Как машины забытого ЗИЛа до сих пор защищают Россию
Наследие большой страны, в том числе и военное, одни вспоминают с ностальгией, другие критикуют.
Но если быть объективными, то следует признать – в СССР умели делать потрясающее, хоть порой и не идеальное оружие.
Как только ни глумились в свое время над конструкцией шасси системы залпового огня «Ураган», а комплекс, выпускавшийся с 1972 по 1993 годы, в результате оказался ремонтопригодным, живучим и эффективным.
Военное ведомство регулярно выкладывает видео его боевой работы в зоне СВО, причем самые свежие сообщения датированы сентябрем нынешнего года.
РОЗЫГРЫШ АВТОМОБИЛЯ LADA ISKRA Голосование в самой престижной автомобильной премии России уже началось. Заполните анкету и выиграйте автомобиль! ГРАН-ПРИ«ЗА РУЛЕМ»
Два мотора и две коробки «Урагана»
Основа комплекса «Ураган 9К57» – шасси ЗИЛ-135 МЛ колесной формулы 8×8. На его базе делали и пусковые установки 9П140, и транспортно-заряжающие машины 9Т452. Разрабатывалось шасси, как следует из названия, специальным конструкторским бюро Завода имени Лихачева. А вот выпускалось серийно оно на Брянском автомобильном заводе.
Возможности двух производств различались, и не все революционные идеи, заложенные в ЗИЛ-135, удалось воплотить при массовой сборке. В результате взаимодействия ЗИЛа и БАЗа в армию стали поставлять упрощенный вариант машины.
Компоновка: пластиковая кабина вагонного типа впереди, за ней – моторный отсек, далее – площадка для вооружения. Два средних моста жестко закреплены на раме. Передний и задний мосты – с торсионной подвеской и гидравлическими амортизаторами. Причем управляемыми являются именно передние и задние пары колес: они поворачиваются в разные стороны.
В моторном отсеке размещаются два 7-литровых карбюраторных двигателя ЗИЛ-375 (вариант мотора ЗИЛ-130 для грузовика Урал) мощностью 180 л.с. каждый.
Соответственно, в составе трансмиссии стоят две 5-ступенчатые механические коробки ЯМЗ-204 и две «раздатки», а уже от них крутящий момент передается к колесным редукторам.
В оснащение машин входят:
- гидроусилитель рулевого управления
- предпусковые обогреватели двигателей
- централизованная система подкачки шин
- автономный отопитель кабины.
Максимальная скорость боевых машин комплекса «Ураган» составляет 65 км/ч. Несмотря на изрядную прожорливость двух бензиновых двигателей, бортовой запас топлива позволяет проехать на одной заправке не менее 500 км.
Лучшие посты в нашем Телеграм-канале: Джеймс Бонд позавидует: автомобили советских шпионов Как сваривают кузова Tenet на бывших мощностях Volkswagen Новые Волги готовятся к запуску производства: свежие подробностиВооружение «Урагана»
Вооружение пусковой установки «Урагана» представляет собой реактивную систему залпового огня калибром 220 мм с шестнадцатью трубами-направляющими. Она предназначена для стрельбы тяжелыми НУРСами (неуправляемые реактивные снаряды с твердотопливными ракетными двигателями) с фугасными, зажигательными, химическими, термобарическими боевыми частями. А также кассетными БЧ с осколочными боевыми элементами, противотанковыми или противопехотными минами.
Масса снарядов – чуть меньше 300 кг, длина – от 4,8 до 5,2 метра. Дальность действия комплекса составляет от 8 до 36 километров.
Отстрел полного пакета НУРСов длится 8 секунд с постоянным темпом или 20 секунд с переменным темпом высокой точности и приводит в случае с кассетными осколочными боевыми частями к поражению площади порядка 420 000 квадратных метров. При дистанционном минировании возможно создание противопехотного минного поля площадью не менее 60 гектаров.
Перезарядка пакета труб реактивными снарядами происходит с помощью транспортно-заряжающей машины. Процесс механизирован и занимает порядка 15 минут.
«Ураган» на службе в зоне СВО
Расчеты боевых машин РСЗО «Ураган» сейчас состоят из военнослужащих, которые зачастую родились позже даты окончания производства комплекса. Им, детям электронной эпохи, приходится осваивать не только бензиновые двигатели и непокорные механизмы переключения двух коробок передач, но и архаичные системы наведения. Справляются? Еще как!
Пожалуй, лучшая оценка советскому «Урагану» – теплые слова молодых бойцов в его адрес и точные попадания в цель, подтвержденные данными объективного контроля.
- Проблема «ожирения» — почему Bradley перестала соответствовать задачам: эксперт Крючков рассказал об особенностях американской Bradley и БМП-2М России.
- «За рулем» можно читать и в MAX