Можно летать

Можно летать

Уже несколько лет назад (как минимум в 2003 году) Евгений Гладков, директор тюнинг-ателье «Гладков-Сервис», утверждал, что тема тюнинга атмосферных вазовских моторов исчерпала себя: все, что можно было попробовать в плане форсировки, сделано, все, что можно было выжать, – выжали. Время переходить к наддуву. Судя по тому, что примерно в то же время к такому решению пришло еще несколько тюнинговых команд, почва действительно созрела. И началось…

Даже одна из первых турбомашин Евгения – ВАЗ-21083 с системой наддува на основе турбины ККК К03, которую ставили на автомобили VAG, – что называется, «ехала», и весьма неплохо. Хотя объем того двигателя был только 1,5 литра, мощность – 144 л.с., крутящий момент – 210 Н.м при 3200 об/мин. По утверждениям представителей компании, «восьмерка» могла достигать 100 км/ч за 8,5 секунды и развивать почти 200 км/ч.

Мотор, еще мотор…

Прошло четыре года. За это время в «ГладковСервисе» разработано несколько вариантов турбокитов, продающихся в «коробке», – разного уровня сложности, разной стоимости, в зависимости от степени форсировки. Утверждается, что комплектов продано около 150, причем основная их часть ушла в российские регионы. Но и в Москве эксплуатируется как минимум семь автомобилей с наддувом «от Гладкова».

Александр, владелец темно-зеленого ВАЗ2112, один из них. Как говорит сам, давно была детская мечта сделать что-то толковое из советского (российского) автомобиля. Начал было тюнинг «Москвича-2141», но открывшийся на 120 км/ч капот убил мечту. Вместо «Москвича» в 2004-м приобрел «двенашку». Уже в салоне она была тюнингована: обвес Stalker столичной марки LiT Company, электрозеркала… Как только кончилась гарантия, Александр начал полномасштабный тюнинг. Изучив все варианты, решил, что нужен именно мотор с наддувом. В «Гладков-Сервисе» предложили несколько вариантов, в том числе самый простой и, соответственно, дешевый – так называемый «Комплект 1», который без увеличения объема двигателя и при давлении наддува в 0,3 бара должен был принести 190,4 л.с. и 245 Н.м при 5200 об/мин. Ориентировочная стоимость такого турбокита на сегодня – 47 500 рублей.

Замеры мотора на машине Александра показали мощность 174 л.с. и 240 Н.м – немного меньше обещанного. Но результат очень впечатлял. Однако помиморадости эксплуатация доставляла и проблемы. Двигатель рассчитан на другие нагрузки, и потому надежность системы была невысокой. Не забудем и тезис о постоянно растущих потребностях – Александр решил заказать у Гладкова «Комплект 2»: более сложный, более дорогой, но и более надежный. В этом турбоките используется турбина с керамической крыльчаткой от Nissan Skyline c двигателем RB20 (этот 2-литровый мотор развивал 155 л.с.). Жидкостный интеркулер берется из ассортимента компании Subaru. Увеличивается объем двигателя до 1,6 литра, ставятся усиленная поршневая группа, форсунки производительностью 380 см3/мин., степень сжатия уменьшается до 8. Согласно информации тюнинг-ателье, вазовский шестнадцатиклапанник после этих процедур при давлении 0,8 бара способен выдать 220 л.с. при 6320 об/мин и 249 Н.м при 5320 об/мин. Стоимость такого двигателя определена в 63 000 рублей.

После этой стадии тюнинга двигатель прошел 40 тысяч километров. Были неприятности и сложности – например, через прокладку головки блока, не рассчитанную на высокую нагрузку, в камеры сгорания попадал антифриз. Но мастерская уже заказала усиленную, металлическую, на одном из оборонных заводов. Когда она пройдет испытания, начнут ставить клиентам. Одним из первых будет Александр.

Помимо перечисленных модификаций мастера установили воздушный фильтр пониженного сопротивления, выпускную систему из труб диаметром 60 мм с пламегасителем и глушителем Pro.Sport, поменяли систему питания, внедрив дополнительный бензонасос. Теперь, как утверждает владелец машины, независимо от погоды и качества топлива в его распоряжении всегда как минимум 200 л.с. (см. распечатку со стенда). Правда, хочется еще больше.

…И все такое прочее

Сложно представить себе серьезную форсировку мотора без модификаций ходовой части. В результате долгих обсуждений со специалистами «Гладков-Сервиса» родилась следующая конфигурация: трансмиссия с винтовой блокировкой, стандартная коробка передач с главной парой 3,7, металлокерамическое сцепление Pilenga (рассчитано для работы в силовых агрегатах с моментом до 400 Н.м), пружины Eibach и амортизаторы, переделанные из стандартных с использованием масел Motul, полиуретановые сайлентблоки, полный набор «желтого тюнингового железа», то есть кронштейнов для крепления агрегатов. Тормоза: спереди 15-дюймовые (295 мм) диски с суппортами от нижегородского «Соболя», сзади – дисковые тормоза на компонентах Lucas.

Хозяин машины перенес аккумуляторную батарею из моторного отсека в багажник, установил своими руками неплохую аудиосистему (сaraudio – одно из его увлечений).

Помимо «музыки» в салоне изменений совсем немного: сиденья UNP спортивного типа с черно-зеленой обивкой, руль, обтянутый кожей, и манометр наддува. «Я не стремился сделать автомобиль броским, – говорит Александр, – сосредоточился на том, как он едет, а не выглядит». Хотя смотрится авто довольно неплохо – для «двенашки». Спорить до хрипоты можно не только о внешности автомобиля, но и о его ходовых качествах. Мои впечатления от поездки за рулем в сжатой форме примерно такие: мощность двигателя ощущается, только если хорошенько его «крутануть» – можно уловить момент, когда турбина начинает действовать в полную силу. Автожурналисты давно придумали термин «турбоподхват». Здесь он выражен вполне явно. К сожалению, работа трансмиссии не создает приятного впечатления: механизм выбора действует недостаточно четко, металлокерамическое сцепление делает автомобиль чуть более нервным. Оспортивленная подвеска и дополнительные кронштейны крепления агрегатов заставляют опасаться даже небольшой выбоины в асфальте. Гидроусилителя в машине нет, хотя колеса немаленькие (шины 205/50 R15), и к рулю приходится применять силу. Прибавьте к этому довольно жесткие сиденья, громкий звук выхлопа и получите полную картину. Лично я уважаю комфорт и считаю его необходимым качеством ежедневного автомобиля. А Александр ездит на этой машине именно каждый день. Впрочем, можно еще поспорить и о том, что такое удобство…

В процессе

Как водится, небольшая ремарка о динамике автомобиля. Говорят, облегченная «восьмерка» с аналогичным мотором, главной парой 3,9 и 5-м спортивным рядом «дернула» на Смотровой BMW 645 с 6-ступенчатой секвентальной SMG. Документальных подтверждений не найти, но слухи ходят… Собравшись с приятелями, Александр решил выяснить, что может его автомобиль. Разгон до 100 км/ч меряли, конечно, секундомером. Вышло 6,2 секунды, после чего коробку пришлось перебрать. Максимальную скорость замеряли на широкой пустой магистрали ночью, взяв в качестве эталона новую BMW с наддувным двигателем. На скорости 250 км/ч у «баварца» сработал электронный ограничитель – пришлось сдаться. А «двенашка», раскрутившись до 7000, полетела дальше и развила, по прикидкам Александра, 257 км/ч. Повторять эксперимент Саша не намерен. Зато уже сейчас есть планына дальнейший тюнинг автомобиля. Ближайшая цель – 250 л.с. У Гладкова предусмотрен и такой турбокит (№ 4). Объем – 1,7 л, рабочее давление – 1,4–1,8 бара. Заявленная мощность – 260–280 л.с., момент – 356 Н.м. Стоимость – 95 000 рублей.

«Читал в каком-то журнале, что проводили опрос, зачем нужен двигатель в 250 сил. Большинство опрошенных ответило – для светофорных гонок», – говорит владелец «турбодвенашки». И это серьезный человек, пишет диссертацию, смотрит далеко вперед… На тюнинг потратил в общей сложности около 250 000 рублей и останавливаться не намерен. Например, хочет покрасить кузов в настоящий British Racing Green, готов заказать краску в Великобритании.

Хотя… проговорился. Очень нравится Nissan Qashqai. Совершенно другой автомобиль, никакого тюнинга, за исключением металлического обвеса Cobra, на него пока нет. Да и не надо!

Номер 23

Любители баскетбола отлично знают, чей это номер – Майкла Джеффри Джордана, бывшего капитана Chicago Bulls, названного в 1996 году одним из 50 величайших игроков за всю историю. Он же является обладателем несметного числа других спортивных титулов. Для многих Майкл Джордан олицетворяет профессиональный баскетбол высочайшего уровня, хотя сам он к своей славе относится с явной иронией. Недаром в том же 1996-м он снялся в фильме Space Jam («Космический баскетбол» в российском прокате) «вместе» с диснеевскими мультяшками. Ему же приписывают фразу «Why drive when you can fly?», вспоминая прыжки к кольцу невероятной высоты и дальности. Александр, владелец «турбодвенашки», – баскетбольный фанат и поклонник Джордана. Ему пришлось ждать пару месяцев очереди на номера с заветными цифрами 023, а на кузов машины он заказал рисунок с силуэтом парящего под кольцом Майка. И принцип Джордана актуален для него постоянно. Why drive when you can fly?

Подпишитесь на «За рулем» в