178
179
180
182
РЕМОНТ И СЕРВИСТЕСТ-РЕМОНТ NISSAN QASHQAIПросто будь мужчинойЗаменить воздушный фильтр на «Ниссане-Кашкай» по силам даже нежным пальчикам с маникюром. Большинство других работ требуют сноровки и хватки, предупреждают Игорь Козлов и Константин Якубов (фото).ЛЕГКИЙ ФЛИРТЗаменить воздушный фильтр «Кашкая» не  сложнее, чем открыть косметичку: отстегни две защелки-карабина да и  вынь кассету из  корпуса. Фильтроэлемент асимметричный, поэтому уложить его неверно не получится. Очень красивое решение! Только берегите голову: капот поднимается невысоко и,  уж поверьте, приложиться об острую кромку – больно. Удачно организован доступ к лампам поворотников: повернул патрон со  скользящими контактами  – и  вот он, огарок. Несложно поменять и лампочки головного света, правда, только в правой фаре. Слева мешает воздуховод впускного тракта двигателя. Снять его просто (держится всего на двух пистонах), однако доступ к тыльной сто178 За рулем 12/2010роне фары перекрыт толстым и  жестким жгутом проводов. Пожалуй, здесь зеркальце и  тонкие пальчики будут весьма кстати. Если бог наградил ручищамилопатами, то  при замене ламп в  противотуманках рискуете застрять в  узком окне между подкрылком и  «юбкой» бампера. Перегоревшую лампочку, повернув патрон, достаем не  церемонясь. А  вот новую, поскольку работаем почти на ощупь, заводим нежно и аккуратно, чтобы не извозить колбу в грязи. Напомним: галогенки этого не любят.ПРАВИЛА СЪЕМАNissan QashqaiДЕБЮТ: 2006 год, Париж. В 2010‑м модель обновили. КУЗОВ: 5‑дверный универсал (SUV). В 2008 го‑ ду появилась 7‑местная версия «Кашкай+2». ДВИГАТЕЛИ: бензиновые – 1,6 л, 115 л.с.; 2,0 л, 140 л.с. (участник теста); дизельные – 1,6 л, 106 л с.; 2,0 л, 150 л.с. КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ: М5, М6 или CVT (вариатор – участник теста). ПРИВОД: передний или полный. КОМПЛЕКТАЦИИ: XE, SE, SU, SU+, SE+, LE+. ЦЕНА В ОКТЯБРЕ 2010 ГОДА: 753 000–1 204 000 рублей.Фонари для  замены ламп нужно снимать. Отвернуть крепеж – полдела, надо еще сдернуть колпак с  двух цепких фиксаторов, что непросто. Удоб-нее это делать вдвоем: один тянет фонарь строго назад, а  другой скользящими ударами по  колпаку преодолевает посадку оптики. Здесь главное  – дозировать силу удара, чтобы не  рас-ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА колоть пластик, иначе из-за копеечной лампочки придется менять фонарь целиком. Еще один подводный камень: устанавливая плату с  лампами в  корпус, заправьте проводку таким образом, чтобы ее не  перекусило о  ложемент колодки. Иначе вся работа насмарку  – в  разорванной цепи даже исправная лампа светить не  будет. Вот и выбирай: то ли, рискуя сломать, возиться самому, то ли ехать в сервис, обозначая маневры руками (надеюсь, еще помните пункт 8.1 Правил?). К перегоревшему противотуманному фонарю обычно относятся не  столь трепетно. Но  и  там заменить лампу не  так-то просто. Фонарь надо снять, а закреплен он на двух пластинчатых фиксаторах, встающих враспор в  окне бампера. Типичное решение, только пластинки эти коротковаты и  вместо того, чтобы защелкиваться за  изгиб, проваливаются до  своего торца. При  снятии либо выворачиваешь их наизнанку, либо ломаешь посадочное место в  пластиковом корпусе. Третий, гуманный способ – с хитрецой. Сперва, подцепив фонарь «минусовой» отверткой, поддеваем его, заводим в образовавшуюся щель другую отвертку и,  нажав на  заветную пластинку, высвобождаем ее. «Кашкай» пусть скромный, но вседорожник. Поэтому вместо штатной пластиковой защиты моторного отсека многие ставят стальную. При замене масла ее приходится снимать, поскольку в  ней нет отверстий для доступа к фильтру и сливным пробкам на агрегатах. Процесс не из легких: закладные гайки норовят провернуться, поэтому их поддерживают другой рукой, а  саму защиту, чтобы не рухнула на голову, как раз головой и подпирают. Сливной пробки на  радиаторе не  предусмотрено, для замены охлаждающей жидкости снимаем нижний патрубок. Проще с  трубкипереходника на  нижней поперечине кузова  – доступ намного лучше. Плохо, что патрубок этот входит в  радиатор не снизу, а посередке левого бачка, поэтому часть жидкости остается в ловушке. Не  переворачивать  же машину вверх колесами! На блоке двигателя сливная пробка есть, но  подобраться к  ней непросто: надо снимать правую опору силового агрегата, то есть вывешивать его. Выбор невелик: невзирая на  неудобства, пробираться к  пробке или сливать «кипяток», пока термостат не закрылся, – тогда жидкость вытечет почти полностью. Будьте осторожны!Для доступа к  поликлиновому ремню выворачиваем колеса до  упора вправо и  вынимаем шесть пистонов бокового щитка, прикрывающего моторный отсек со стороны правой колесной арки. В приводе есть автоматический натяжитель, поэтому с  настройкой ремня не  ошибетесь. Для удобства колесо все  же лучше снять. Заодно проверите состояние тормозных колодок. Кстати, механизмы здесь, как и сзади, без сюрпризов.ОТ ЛЮБВИ ДО НЕНАВИСТИПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ ЗАПЧАСТЕЙ У ДИЛЕРОВЗапчасть Комплект щеток стеклоочистителей (две передние щетки + одна задняя) Масло в двигатель MR20 (объем масла 4,4 л) Масло в вариатор (9,5 л, для версии 4WD) Масло МКП (2,3 л) Фильтр масляный/воздушный/ салонный Свечи зажигания, комплект Комплект прокладок коллектора, дроссельного узла и клапана адсорбера Ремень поликлиновой Тормозные колодки передние/ задние Тормозные диски передние/ задние*В разлив.Стоимость, руб. 2610 1540* 6740* 1000 400/1430/1550 4000 1980 1630 3340/2750 7610/8510Даже бывалый автолюбитель, решив самостоятельно поменять свечи зажигания, не сдержит эмоций: ну кто же это придумал! Надо снимать дроссельный узел, впускной коллектор (свечи находятся под ним)… Наверняка, увидев такую компоновку, многие вернут на  место уже снятую пластиковую накладку двигателя и  отправятся к  спецам. И  только настоящие мужчины пойдут до конца. Для них поясним нюансы. Главное – не терять хладнокровия: лучше потратить чуть больше времени, чем что-нибудь сломать. Например, обломить штуцер вакуумного усилителя тормозов на  впускном коллекторе. Заранее запаситесь свечной головкой «на  14» (может оказаться, все разберете, а  ключик-то не  тот), а  также новыми прокладками коллектора, клапана адсорбера и дросселя. Они недорогие, эти резинки, и считаются одноразовыми, однако при должной сноровке сумеете сохранить и  старые. Надо лишь не  спеша отделять узлы от  привалочной плоскости, убеждаясь в  том, что прокладка прилипла только к  одному из  них. Если та «сыграла на  два фронта», поправляем тупой отверткой. Излишне напоминать, что инструмент должен быть добротным и соответствовать калибру крепежа. Дальнейшая последовательность такая  же, как на  «Ниссане-Тиида» (ЗР,  2010, №  1). Та  машина, напомним, была с  мотором 1,6  л, но  применительно к  описываемому двухлитровому агрегату МR20 суть не  поменялась. Точно так  же, ослабив хомуты, снимаем патрубок дроссельного узла вместе со  шлангом вентиляции картера, а  затем  – клапан вентиляции адсорбера и  дроссель. Теперь долой крепеж коллектора: два болта на клапанной крышке и  пять на  головке блока. Аккуратно сняв «паук» и  индивидуальные катушки, отстегнув разъемы, добираемся до  святая святых  – свечных колодцев. Казалось бы, трудности позади, но, темНЕКОТОРЫЕ РАБОТЫ ПО ЗАМЕНЕНаименование позиции Масло в двигателе (Nissan API SL или SM 5W-40), масляный фильтр Фильтры: воздушный двигателя и салонный Ремень поликлиновой Масло в вариаторе (Nissan CVT NS-2) Масло в МКП (Nissan API GL-4, SAE 75W-80) Масло в угловом и заднем редукторах (Nissan API GL-5, 80W-90) Антифриз в системе охлаждения (Nissan L250) Жидкость в приводе тормозов (DOT-4)*Проверка, замена по состоянию.Периодичность, тыс. км (лет) 15 (1) 30 (2) –* 60 (4) 90 (6) 60 (4) 90 (6) 30 (2)ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ РАБОТ У ДИЛЕРОВРабота Компьютерная диагностика двигателя Диагностика ходовой части и тормозов Замена масла и фильтра двигателя Замена фильтра воздушного или салонного Замена свечей зажигания Замена поликлинового ремня Замена охлаждающей жидкости Замена масла в МКП/вариаторе Замена масла в редукторе угловом/заднем Замена тормозных колодок передних/задних Регулировка углов установки колес Нормочас Стоимость, руб. 1020 2050 1020 410 1020 1640 1230 1230/1230 820/820 1850/1850 4100 2050не  менее, торопиться не  надо. Свечи затягиваем моментом 20  Н·м  – не  более, иначе могут обломиться! Крепеж катушек  – 7  Н·м, коллектора  – 28  Н·м, причем в  строгой последовательности: от центра к краям. Моменты затяЗа рулем 12/2010 179 РЕМОНТ И СЕРВИС | ТЕСТ-РЕМОНТ NISSAN QASHQAIЛампочки поворотников в фарах поме­ няли за рекорд­ ные 20 секунд! Посадка патро­ нов вполне при­ емлема. Чтобы их повернуть, достаточно небольшого усилия. На вариаторе щуп с фиксато­ ром. Чтобы его освободить, нажимаем на язычок (ука­ зан стрелкой) тонкой отверт­ кой или, напри­ мер, зубочист­ кой.Казалось, в столь узком окне (обведено кружочком) даже девичья рука застрянет. Однако бампер с подкрылком податливы, поэтому до про­ тивотуманок доберетесь.Сливная пробка на угло­ вом редукто­ ре (зеленая стрелка) – под шестигранник «на 10»; не спу­ тайте с соседней, более крупной. Заливная (она же контрольная) указана красной стрелкой. В редукторе заднего моста пробки тоже под шестигранник «на 10». Доступ к заливной (стрелка) – через предусмотрен­ ное в подрамни­ ке отверстие.В фонаре ново­ го образца лишь одна лампочка – поворотника. Но появился капкан для про­ водки (стрелка): если последнюю перед установкой платы не запра­ вить, запросто повредите.Сливная пробка двига­ теля показана зеленой стрел­ кой, вариато­ ра – красной, соответственно под ключи «на 12» и «на 19». Кружком обве­ дена сливная пробка углового редуктора. К щупу двига­ теля претензий нет: на стержне след масла виден превосходно. Заливная гор­ ловина менее удобна, посколь­ ку с горлышком: масло приходит­ ся заливать тон­ кой струйкой.Чтобы гайки крепления силовой защиты не проворачива­ лись, посадите их на клей, обезжи­ рив поверхность самой гайки и полости уси­ лителя (кружок). Выше – патрубки системы охлаж­ дения. Автомати­ ческий натяжи­ тель поликли­ нового ремня отводим ключом «на 14» по часо­ вой стрелке и, придерживая (не волнуйтесь, усилие невели­ ко), снимаем ремень со шкива коленвала.180 За рулем 12/2010 РЕМОНТ И СЕРВИС | ТЕСТ-РЕМОНТ NISSAN QASHQAIОЦЕНКА ТРУДОЕМКОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ*Свечи здесь под катушками (одна из них показана стрелкой), а те, в свою очередь, под впускным коллектором. Дроссельный узел, который тоже предстоит снять, обведен овалом. Долить тормозную жидкость или отсосать ее излишки шприцем с трубочкой несложно. Название операции Замена масла в двигателе Замена воздушного фильтра Замена свечей зажигания Замена поликлинового ремня Замена ОЖ двигателя Замена масла в CVT Замена масла в МКП Замена масла в угловом и заднем редукторах Передний тормоз: при замене колодок нанесите на постели в скобе тонкий слой высокотемпературной смазки. Скобапищалка предельного износа должна быть на внутренней колодке сверху… …а на заднем механизме – на внутренней снизу. Нижний палец суппорта имеет резиновую втулочку на конце – не перепутайте! Момент затяжки колесных гаек – 120 Н·м. Замена тормозных колодок Замена салонного фильтра Замена ламп в головных фарах Замена ламп в фонарях Описание операции Удобный щуп Надо снимать защиту моторного отсека, узкая заливная горловина Отличный доступ, продуманная конструкция Нет Хвалить не за что Надо снимать много соседних деталей Есть автоматический натяжитель Существенных недостатков нет Хороший доступ к расширительному бачку Нет пробки на радиаторе, сложно выкрутить пробку на блоке На ручке щупа указан тип масла Хитрая фиксация щупа, по незнанию легко сломать Обычная процедура Сливная пробка под редкий размер ключа Единый инструмент Можно спутать сливную пробку на угловом редукторе с заглушкой Привычная конструкция В оригинальном комплекте колодки без пластин – Итоговая оценка3 5 2 4,5 3 –** 3,5 4 4 2ИТОГКрайне неудобно Отличный доступ к поворотникам, приемлемый – к лампам правой фары 3,5 Слева тесно, надо снимать воздуховод и, возможно, крепление жгута проводов Большой ресурс светодиодов габариток и стопов 3,5 Для замены остальных ламп фонари надо снимать; тугая посадка фонарей Модель – типичный представитель так называемого класса дилерских машин: спроектирована для обслуживания в условиях сервиса. Покупая такой автомобиль, это следует иметь в виду.*Авто с мотором MR20 (2,0 л) в сравнении с «Шевроле-Нива», трудоемкость обслуживания которой условно оценена в четыре балла по пятибалльной шкале (ЗР, 2008, № 6). **Нет объекта для сравнения (у «Шевроле-Нива» МКП).Посмотреть бы в глаза конструктору, так запрятавшему салонный фильтр! Старый элемент, изорвав при съеме, еще вытащишь, а вот с установкой нового помучаешься.жек болтов кронштейнов коллектора и дроссельного узла – 10 Н·м. Рука мастера эти усилия определит безошибочно, а  вот малоопытному пригодится динамометрический ключ. В  итоге двойка за эту операцию. Как думаете, сколько баллов заслуживает замена салонного фильтра? Двойки, пожалуй, будет много. Ведь по официальной методике (дилеры обязаны ее придерживаться) надо снимать педальный узел и электропривод заслонок печки! В одном из «серых» сервисов довелось подсмотреть другой прием: извлекая старый фильтроэлемент, его просто разрывают, а  новый сжимают по  вертикали в  узкую полоску и  в  таком виде вводят в окно. Мол, под напором воздуха эта скомканная бумажка расправится, словно парус. Так  ли это, никто не проверял.Благодарим компанию Genser на улице Лобачевского (Москва) за содействие в подготовке материала.182 За рулем 12/2010