана на  дополнительное оборудование, ухудшающее аэродинамику (антенна, брызговики, увеличенный дорожный просвет российской версии). А вот 7–8% уже заставляют насторожиться: возможно, машина не в лучшей форме, поскольку лимиты отклонения по другим причинам выбраны. Более чем 8% разницы между замеренным и  заявленным при условии исправности автомобиля – это, увы, практически однозначное свидетельство того, что производитель завысил его характеристики. Немного о  точности спидометров. Нормальный прибор, считывающий скорость с ведущих колес, просто обязан завышать показания. Иначе производителю не  избежать судебных издержек по искам  оштрафованных за  превышение скорости водителей. Радиус качения шин даже формально одинакового размера заметно изменяется в зависимости от скорости, давления и производителя. Вит глубокий циклон и  давление падает до  720  мм, и  поздней осенью, когда погожим днем может быть 770  мм. Замечу, что нормальное давление на «динамке» дмитровского полигона (высота над уровнем моря – примерно 200 м) не 760, а 742  мм. Так можно прикинуть, что разница в  плотности воздуха в  «крайних» случаях будет достигать 18%! Только за счет нее разброс может составить более 8%. Однако главный враг точности  – ветер. Кстати, если его составляющая вдоль дороги превышает 3  м/с, официАВсе эти кадры сняты в один день в ходе первого марафона «60 часов». «Рено-Логан» (А) 1,4 л, 75 л.с.: 158 км/ч по спидометру, его погрешность 6,2%, то есть реальная скорость на фото – 148,8 км/ч. Замеренная максимальная скорость – 156,0 км/ч. Вывод: пора переходить с пятой на четвертую и разгоняться! «Лада-Калина» (Б) 1,6 л, 80 л.с. 184 км/ч по спидометру, погрешность  5,1%, реальнаяскорость на фото – 175,0 км/ч. Замеренная максимальная скорость – 166,3 км/ч. Вывод: едем под горку! «Форд-Фокус  1,6» (В), 100 л.с.: 203 км/ч по спидометру, погрешность 6,3%, реальная скорость на фото – 191,0 км/ч. Замеренная максимальная скорость – 177,8 км/ч. Вывод: едем под горку и максималка удачно совпадает с пятой передачей! За рулем 01/2009 151