194
195
196
СПОРТФОРМУЛА 1Время вундеркиндовДавно минули времена, когда автоспорт был занятием взрослых мужей. Недалек тот день, когда чемпионом формулы 1 станет школьник, предсказывает Максим Вольнов.Хуан-Мануэль Фанхио первый раз стал чемпионом мира формулы  1 в 40-летнем возрасте; было это в 1951 году. Джек Брэбэм взял свой первый титул в 33 года (1959), Джеки Стюарт – в 30 лет (1969), Ален Прост  – тоже в  30 (1985), Айртон Сенна – в 28 (1988), Михаэль Шумахер – в 25 (1994), Фернандо Алонсо – в 24 года (2005). Наконец, Льюис Хамильтон оформил чемпионство в 23 года. Тенденция совершенно очевидна: чемпионы молодеют. Причины тоже ясны. Логику нашей цепочки немного нарушает Нельсон Пике-старший, взошед194 За рулем 01/2009ший на  трон в  27  лет (1981). Но  бразилец был уже из  поколения пилотов современного типа: пришел в  формулу  1 не из гаража, а через победы в картинге и младших формулах. В 1950–1960-е такой мощной системы обучения и  естественного отбора гонщиков просто не  было. Фанхио, например, впервые стартовал в  гонке легковых автомобилей 25-летним. А  Стюарт вообще начал со стрелкового спорта – был чемпионом Шотландии, дважды выиграл Кубок наций и едва не  попал в  состав олимпийской сборной (Рим, 1960), прежде чемзанялся нормальным делом – ремонтом машин в отцовской мастерской. Сегодня такие романтические метаморфозы, когда будущий чемпион оказывается в гоночном мире случайно, немыслимы. Последнее исключение из правил  – Деймон Хилл, до 24  лет занимавшийся мотогонками. Будущих чемпионов формулы нынче готовят с  раннего детства, и  почти у  всех отправная точка карьеры – картинг. А в числе главных составляющих успеха  – солидный бюджет, грамотный менеджмент. И  конечно  же талант, подкрепленный упорством и тру- долюбием. Льюис Хамильтон, самый молодой чемпион формулы  1 за  всю историю, выпечен как раз по такому рецепту. Карьера британца крайне проста, ничего лишнего! 1995 год – чемпион Британии по картингу, 2000-й – чемпион Европы и  мира по  картингу, 2003-й  – чемпион Британии в формуле «Рено», 2005-й – чемпион Европы в  формуле  3, 2006-й  – победитель серии GP2. Уже с 1998-го Хамильтон пользовался поддержкой «МакЛарена» и  покровительством Рона Денниса. Тут, впрочем, без некоторого везения не обошлось – босс команды обратил внимание на  паренька, можно сказать, случайно. Правда, паренек этот совсем не  случайно стал победителем турнира, которым Деннис лично интересовался. По-видимому, пора отказаться от  бытующего мнения о  том, что оптимальной гоночной зрелости, пика формы пилоты достигают годам к  двадцати восьми. Все последние чемпионы формулы  1 добивались титула раньше, не дожидаясь, пока у них по науке наступит «пик формы». А вот потом… Ну, положим, Фернандо Алонсо просто не угадал с  командой  – в  «Мак-Ларене» с  его амбициями не особо считались. Однако у Кими Райкконена, перешедшего в чемпионскую «Феррари», после взятия титула наступил очевидный спад. Причем финн помышляет о скором уходе из гонок, а  ему только-только стукнуло  29. Неужели пора на пенсию?! А ведь Льюис едва не стал чемпионом в  сезоне-2007, когда ему было всего  22. Тогда, дескать, не  хватило опыта. Не  го-Окрыленный британским флагом, Льюис Хамильтон написал книгу о своей жизни, а через год стал чемпионом мира. Мало кто сомневается, что Себастьян Феттель станет чемпионом мира. Возможная дата восхождения на трон  – конец 2010 года.РЕЗУЛЬТАТЫЧЕМПИОНАТ МИРА ФОРМУЛЫ 1, 2008 год Пилоты: 1. Л. Хамильтон (Великобритания, «Мак-Ларен – Мерседес») 2. Ф. Масса (Бразилия, «Феррари») 3. К. Райкконен (Финляндия, «Феррари») 4. Р. Кубица (Польша, «БМВ Заубер») 5. Ф. Алонсо (Испания, «Рено») 6. Н. Хайдфельд (Германия, «БМВ Заубер») 7. Х. Ковалайнен (Финляндия,«Мак-Ларен-Мерседес») 8. С. Феттель (Германия, «Торо Россо») 9. Я. Трулли (Италия, «Тойота») 10. Т. Глок (Германия, «Тойота») Команды: 1. «Феррари» 2. «Мак-Ларен-Мерседес» 3. «БМВ Заубер» 4. «Рено» 5. «Тойота» 6. «Торо Россо»98 97 75 75 61 60 53 35 31 25 172 151 135 80 56 39 За рулем 01/2009 195 СПОРТ | ФОРМУЛА 1В свои 29 лет Кими Райкконен устал от формулы 1и хочет на отдых. Не исключено, что предстоящий сезон – последний для него.Фернандо Алонсо после двух титулов считается ветераном. И хотя ему всего 27, для нового титула он слишком стар – такой вывод следует из статистики последних лет. В декабре Роберт Кубица отметил 24-летие. В принципе, время для завоевания титула у него еще есть.ночного вообще, а опыта участия в таком затяжном, сложном и  довольно нервном состязании, как формула 1. Алену Просту понадобилось пять лет участия, чтобы завоевать титул. Михаэлю Шумахеру  – два с хвостиком. Теперь, видимо, селекционеры автоспорта вывели новую породу гонщиков, способную получать весь необходимый опыт за год: один сезон, и ты уже готов по полной программе! Или опыт сегодня вообще не нужен? Знатоки формулы  1 вычислили, что рекорд Хамильтона скоро может быть побит. Набирает силу другой вундеркинд, поразивший мир не  столько своими достижениями как таковыми, сколько темпом покорения различных вершин. Самый молодой победитель Гран-при фор196 За рулем 01/2009мулы 1 за всю историю: Себастьян Феттель, 21 год. В этом сезоне он не попадет в  состав топ-команды, а  вот в  2010-м  – с  высокой вероятностью. По  расчетам, откроется вакансия в «Феррари». И если Себастьян Феттель выиграет чемпионат, то превзойдет Льюиса. Тогда Феттелю тоже будет 23, но британец родился в январе, а немец – в июле. Спрашивается, если чемпионат мира все время выигрывают молодые, как быть и на  что надеяться тем, кто давно выступает в  формуле  1? Фелипе Массе и  Фернандо Алонсо в  2009-м исполнится 28, Дженсону Баттону – страшно подумать! – 29. Все они, по сути, заслуженные ветераны, как-то не к лицу им выступать в  роли «гарнира» для юных талантов.А  самые сильные команды «старичков» нанимают неохотно, предпочитают молодых, перспективных. И если чемпионат можно выиграть в 23, то, наверное, и в 22 тоже – невелика разница. А в 20? В 18? Гонки картов и  формул проходят на  специальных закрытых трассах, водительские права не  нужны, соревноваться можно в любом возрасте. Вашему сынишке исполнилось пять лет и вы подумываете пристрастить его к  картингу? Не откладывайте, поторопитесь! Это в 1990-е еще можно было сесть в карт в десятилетнем возрасте и  все прекрасно успеть  – опубликовать к  23  годам автобиографическую книгу (Lewis Hamilton: My story) и стать чемпионом мира. Сейчас надо начинать раньше!