Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Гонка за деньгами: какие автомобили в России самые прибыльные?

Из-за обвального спроса и слабого рубля российский авторынок приносит производителям одни убытки. Исключением пока еще остаются некоторые премиум-марки, а вот в масс-сегменте наибольшую выручку обеспечивают локализованные иномарки и вседорожники. Увеличить доходность на российском рынке автоконцерны могут за счет повышения локализации производства, однако этому мешает низкое качество продукции у отечественных поставщиков.
Полная версия


Solaris сделал кассу

Самый популярный в России «иностранец» Hyundai Solaris по итогам 2015 года смог стать лидером по объему выручки на российском авторынке, обогнав более массовую Lada Granta. Так, 115,9 тыс. проданных в прошлом году автомобилей Solaris при средневзвешенной цене в 648,6 тыс. рублей принесли компании Hyundai 75,1 млрд рублей выручки, подсчитали в агентстве «Автостат».

На втором месте по этому показателю идет Kia Rio – при сопоставимой средней цене (649,9 тыс. рублей), но меньшем объеме продаж (97,1 тыс. машин) на этой модели автопроизводитель заработал 63,1 млрд рублей.

Таким образом, Lada Granta, самая продаваемая модель 2015 года, по объему выручки оказалась лишь третьей с результатом 52,8 млрд рублей. Несмотря на то, что продажи вазовского бестселлера в прошлом году остались вне досягаемости для конкурентов (120,2 тыс. машин), ценник на Lada Granta в среднем на 200 тыс. рублей меньше, чем у «корейцев», – 439 тыс. рублей. Кстати, Granta – единственная модель АВТОВАЗа, которая вошла в рейтинг 20 автомобилей-лидеров по выручке за 2015 год.

С полной версией списка «Топ-20 моделей-лидеров по выручке в 2015 г.» можно ознакомиться здесь.


 По словам коммерческого директора ГК «АвтоСпецЦентр» Александра Зиновьева, Hyundai Solaris и Kia Rio вышли в прошлом году на первое место по объему выручки за счет более высокой средней стоимости и увеличенного объема продаж. Lada Granta уступила лидерам в силу более низкой цены. «Автомобили марки Lada наиболее популярны по госпрограммам поддержки авторынка, соответственно, могут продаваться с дисконтом по той же программе утилизации и трейд-ин», – констатирует генеральный директор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин.

Стоит отметить, что такие бестселлеры, как Volkswagen Polo и Renault Logan, которые в рейтинге продаж 2015 года заняли 4-е и 6-е места соответственно, по объему выручки показали лишь 10-й и 19-й результаты. Так, реализация 45,4 тыс. седанов Polo принесла 28,4 млрд рублей выручки в прошлом году, а Logan, разошедшийся тиражом 41,3 тыс. экземпляров, – 22,1 млрд рублей. Как говорит эксперт-аналитик «Финам» Алексей Калачев, несмотря на то, что Volkswagen Polo находится примерно в одном ценовом диапазоне с Hyundai Solaris и Kia Rio, его продажи оказались более чем в 2 раза меньше. А Renault Logan в среднем на 115 тыс. дешевле «корейцев», поэтому выручка от реализации этой модели оказалась еще меньше. К тому же, в отличие от иномарочных лидеров, спрос на Volkswagen Polo и Renault Logan в прошлом году значительно упал – на 23% и 42% соответственно, добавляет Александр Зиновьев.

Вседорожники набивают себе цену

Большинство моделей в рейтинге по объему выручки на российском авторынке относятся к сегменту SUV, при этом более высокие позиции занимают дорогие вседорожники. Так, больше всего выручки от продаж приносят Toyota Land Cruiser 200 и Land Cruiser Prado – 45,4 млрд и 43,2 млрд рублей. Чуть меньший результат у Toyota RAV4 – 43,1 млрд рублей, а бестселлер среди вседорожников Renault Duster в 2015 году обеспечил доход в 35,2 млрд рублей. Показательно, что такие лидеры сегмента SUV, как Lada 4x4 и Chevrolet Niva, в топ-20 моделей по объему выручки даже не вошли. Зато в рейтинге присутствуют Range Rover, BMW X5 и Lexus NX 200, чья реализация измеряется вовсе не десятками тысяч.


Топ-25 марок легковых автомобилей по выручке в 2015 г. вы найдете по ссылке.

«Кроссоверы и вседорожники остаются одними из самых востребованных автомобилей у россиян. А более высокие позиции в рейтинге по объему выручки кроссоверам Toyota, BMW и других марок, расположенных преимущественно в верхнем ценовом сегменте, обеспечила более высокая цена этих автомобилей. В количественном выражении конкуренцию Lada 4x4 и Chevrolet Niva в 2015 году может составить только Toyota RAV4», – комментирует финансовый аналитик ГК «Автомир» Алексей Кузьмич.

Сегодня на «внедорожный» сегмент приходится около 40% российского авторынка, что по объему выручки за 2015 год составляет 730,1 млрд рублей, тогда как совокупная выручка сегментов автомобилей С- и В-класса вдвое меньше – 341,7 млрд рублей, говорит Александр Зиновьев. «Наибольшая часть российского рынка ориентирована на машины с повышенной проходимостью. Немаловажную роль играет и качество вседорожников и кроссоверов, которое было высоко оценено конечным потребителем, что определяет также и стоимость автомобилей», – отмечает он.

АВТОВАЗ теряет в доходах

Что касается марочной структуры, то лидером по объему выручки на российском авторынке остается Toyota, которая в 2015 году «заработала» в нашей стране 199,4 млрд рублей. Чуть меньший результат у Mercedes-Benz – 186,1 млрд рублей. Далее следуют корейские марки Kia (146 млрд руб.) и Hyundai (135,2 млрд руб.). Таким образом, Lada, которая остается безусловным лидером по объему продаж, опустилась на пятое место по доходности с показателем 126,1 млрд рублей.

Как считает Михаил Чаплыгин, лидерство Toyota логично: эта марка в прошлом году заняла 5-е место по объему продаж автомобилей в России, пропустив вперед такие массовые бренды, как Lada, Kia, Hyundai и Renault. При этом Toyota обладает небольшим количеством локализованных моделей, а те, что производились в России, имеют стоимость от 1 млн рублей. Все это обеспечивает японской марке наибольший объем выручки по сравнению с теми брендами, у которых более широкий локализованный модельный ряд. «Низкий уровень локализации означает то, что стоимость машин в период падения национальной валюты будет расти более быстрыми темпами, чем у автомобилей с большей долей отечественных комплектующих. В линейке Hyundai и Kia есть не только массовые модели, которые все равно дороже продукции АВТОВАЗа, но и кроссоверы, и бизнес-седаны. Все это дает приличный объем выручки», – говорит эксперт.


Учитывая занимаемую нишу автомобильного рынка, АВТОВАЗ в прошлом году не смог поднять ценник выше 16%, иначе это нанесло бы большой удар по спросу, основанному, главным образом, на ценообразовании марки Lada, отмечает Александр Зиновьев. «АВТОВАЗ работает в эконом-сегменте и не располагает возможностью предложить потребителю более дорогие комплектации моделей и за счет этого увеличивать свою выручку, – рассуждает он. – Лидеры по объему выручки на российском рынке, напротив, вывели на рынок более дорогие модели и комплектации, что позволило им, с учетом общего повышения цен, выйти по выручке в плюс. Toyota возглавляет список по объему продаж автомобилей со средневзвешенной ценой более 2 млн рублей, что позволило удержать безусловное лидерство среди конкурентов».


УАЗ набил карманы

 Действительно, на фоне общего падения спроса на российском авторынке сразу несколько премиальных марок смогли увеличить свои доходы. Так, благодаря 12,4-процентному росту продаж вкупе с 24-процентным повышением цен выручка Porsche по итогам 2015 года увеличилась на 39,3%, до 33,5 млрд рублей. У Lexus доходы выросли на 15,1%, у Mercedes-Benz – на 6,7%.

По словам Алексея Кузьмича, продажи премиальных брендов выглядят более стабильными, поскольку кризис традиционно больше всего бьет по среднему классу, а для состоятельных людей всегда менее заметен, тем более в России с ее культом показного потребления. Более того, потребители автомобилей премиум-класса, как правило, имеют валютные сбережения, поэтому для них автомобили стали даже дешевле – в долларовом выражении российский авторынок в 2015 году стал одним из самых дешевых в мире.

Помимо премиальных брендов увеличить выручку на падающем российском авторынке смог отечественный УАЗ, «заработавший» в прошлом году 20,9 млрд рублей – на 12,3% больше по сравнению с 2014 годом. «УАЗ сократил продажи всего на 2%, и это падение компенсировалось ростом цен на машины марки», – комментирует Михаил Чаплыгин. Кроме того, высокий результат УАЗа во многом обусловлен прямой поддержкой со стороны государства в виде госзакупок автомобилей, а также участием всей модельной линейки УАЗа в программах стимулирования спроса, добавляет Алексей Кузьмич.

Цены на иномарки кусаются

В целом за 2015 год россияне потратили на покупку новых легковых автомобилей 1,781 трлн рублей, гласят данные «Автостата». Таким образом, емкость российского авторынка в денежном выражении сократилась в меньшей степени (-24%), чем в количественном (-36%). При этом в общем объеме выручки несколько уменьшилась доля импортных авто (43,6%) и иномарок локальной сборки (48,2%), тогда как у отечественных машин – выросла (8,2%). По мнению Алексея Калачева, эта динамика обусловлена тем, что основной слой потенциальных покупателей с достатком, еще недавно считавшийся средним классом, теряет свою покупательскую способность сильнее прочих слоев населения и вынужден переориентироваться либо на нижний ценовой сегмент, включая автомобили отечественного производства, либо на вторичный рынок брендовых иномарок.


 «Себестоимость импортных автомобилей и как следствие цена продажи сильнее привязана к курсу валют. При изменении курса преимущество оказалось у автопроизводителей, которые сумели максимально локализовать производство автомобилей на территории России. Такие компании получили возможность менее агрессивно повышать цены, что повлияло на перераспределение спроса в пользу моделей данных брендов», – добавляет Алексей Кузьмич.

По итогам 2015 года средняя стоимость легковых автомобилей в России выросла на 19,5%, до 1 млн 193 тыс. рублей. При этом наибольший вклад в этот рост внесли импортные автомобили, подорожавшие на 53,8% (до 2 млн 376 тыс. руб.), а вот иномарки локальной сборки прибавили в цене лишь 9,8% (до 982,6 тыс. руб.) против 16,9% у отечественных машин (до 510,3 тыс. руб.).

Как отмечает Алексей Кузьмич, неравномерность повышения цен на новые автомобили обусловлена, прежде всего, выбранной стратегией конкретных брендов и различным уровнем локализации на российском рынке. Так, часть автопроизводителей иномарок локальной сборки сознательно выбрали стратегию умеренного повышения цен, сделав ставку на лояльность покупателей и активное увеличение доли рынка.

«Если посмотреть на отчетность некоторых российских подразделений крупных автопроизводителей за второе полугодие 2014-го и 2015 год, можно увидеть значительные убытки – фактически они покупали себе долю рынка. Поскольку для них российский рынок является значимым, но составляет лишь небольшую часть от общих продаж, выбранная стратегия позволит пережить падение рынка в течение 2-3 лет без нарушения финансовой стабильности концернов, завоевать долю рынка и сохранить устойчивую работу дилерских сетей. Часть убытков при этом предполагается покрыть за счет продажи запасных частей, заметного демпинга по которым пока не наблюдается, – комментирует Алексей Кузьмич. – Для производителей отечественных машин российский рынок пока составляет основную аудиторию покупателей, направление развития продаж отечественных автомобилей на экспорт только начинает развиваться и требует поддержки со стороны государства, однако больших успехов на сегодняшний день пока не достигнуто».


Запретительные ценники

Наибольшая доля российского авторынка в 2015 году пришлась на легковые автомобили стоимостью от 500 тыс. до 800 тыс. рублей, занявшие 34,7% всех продаж. Как отмечается в исследовании «Автостата», в эту категорию входит большинство комплектаций автомобилей классов В, С и SUV, которые пользуются высоким спросом на рынке (Hyundai Solaris, Kia Rio, Nissan Almera, Renault Duster и др.). На ценовой сегмент до 500 тыс. рублей, куда относится большая часть комплектаций автомобилей Lada, Daewoo (Ravon) и Datsun, пришлось 20,4% российского авторынка. Чуть меньшую долю – 18,4% – заняли автомобили стоимостью 1,2-1,6 млн рублей.

По мнению Алексея Кузьмича, особо острой конкуренция будет в среднем и нижнем ценовом сегментах, где эластичность спроса по цене максимальна. Поэтому в этих сегментах производители вынуждены ориентироваться на лидеров рынка – в противном случае продажи просто остановятся.

Возможности повышения цен у автопроизводителей ограничены отстающим в условиях кризиса покупательским спросом, констатирует Алексей Калачев. По его словам, поддерживать ценовое преимущество и расширять свою долю можно только за счет снижения издержек. А это значит, что необходимо увеличивать локализацию производства. «Однако у отечественных производителей автокомпонентов остается острой проблема качества. Подешевевшая за счет слабого рубля рабочая сила, а также дешевое сырье могут стимулировать зарубежных поставщиков деталей и агрегатов к более активному переносу части производства на территорию России. Нужно только, чтобы они были уверены в дружелюбном правовом и экономическом климате на нашем пространстве», – резюмирует эксперт.

Фото: компании-производители.


Подпишитесь на «За рулем» в

Чупров Александр
15.04.2016
Поделиться: