Автобус родом из СССР: сравнили ЛиАЗ-677 с западными аналогами

Спойлер: конструкция этого автобуса, разработанная в 1960-х годах, была передовой даже на фоне Мерседесов.

Большой городской автобус ЛиАЗ‑677 – один из самых массовых в советской истории.

Он стал серийным в 1968 году.

Первый прототип собрали еще в 1962‑м, а опытную партию из 11 машин – в 1967 году.

Этот автобус разительно отличался не только от предшественника ЗИЛ‑158 1957 года, производство которого передали в Ликино-Дулево с ЗИЛа еще в 1959‑м, но и от львовских машин.

ЛиАЗ‑677 вполне можно было сравнивать даже с импортными аналогами. Кое в чем он от них совсем не отставал.

Конструкция кузова

ЛиАЗ‑677 длиной 10 450 мм и с колесной базой 5150 мм сохранил классическую компоновку предшественника ЗИЛ‑158. Двигатель стоял спереди, рядом с водителем, справа от мотора – радиатор, ведущие колеса – задние.

Двигатель и трансмиссия

Трансмиссией ЛиАЗ‑677 управляли с помощью подрулевого контроллера. Помимо нейтрали, автоматического режима и заднего хода, переведя рычаг в положении ПП, можно было зафиксировать первую передачу. Так называемую автоматическую нейтраль включали отдельным тумблером, в основном, для экономии топлива, когда водитель отпускал педаль газа. При ее нажатии автоматически включался обычный режим автомата.

Подвеска

Стилистика

Классикой жанра больших автобусов в Европе в 1960‑х годах оставался немецкий задне­моторный Mercedes-Benz O321. Но по стилистике он к тому времени явно устаревал. Его выпускали с 1954 года и сняли с производства в 1970‑м.

История с биографией

ЛиАЗ‑677 в конце 1960‑х годов – это вполне современный городской автобус: с легким кузовом, автоматической коробкой передач, комфортной подвеской. Главный недостаток – огромный прожорливый бензиновый мотор. Но в СССР бензин был дешев, а подходящего дизеля автобусу подобрать не удалось.

Последнюю версию ЛиАЗ‑677М делали до 1996 года, когда не только бензиновый мотор, но и высокий пол, классическая компоновка и тесный, по меркам нового времени, салон делали машину откровенно устаревшей.

Дешевые ЛиАЗы капитально ремонтировали и собирали из машинокомплектов несколько мелких предприятий. В том числе, кстати, с дизелями ЯМЗ‑236.

Всего Ликинский завод сделал 194 197 готовых автобусов и машинокомплектов.

  • Рассказ про лучшие автобусы СССР, как серийные, так и экспериментальные, вы найдете тут.
  • «За рулем» теперь можно читать в Телеграм

Голосование в Гран-при «За рулем» завершено!

Вы помогли нам выбрать лучшие автомобильные новинки года.


Совсем скоро среди тех, кто проголосовал, мы разыграем три Лады.


Желаем всем удачи!

Фото: из архива «За рулем»

Подпишитесь на «За рулем» в