Первый советский экспресс: что в нем американское?

ЗИC‑127 – интересный и передовой советский автобус с несчастливой судьбой.

ЗИС‑127 (в серию машина пошла уже под именем ЗИЛ, да и завод переименовали) – один из первых послевоенных автобусов СССР. 

Работать над ним начали в 1951 году. По сути, он стал первым большим междугородным автобусом страны.

Проектируя машину, конечно же, широко использовали опыт, уже накопленный при создании первого послевоенного городского автобусе ЗИС‑154, который в основе имел американскую конструкцию машин Yellow Coach.

Первый прототип ЗИС‑127 1952 года выглядел для СССР необычно и авангардно – богато украшен хромированным декором и огромной фарой-прожектором на крыше.
ЗИС(ЗИЛ)-127 длиной 10 220 мм и с колесной базой 5600 мм сохранил заднемоторную компоновку ЗИС‑154 (городской автобус был ниже на 75 мм и в базе короче на 150 мм) и его американских предшественников марки Yellow Coach, которые делала фирма, в 1940‑х годах ставшая отделением концерна GMC. (Чертеж П.И. Зеленкевича)

Greyhound был покрупней ЗИЛа: длина – 10 668 мм, колесная база – 6270 мм. Как и ЗИС‑127, американский автобус отличали гофрированные алюминиевые боковые панели. Но стилистика советской машины в середине 1950‑х была, пожалуй, даже более яркой и авангардной, чем у американских аналогов.

Не повезло

ЗИЛ‑127 – машину интересную и прогрессивную выпускали недолго: с 1955 по 1959 год. За все годы изготовили всего 851 автобус. Основными недостатками была шумность и дымность двухтактного дизеля.

В 1959 году ЗИЛ передал производство автобусов на новый завод под Москву – в Ликино-Дулево. А там, наладив массовый выпуск городских ЗИЛ‑158, за сложный и дорогой междугородный автобус не взялись. Тем более, что производство машин этого класса уже налаживал Львовский автобусный завод. На этом судьба ЗИЛ‑127 и оборвалась.

  • 13 уникальных автобусов ЛАЗ тут.
  • «За рулем» можно читать и в Viber.

Фото: из архива «За рулем»

Подпишитесь на «За рулем» в