Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Иноcтранки подождут: почему ГАЗели и «буханки» остаются вне конкуренции

Несмотря на кризис на российском рынке LCV, иностранные производители стали обращать больше внимания на этот сегмент, ведь доходы от продаж и сервиса легких коммерческих автомобилей значительно выше, чем у легковых машин. Однако этот рынок фактически контролируют отечественные ГАЗ и УАЗ, и потеснить их в нынешних экономических условиях практически невозможно.
Полная версия

Мал золотник, да дорог

Российский рынок легких коммерческих автомобилей падает вот уже четвертый год подряд и в целом повторяет кривую продаж легковых машин. В 2015 году реализация LCV в нашей стране снизилась на 34,3%, до 92,4 тыс. штук, за два первых месяца 2016-го – на 20,5%, до 10,4 тыс. единиц, гласят данные «Автостата». Для сравнения, рынок легковых автомобилей в прошлом году упал на 36,2%, до 1 млн 494 тыс. штук, в январе-феврале 2016-го – на 21,6%, до 182,3 тыс. машин. Таким образом, в количественном выражении легковушек продается более чем в 15 раз больше, чем легких грузовиков и микроавтобусов.

Как отмечает руководитель группы по оказанию услуг предприятиям автомобильной отрасли в СНГ EY (Ernst & Young) Андрей Томышев, исторически динамика рынка LCV в России, в целом, соответствовала динамике продаж легковых автомобилей. «В дальнейшем мы ожидаем сохранение этой тенденции с небольшим снижением доли LCV в пользу набирающего популярность сегмента SUV. Производители делают акцент на развитии последнего с учетом изменения потребительских предпочтений и тенденции к росту спроса на компактные и субкомпактные вседорожники», – говорит он.

Впрочем, на фоне падения платежеспособности населения спрос со стороны частных покупателей смещается в более бюджетный сегмент, и наибольшую долю рынка в последнее время занимают седаны и хэтчбеки В-класса. В этих условиях все больше иностранных автопроизводителей сегодня делает ставку на сегмент LCV, который является более маржинальным.

«Количество компаний, предлагающих автомобили в сегменте LCV, меньше, чем в легковом. Следовательно, конкуренция в этом сегменте на сегодня меньше, но она будет возрастать именно из-за более высокой на сегодня маржинальности. Ведь по сравнению с легковым сегментом абсолютная стоимость машин LCV выше, пробеги – больше в 3–4 раза, а средний чек в сервисе выше в 2,5–3 раза. Лояльность клиента также выше», – рассказывает председатель комитета коммерческого транспорта Ассоциации европейского бизнеса Андрей Чурсин.

Топ-10 марок на российском рынке легких коммерческих

автомобилей в 2015 году

Марка Кол-во, шт. Изм., % Доля, %
1. ГАЗ 38 352 -32,0 41,5
2. УАЗ 20 301 3,7 22,0
3. Mercedes-Benz 8899 -14,5 9,6
4. Lada+VIS 7002 -32,7 7,6
5. Ford 4271 -51,3 4,6
6. Fiat 3711 -49,0 4,0
7. Volkswagen 3045 -58,7 3,3
8. Peugeot 1411 72,5 1,5
9. Hyundai 1207 -65,7 1,3
10. Citroen 1081 -66,5 1,2
  Всего 92 408 -34,3
Данные агентства «Автостат»

ГАЗели уходят в отрыв

Однако, в отличие от сегмента легковых машин, российский рынок LCV находится во власти отечественных автопроизводителей, доля которых в последние годы вновь стала расти и в 2015 году превысила 70%. Только на продукцию Горьковского автозавода пришлось более 40% всех продаж – 38,3 тыс. машин (-32%), по данным «Автостата». Как отмечают в пресс-службе «Группы ГАЗ», особенно заметное увеличение доли марки ГАЗ происходит в сегменте микроавтобусов за счет выпуска каркасного автобуса ГАЗель Next. Кроме того, в прошлом году выросли продажи полноприводных моделей ГАЗель Бизнес и Соболь 4х4, что в компании связывают с продолжающимся переходом парков крупных компаний и ряда ведомств на эти модели.

Лидерство ГАЗа обусловлено преимуществом бренда по соотношению цена-качество и, конечно же, программами господдержки, говорит директор автоцентра ГАЗ «Автодель» Дмитрий Приходько. По его мнению, в текущих рыночных условиях доля марки ГАЗ имеет все шансы на дальнейший рост и удержание лидирующих позиций в ближайшей перспективе.

Между тем самой продаваемой моделью среди легких коммерческих автомобилей по итогам 2015 года стала ГАЗель Next с показателем 13,3 тыс. реализованных машин (-33,8%). Таким образом, впервые с момента выхода на рынок в 2013 году она смогла обойти ГАЗель Бизнес, чей результат составил 12,1 тыс. автомобилей (-43,1%). «Постепенно происходит вытеснение моделей предыдущего поколения, замена их на новые. Кризис несколько замедлил, но не остановил этот процесс. В 2015 году началось производство цельнометаллического фургона ГАЗель Next с объемом кузова 13,5 кубометров, и в ноябре-декабре стартовали первые продажи этого автомобиля. Также рост популярности ГАЗели Next был связан с появлением модификации с бензиновым двигателем Evotech, в том числе версий с газово-бензиновыми двигателями, работающими на сжиженном газе (LPG)», – комментируют в пресс-службе «Группы ГАЗ».

В 2016 году ГАЗ планирует и дальше расширять количество модификаций, выходя в новые рыночные ниши. Так, в семействе автомобилей поколения Next основными новинками станут  микроавтобус на базе цельнометаллического фургона ГАЗель Next, фургон ГАЗель Next со средней базой (объем кузова 11 м 3), каркасный автобус ГАЗель Next, работающий на сжиженном газе (LPG), а также бортовой автомобиль ГАЗель Next с газобаллонным оборудованием под метан (CNG). Будет развиваться и модельный ряд предыдущего поколения на базе Соболя.

«Буханка» не черствеет

Почти с двукратным отставанием от ГАЗа по объему продаж LCV идет Ульяновский автозавод, который в 2015 году смог значительно укрепить свои позиции в этом сегменте, заняв 22% всех продаж. Реализация коммерческих автомобилей УАЗ выросла на 3,7%, до 20,3 тыс. машин. При этом львиную долю в этом объеме занимают различные модификации «буханки» – грузопассажирский полноприводный автомобиль УАЗ 3909 (9,9 тыс. шт., +1%) и микроавтобус УАЗ 2206 (7,4 тыс. шт., +12,1%). Стабильный спрос на классические коммерческие автомобили, которые без серьезных технических изменений выпускаются уже более 50 лет, на УАЗе объясняют простотой конструкции, высокой проходимостью и ремонтопригодностью. В то же время завод продолжает модернизацию своих коммерческих автомобилей, с 2016 года оснастив их новыми опциями, среди которых – новые эргономичные сиденья, подогрев передних сидений, дополнительный отопитель салона с отдельным вентилятором, обновленная панель приборов и новое рулевое колесо с многофункциональными подрулевыми переключателями. Также в автомобилях улучшены шумоизоляция двигателя и виброизоляция кузова.

Высокие позиции на рынке легких коммерческих автомобилей занимает АВТОВАЗ с показателем 7 тыс. реализованных в 2015 году машин (-32,7%). Локомотивом продаж является фургон Lada Largus, разошедшийся тиражом более 6 тысяч экземпляров (-30,2%). Оставшееся количество – это пикапы ВИС на базе Lada Granta и Lada 4x4. Между тем АВТОВАЗ рассчитывает увеличить реализацию последних за счет переноса их производства с внешней площадки на главный конвейер. Как рассказали «За рулем.РФ» в пресс-центре АВТОВАЗа, это исключит сложные логистические схемы из процесса производства пикапов и позволит значительно повысить их качество. Более того, пикапы станут доступны к покупке у любого из более чем 300 дилеров Lada по всей России, что также позитивно скажется на динамике их продаж.

Со спринтерской скоростью

Самой популярной иностранной маркой на рынке LCV остается Mercedes-Benz, чей результат в 2015 году составил 8,9 тыс. автомобилей (-14,5%). Бестселлером бренда является фургон Sprinter, проданный в количестве 6,8 тыс. единиц (-17%). Львиную долю в этом объеме занимают автомобили Sprinter Classic, которые производятся на мощностях ГАЗа. Как отмечают в Mercedes-Benz, конкурентные позиции марки подтверждают правильность стратегии компании на вынос производств непосредственно в те страны, где есть рынок для сбыта их продукции. «Сегодняшние 40% локализации Sprinter Classic позволяют предложить нашим клиентам привлекательную цену. Однако мы хотим еще меньше зависеть от нестабильной ситуации с курсом валют. Именно поэтому кризисное время нужно использовать и искать качественных локальных поставщиков и партнеров. К тому же, как российский производитель, мы имеем возможность участвовать в госзакупках», – говорят в пресс-службе «Мерседес-Бенц Рус». В 2016 году компания намерена расширять портфолио индивидуальных решений по локальному переоборудованию за счет таких автомобилей, как, например, школьные автобусы, магазины на колесах и мобильные изотермические фургоны.

В пятерку лидеров российского рынка LCV также входит Ford, реализовавший в прошлом году 4,2 тыс. коммерческих автомобилей (-51,3%), из которых 3,8 тыс. пришлись на Transit (-50,2%). При этом Ford Sollers в два раза увеличила продажи спецверсий Ford Transit, чья доля в общем объеме реализации модели достигла 30%. Как и Mercedes-Benz, американская компания сделала ставку на локальное производство, еще в 2012 году запустив сборку Transit на заводе в Елабуге. В апреле прошлого года здесь стартовало производство нового Ford Transit по технологии полного цикла.

Иностранцы с российской пропиской

Имеет локальную сборку коммерческих автомобилей и компания Volkswagen, которая в октябре прошлого года начала крупноузловое производство моделей новой серии Т6 на заводе в Калуге. При этом клиенты при заказе имеют возможность выбора страны производства. Как отмечают в пресс-службе марки Volkswagen Коммерческие автомобили, локальная сборка позволяет ускорить процесс передачи автомобилей и открывает новые возможности для корпоративных клиентов. Так, модели Multivan, Caravelle, Transporter российской сборки в первую очередь интересуют государственные организации, силовые структуры, госкорпорации. В 2015 году продажи легких коммерческих автомобилей Volkswagen составили более 3 тыс. машин (-58,7%).

Достаточно активно развивает сотрудничество с «Автотором» российский дистрибьютор коммерческих автомобилей Hyundai. Так, на калининградском конвейере планируется наладить сборку новых моделей – грузовичка HD35, а также фургона и микроавтобуса H350, благодаря которым компания рассчитывает увеличить свою долю в сегменте LCV. Как отмечают в пресс-службе «Хендэ Мотор Коммерческие Автомобили Рус», локальная сборка коммерческих автомобилей Hyundai дает возможность получать дополнительные преференции от государства, участвовать в программах стимулирования автопрома и государственных тендерах на закупку техники. В прошлом году реализация легких коммерческих автомобилей Hyundai составила 1,2 тыс. единиц (-65,7%).

Стоит также отметить PSA Peugeot Citroen, который ранее входил в число лидеров сегмента LCV, а в последние годы теряет позиции. В 2015 году продажи коммерческих автомобилей Peugeot составили 1,4 тыс. штук (-72,5%), Citroen – 1,1 тыс. единиц (-66,5%). Сокращение своей доли рынка в «Пежо Ситроен Рус» объясняют повышением конкуренции в целом и очень агрессивной политикой отдельных конкурентов в частности (например, Mercedes Sprinter Classic), а также усиливающимися мерами господдержки продукции российских производителей. Сыграла свою роль и собственная политика компании по минимизации экономических рисков. Между тем PSA Peugeot Citroen рассматривает возможность производства коммерческих автомобилей на своем заводе в Калуге, чьи мощности на сегодняшний день загружены по минимуму. По неофициальным данным, получить российскую прописку могут новые минивэны Citroen Spacetourer и Peugeot Traveller.

Наступление на иномарки

Как видно, улучшить свои позиции на российском рынке LCV смогли лишь отечественные автопроизводители и Mercedes-Benz с локально выпускаемым Sprinter Classic. Остальные игроки этого сегмента оказались менее конкурентоспособными из-за полной или частичной зависимости от импорта. Показательно, что поставки легких коммерческих автомобилей в Россию по итогам 2015 года упали на 60,3%, до 13,8 тыс. машин. Таким образом, импорт сократился почти вдвое больше, чем продажи LCV в целом.

«Доля марок, имеющих локальное производство, в краткосрочной перспективе кризиса и благодаря государственной поддержке растет. В долгосрочной перспективе и при действии естественных рыночных механизмов будет расти доля автомобилей с более низкой общей стоимостью владения вне зависимости от места производства», – считает Андрей Чурсин.

Согласно прогнозу «Автостата», в 2016 году безусловное лидерство в марочной структуре рынка LCV сохранят отечественные ГАЗ и УАЗ, суммарная доля которых вырастет с 63 до 70%. При этом, по мнению аналитиков, продажи марки ГАЗ могут снизиться примерно на 10% – до 34,5 тыс. автомобилей, а реализация УАЗа увеличится на 5% – до 21,3 тыс. машин. Объем продаж третьей отечественной марки Lada, судя по всему, продолжит падение, которое может достичь 24%, что приведет к снижению доли рынка с 8 до 7%. Марка Mercedes-Benz – ближайший зарубежный конкурент отечественных LCV в 2016 году, скорее всего, «потеряет» в объеме продаж около 23% и, соответственно, снизит рыночную долю с 10 до 9%. Впрочем, этот показатель по-прежнему останется наилучшим среди ведущих иностранных производителей LCV, поскольку потери марок Ford, Fiat, Volkswagen, Peugeot, Hyundai и Citroen будут гораздо  внушительнее.

«Марочная структура рынка LCV будет определяться ценовой политикой производителей, уровнем индексации цен в 2016-2017 годах (к настоящему моменту производители пока не полностью перенесли эффект девальвации рубля в цены), соотношением потребительских характеристик, сроков службы и стоимости использования, – рассуждает Андрей Томышев. – Для потребителей LCV важен срок окупаемости инвестиций в автомобиль, он рассматривается как основное средство. Наилучшие перспективы у компаний с высоким уровнем локализации, хорошо развитой дилерской сетью с большой географией покрытия, предлагающих кредитные и лизинговые программы на более комфортных по сравнению со среднерыночными условиями».

По следам экономического кризиса

Что касается перспектив российского рынка LCV в целом, потребность в легких коммерческих автомобилях, прежде всего, связана с коммерческой активностью малого и среднего бизнеса, а он в настоящее время переживает спад. Как говорится в исследовании «Автостата», в стране сохраняются устойчивые тенденции уменьшения числа малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, сокращения численности работников, опережения роста средней зарплаты темпами инфляции и резкого снижения объемов инвестиций. Очевидно, что эти тенденции являются следствием углубления экономического кризиса и ведут к снижению продаж LCV.

Согласно оптимистичному варианту развития событий, рынок LCV в 2016 году сократится не более чем на 13,5%, до 80 тыс. автомобилей. Пессимистичный прогноз предполагает, что самые низкие цены на нефть продержатся весь год, и это приведет к дальнейшему серьезному падению российской экономики. В этом случае рынок LCV может «провалиться» на 30% – до 65 тыс. машин. В обоих сценариях прогноза предполагается, что в 2016 году рынок достигнет дна, а с 2017 года начнет постепенно восстанавливаться. По оптимистичному сценарию продажи легких коммерческих машин в 2017 году составят 93 тыс. шт., в 2018 году – 116 тыс. шт. По пессимистичному сценарию – 70 тыс. и 85 тыс. шт. соответственно. Таким образом, уровень докризисного 2012 года в 173,5 тыс. легких коммерческих автомобилей в обозримом будущем остается недостижимым.

А вот АЕБ дает оптимистичный прогноз на 2016 год, согласно которому продажи LCV останутся на прошлогоднем уровне, хотя реалистичный прогноз и предполагает небольшое падение. «К факторам, влияющим на рынок LCV, можно отнести, в первую очередь, общую экономическую ситуацию в стране, программу поддержки и сохранения рабочих мест, особенно в малом и среднем бизнесе. Сюда также можно отнести новые инвестиционные проекты и усиление программы государственной поддержки», – комментирует Андрей Чурсин.

В «Хендэ Мотор Коммерческие Автомобили Рус» также ожидают продажи LCV на уровне 2015 года и даже не исключают небольшой рост до 3-5% при положительных тенденциях восстановления российской экономики в целом и, как следствие, восстановлении объемов розничной, оптовой торговли и пассажирских перевозок. Продление программ господдержки автомобильного рынка также будет способствовать восстановлению спроса и его роста в среднесрочной перспективе.

А вот в «Группе ГАЗ», которая начала 2016 год с роста продаж, пока не спешат говорить о смене негативной тенденции в целом по рынку. «На рынке по-прежнему очень остро стоят проблемы, связанные с отсутствием инвестиционных и оборотных средств у покупателей автомобилей в результате запретительной кредитной ставки или невозможности получить кредит; низким уровнем инвестиционных ожиданий; плохой прогнозируемостью многих проектов из-за высокой волатильности на валютном рынке; ухудшением финансового положения предприятий малого и среднего бизнеса – основных потребителей коммерческого транспорта», – резюмируют в пресс-службе «Группы ГАЗ».

Фото: За рулем.РФ, фирмы-производители

Подпишитесь на «За рулем» в

Чупров Александр
24.03.2016
Поделиться: