258
259
260
261
БЕЗ ГРАНИЦПУТЕШЕСТВИЕ НА МАЛЬТУГлубокое погружениеУ поклонников активного отдыха, увлекающихся вдобавок старыми автомобилями, особые запросы. Стандартные туристические маршруты им, как правило, неинтересны. Закрыв путеводитель, на остров Мальта отправились Вадим Крючков и Максим Гомянин. Фото Вадима Крючкова.Надеты гидрокостюмы, на  пле‑ чи давят тяжелые баллоны с  воздухом. Прыгаем в  воду с дайв‑дека катера. Затем пере‑ ползаем через толстый понтон в откры‑ том море. Мы в  гигантской сети, ухо‑ дящей вниз метров на сорок. В ней вы‑ ращивают тунца для средиземномор‑ ских ресторанов. Но этот деликатес ап‑ петитно смотрится только на  тарелке, а в море сотни метровых рыбин, неис‑ тово нарезающих круги прямо под на‑ ми, вызывают оторопь. Интересно, они в курсе, кто кого должен есть? Начина‑ем спуск. Через несколько минут рыбье полчище вовлекает в водоворот своего стремительного танца. Порой откорм‑ ленные «боровы» проходят так близко, что чувствуешь движение воды от  их хвостов. Ощущение чего‑то нереально‑ го не  покидает все время погружения. На  фоне блестящего под солнцем ко‑ сяка торпедообразных тел кажется, что зависший напротив напарник плывет боком с внушительной скоростью… Все свободное от  дайвинга время заполняют автомобили. Причем за руль не садимся принципиально!МАЛЬТА На остров летают регулярные рейсы «Мальтийских авиалиний». Уровень обслуживания куда выше, чем при полете чартером. Весной и в бархатный сезон путешествие на Мальту может обойтись дешевле поездки в Турцию. Средиземное море уступает Красному в рыбном многообразии, но дайвинг на Мальте в целом куда более цивилизованный и безопасный, чем в Египте. Ориентировочная стоимость погружений: одно погружение в день – 28 евро; десять погружений за пять дней – 250 евро; ночное погружение – 33 евро. Прокат полного комплекта снаряжения – 15 евро в день.258 За рулем 12/2010   Во все времена порты Мальты были лако‑ мым куском для завоевателей. Память о бит‑ вах – обилие затонувших военных кораблей  вокруг острова.Протяженность мальтийской береговой линии 137  км, а  «габаритные размеры» острова и  вовсе 27 на  14,5  км. Брать машину в  прокат при таких расстояниях не имеет смысла. Для самостоятельных поездок по  острову существует ярко-желтый автобус одной из  забытых английских марок: «Лейланд», «Додж», «Бедфорд», AEC. Это своего рода символ Мальты. Машины 50-летней давности еще довольно бодры и  до  сих пор перевозят пассажиров наравне с  современными.В таком «старичке» наблюдать за работой водителя одно удовольствие: двойной выжим сцепления, выверенное движение массивным рычагом коробки передач, размашистый поворот баранки. Причем управляет пожилыми автобусами в  основном местная молодежь. Чувствуется, эти ребята гордятся своими машинами. Не  меньшее удовольствие разглядывать всякие автодиковины. Для  знатока, наверное, это один из лучших способов развлечения. Вот коллекционный  Особенности автопарка. Рядом с совре‑ менными моделями полно старины. Оцените  сохранность пикапа «Моррис‑Минор» конца  1960‑х.  Коммерческий транспорт трех эпох  в одном кадре? Пожалуйста!  Раритет из СССР: короткий капот, короткое  крыло, бежевый салон. «Восьмерки» конца  1980‑х с правым рулем все еще на ходу,  встречаются и «пятерки». За рулем 12/2010 259 БЕЗ ГРАНИЦ | ПУТЕШЕСТВИЕ НА МАЛЬТУ«Шевроле-Корвет» первого поколения, а  это уже ставший диковиной «Юго», рожденный в  социалистической Югославии. Финансовый кризис, как ни странно, благотворно отразился на  автопарке страны. На  дорогах стали чаще встречаться «Порше», «Феррари» и  «Бентли». Секрет прост: во  время кризиса дилеры в  Великобритании давали большие скидки  – этим и  воспользовались мальтийцы. Ведь праворульные спорткары в  Европе никому не  нужны, а  на  Мальте движе  Типичный мальтийский автобус. Кузов  «Дюпле‑Доминант» на шасси «Форд‑R1014»  (его собирали в Великобритании с 1972  по 1982 год).  Это не реклама «Мазды», а фотозагадка: как она сюда забралась?.резче, чем надо, затормозил, шины начинают пищать почти как на гоночной трассе. А в дождь (он редко, но бывает) дорога становится скользкой как лед… Как вы уже поняли, дайвинг на  Мальте  – спорт номер один. Здесь масса школ и  курсов, где желающим предоставят необходимое снаряжение и отвезут на место. И это повлияло на  состав автопарка. В  качестве рабочих лошадок трудятся в основном старенькие «исудзу». Вид у  грузовичков потрепанный, но  на  это не  стоит обращать внимание. При техосмотре инспекторы оценивают исправность машин, а пара глубоких царапин на кабине не помеха. Многие дайверы-инструкторы хорошо знакомы с историей своего государства, поэтому в  поездке к  очередной точке погружения бонусом служит компетентная надводная экскурсия. Что касается Мальты морской, то  здесь, на  наш взгляд, даже интереснее, чем на  суше. Подводные пей  На фото едва ли не половина автопарка  бывшей столицы Мальты, поскольку в древ‑ нем городе Мдина ныне проживает лишь  несколько десятков семей.зажи скучать не  дадут, к  тому  же вокруг острова множество так называемых рэков  – затопленных самолетов и кораблей. Например, в гавани рядом с  Валеттой (столица Мальты) на  глубине всего 12 м лежит британский военный корабль «Маори». Этот эсминец класса «Трайбл» знаменит тем, что в  годы Второй мировой войны принимал участие в  охоте на  «Бисмарка». А  после затопления германского флагмана взял на  борт часть уцелевшей команды. Чуть позже эсминец сопровождал средиземноморские конвои и охранял порт Мальты, а затонул от попадания авиабомбы во время налета немецкой авиации. Всего за  неделю с  группой российских дайверов мы объездили весь остров и  успели посмотреть такие места, к  которым обычной туристической тропой не  добраться. Поэтому, отправляясь в следующее путешествие, просто выбросим путеводитель. Скорее всего, за борт.ние, как и  в  Англии, левостороннее. Но  в  основном автопарк возрастной и  состоит из  древних японских, итальянских и английских машин. Кстати, часто попадаются «лады» разных лет выпуска  – тоже с  «неправильным» рулем. Интересен асфальт. Резких перепадов температуры здесь нет, поэтому дорожное полотно давно не  перестилали. Шины автомобилей и  палящее солнце сделали свое дело – покрытие очень гладкое. Если водитель чуть260 За рулем 12/2010  Кузова классических мальтийских автобу‑ сов 1950‑х созданы руками местных плотни‑ ков и механиков. Шасси покупное, в данном  случае «Бедфорд».   Трехметровая статуя  Иисуса – одна из самых  известных подводных  достопримечательностей  Мальты.   Погружение на рэк – затонув‑ ший корабль. В данном случае  тральщик P‑29 класса «Кондор»,  затонувший недалеко от берега,  на глубине 35 метров.  Сказочный сон рыболова.  Погружение на мальтийской  тунцовой ферме позволяет  увидеть его наяву.На правах рекламы