210
211
ЭКОНОМИКАИТОГИ ГОДАКалендарь оптимистаЗарплату не прибавили, инфляция не галопирует, но и не стоит на месте. И все же в стране наметился поворот к лучшему. Календарь важнейших автомобильных событий уходящего 2010‑го перелистали Игорь Моржаретто и Владимир Соловьев.повышение бензиновой подати. Так что в  2011-м придется раскошелиться – заплатить налог за 2010 год. Президент  РФ Дмитрий Медведев решает возродить дорожные фонды (ЗР,  №  9). Они действовали в  России в течение десяти лет, но в 2001 году Федеральный дорожный фонд ликвидировали  – как говорили тогда, из-за непрозрачности и  нецелевого использования. Главным источником пополнения фондов станут акцизы на  бензин, транспортный налог (который обещают урезать) и  сборы за  проезд тяжелых грузовиков.МАРТ. Стартовала программа утилизации автомобилей старше 10  лет (ЗР, 2010, № 2, 4, 8). За 2010 год по ней реализуют около 400  тыс. машин. Наибольшим спросом в  рамках акции пользуется «Лада»: на  нее приходится 79,5% продаж; на  втором месте бюджетные иномарки «Рено-Логан» и  «Сандеро»  (7,3%); третья в  списке  – «Шкода»  (2,7%), четвертый  – «ФордФокус»  (2,4%). Замыкает пятерку лидеров ГАЗ с  «Волгой-Сайбер»  (1,8%). В  середине сентября правительство России решило продлить субсидированную утилизацию старых автомобилей на  2011  год, выделив на  нее 14 млрд. рублей. АПРЕЛЬ. Начался рост продаж автомобилей – впервые с  октября 2008  года (ЗР,  №  9*); его подстегнула госпрограмма утилизации. По оценкам Минпромторга, в 2010 году в стране должны собрать не меньше 1,3 млн. машин, а  продать  – более 1,7  млн. К  середине 2013  года российский рынок достигнет докризисного уровня, а  в  2014  году по  объему продаж станет номером один в Европе.*Здесь и далее – ссылки на номера журнала 2010 года.Заработал автомобильный завод концерна «Пежо-Ситроен-Мицубиси» в  Калуге (ЗР,  №  6). В  течение 2010– 2011  годов будут собирать из  готовых узлов «Пежо-308», «Ситроен-С4», а также полноприводные «Пежо-4007», «Ситроен С-Кроссер» и  «МицубисиАутлендер  XL». С  2012  года завод перейдет на  полный цикл сборки. Расчетный объем производства составляет 300 тыс. автомобилей ежегодно.ИЮЛЬ. Принят закон о запрете на эксплуатацию транспортных средств лицами, находящимися в  состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (ЗР, № 6). Одновременно из КоАПа исключены нормы, допускающие возможность управления автомобилем при наличии в организме человека абсолютного этилового спирта в  концентрации до  0,3  г на  литр крови или до  0,15  мг на  литр выдыхаемого воздуха. Кто больше ездит – больше платит. Правительство решило поднять акцизы на бензин. В расчете на литр топлива ставка ежегодно будет повышаться на  1  рубль в  2011, 2012 и  2013  году (ЗР, № 9). При этом пока не случилось ожидаемого снижения транспортного налога, ради которого и задумывалосьВступил в  действие Таможенный союз между Россией, Казахстаном и Белоруссией (ЗР,  №  10). Благодаря появлению единого таможенного пространства, как нам обещают, экономики России, Белоруссии и  Казахстана вырастут за  несколько лет на  15–20%. Дополнительный экономический эффект конкретно для России рассчитывается на  уровне 400  млрд. долларов до  2015  года. Что касается простых автомобилистов, то  для них исчезают границы между тремя государствами. А вот подержанные иномарки, вопреки ожиданиям, не  подешевеют: пошлины на их ввоз остались на прежнем уровне.СЕНТЯБРЬ. На  заводе компании «Фольксваген» в  Калуге стартовало производство автомобиля, разработанного специально для России,  –210 За рулем 12/2010 «Поло Седан». Спрос на модель превысил все ожидания: дилеры принимают заказы на вторую половину 2011 года.пускает к эксплуатации машины с правым рулем, однако требует переделки фар в  соответствии с  требованиями правостороннего движения. Запрещены поворотники неоранжевого цвета. Производителям-нерезидентам  РФ предписано иметь в  России одного своего представителя. Техрегламент вводит запрет на  эксплуатацию и  ввоз автомобилей с  кенгурятниками, а  также предписывает русифицировать меню бортовых компьютеров.предлагает провести первый этап соревнований уже осенью 2014 года. НОЯБРЬ. Отменен контроль за состоянием здоровья водителей при техосмотре. *** Подведем итог. Утилизация старых авто  – плюс; авторынок вновь начал расти  – плюс; запуск двух автозаводов, в  Калуге и  Санкт-Петербурге,  – два плюса; возрождение дорожных фондов за  счет введения акцизов на  бензин  – плюс условный; запрет пьянства за рулем – плюс (если только не принимать во внимание, что и из-за простого кваса или кефира погореть можно), Таможенный союз  – тоже плюс, хотя и  небольшой; Формула-1 в  Сочи  – скорее, плюс; новая дорога – большой плюс. Что в отрицательной части баланса? Повышение акцизов на бензин. Добавим в  этот пункт еще один минус, потому как повышение пока не сопровождается обещанным смягчением транспортного налога. Как видите, плюсов все-таки больше. А  наступающий год обещает стать еще более богатым на  хорошие новости.На правах рекламы«Хёндай мотор», крупнейший автопроизводитель Южной Кореи, открыл предприятие в Санкт-Петербурге (ЗР, № 11), которое стало первым в РФ иностранным автомобильным заводом полного цикла. На  его площадке, помимо традиционных цехов сварки, окраски и  сборки, расположен также цех штамповки. Промышленное производство стартует в  январе 2011-го. Три автомобиля «Хёндай-Солярис» из  первой партии станут призами для участников читательского голосования Гран-при «За рулем». На  «Иж-Авто» вновь запустили в  производство модель ВАЗ-2104 (конвейер остановили еще в мае 2009 года). К  2011  году в  Ижевск переедет производство остальных моделей «классики». Вступил в  силу новый технический регламент «О  безопасности колесных транспортных средств». Он до-Страна получила, наконец, единую дорогу от  своей западной границы до  восточной: открыта федеральная трасса «Амур» (Чита – Хабаровск). Сдаче трассы в  эксплуатацию был посвящен автопробег журнала «За  рулем» и Минтранса России (ЗР, № 11). ОКТЯБРЬ. Гонки Формулы-1 обретают российскую прописку (ЗР,  № 12). Краснодарский край заключил соглашение с  организаторами Формулы на проведение Гран-при России в Сочи. Хозяин Формулы-1 Берни Экклстоун