Самый красивый из ранних советских: история ЗИС-16
До Великой Отечественной наш автопром автобусов делал очень мало.
В 1938 году завод имени Сталина начал производство ЗИС‑16– одного из самых красивых советских автомобилей того периода.
Но под симпатичным кузовом скрывались далеко не самые современные узлы и агрегаты.
Рама ЗИС‑16 – производная от той, что применяли еще на грузовике ЗИС‑5, но заметно усиленная. А рама ЗИС‑5, в свою очередь – от американского грузовика Autocar CA конца 1920‑х годов, на который СССР купил лицензию.
Как американский Autocar превратился в советский ЗИС‑5, рассказано в этой публикации.
В другом лице
ЗИС‑16, конечно, был компромиссной конструкцией, собранной из того немногого, что было у завода под рукой.
Всего изготовили лишь 3250 автобусов. Но некоторым из них предстояла довольно долгая жизнь.
Тот самый завод Аремкуз после войны капитально ремонтировал машины, устанавливая оперения грузовиков Dodge, а потом и ЗИС‑150. Таких машин под именем АКЗ‑3 для работы в Москве сделали около пятидесяти.