Спортпрототип Fenix из России: победитель-долгожитель
Кольцевые гонки на выносливость немыслимы без спортпрототипов. В конце октября на трассе Moscow Raceway состоялся 4-часовой марафон Russian Endurance Challenge. Его победителем в абсолютном зачете стал отечественный спортпрототип Fenix.
Полная версияФранцузский производитель спортпрототипов Ligier предлагает как модель с современным углепластиковым монококом, так и вариант попроще – с клепаным алюминиевым монококом. Последний создан в тот же год, что наш Fenix. Цена – под 100 тысяч евро.
Чем примечателен отечественный болид? Да тем, что не отстал на вечность от зарубежных аналогов. Шасси разработано по международным требованиям к младшему классу прототипов, так называемому CN. Его рама смешанной конструкции: к каркасу из стальных труб приклепываются и приклеиваются алюминиевые сэндвич-панели. Толщина бутерброда металл-пенопласт-металл – порядка 50 миллиметров. Наполнитель из пенопласта в данном случае обеспечивает устойчивость алюминиевого листа. В итоге получается жесткая и прочная капсула, почти монокок. Немаловажно и то, что при такой технологии изготовления не требуется стапель и дорогостоящая оснастка. В годы создания прототипа это было одним из требований несколько противоречивого технического задания. Fenix должен был стать бескомпромиссно-гоночным и одновременно надежным и недорогим в производстве и эксплуатации. Расчетная цена автомобиля на тот момент составляла 30 тысяч евро при условии изготовления партии из двадцати штук. Передняя и задняя подвески сделаны по традиционной схеме: верхние и нижние треугольные рычаги через сферические шарниры связывают раму с колесными узлами. Кроме того, толкающие тяги пуш-род через качалки соединяют их с вертикально установленными амортизаторами. Схождение и развал регулируются и на передней, и на задней оси. Рулевое управление реечное с механизмом ВАЗ-2108. Тормозные диски Brembo работают в паре с суппортами все от той же «восьмерки». Элегантный кузов спортпрототипа состоит из шести стеклопластиковых деталей и весит 60 килограммов.
Мотор и коробку передач Ермилину пришлось брать из тех, что в тот момент были доступны. А именно: двухлитровый двигатель Alfa Romeo мощностью 156 л.с. в паре с пятиступенчатой кулачковой коробкой передач Hewland LD 201. По сути, на шасси, соответствующее международным требованиям, установили силовой агрегат, пригодный только для российского использования. Морально устаревшему двигателю с чугунным блоком цилиндров давно уже нечего делать на международных трассах. Ligier, например, использует в модели Js-53 мотор Honda мощностью 255 л.с. при тех же двух литрах рабочего объема. Зато Alfa Romeo из породы неубиваемых. Он доказал это многолетним трудом в формуле «Русь». Кроме того, есть доступ к конкретным данным мотора, что установлен в отечественном спортпрототипе, – конструктор ведет учет моточасов и пройденных километров. Fenix хоть и не пошел в серию в силу объективных причин, а на тестах намотал 3134 километра. По двигателю ни одной претензии и никаких профилактических вскрытий. К слову, 4-часовой марафон нынешней осенью прототип преодолел без единой поломки, а это еще 450 километров. За годы доводочных работ все детские болезни давно устранены, а дизайн нашего спортпрототипа оказался настолько удачным, что он до сих пор смотрится современно.