Императорской дорогой

Императорской дорогой

О дорогах в Минск и Крым мы уже рассказывали (см. ГЗР № 11 и 18). На автомобиле туда нужно ехать надолго, и собираться при этом придется основательно. А если в запасе всего несколько дней, то… Конечно, в Питер! Тем более сейчас, в самый разгар белых ночей.

Формально говоря, так называемых белых ночей, когда вечерние сумерки смыкаются с утренними, в Санкт-Петербурге… нет. Дело в том, что Питер, даже являясь самым северным мегаполисом Европы, всего каких-то полградуса недотягивает до «официальных» 60 градусов северной широты, от которых ведется отсчет территорий с сумеречными ночами. Но ночью все равно светло. И москвичи из года в год едут в Санкт-Петербург: на самолетах, поездах, автомобилях…

M10

Трасса E105, федеральная магистраль, соединяющая два важнейших российских города, ныне выглядит заметно лучше, чем несколько лет назад. Откровенных ям, в которых можно разом оставить подвеску, на всем протяжении трассы нет, но проблемных мест все еще хватает – им особое внимание. В Подмосковье больше напрягает плотность движения – машин здесь традиционно много, а крупные города, не имеющие объездных дорог (Химки, Солнечногорск, Клин), тромбами уменьшают пропускную способность. Дальше легче, правда, шоссе сужается до трех полос (средняя разметкой меняет принадлежность к встречному или попутному движению). Дороги Тверской области частично подлатали, но ближе к Торжку (от 180-го км) «автобан» переходит в среднего качества дорогу, а еще через 50 км кончается и разметка.

Вышний Волочек (276-й км) – еще один тромб: объезда нет, и поток тащится за фурами по двухполосной извилистой дороге через весь город. Нормальная трехполоска после города начнется километров через 30…

Пост ДПС в Куженкино (330-й км) – середина пути. Отсюда рукой подать до Новгородской области, где обычный пейзаж не меняется долгие годы: дороги в заплатах, разметки нет. Самое проблемное место – в окрестностях реки Волхов (525-й км), мост через которую, кажется, ремонтируют целую вечность. Здесь трасса то резко сужается до двух полос, то расширяется снова до трех, осыпая подвеску шлепками на заплатах и разновеликих стыках асфальта. Езда здесь в темное время суток очень опасна! А по-настоящему хорошая дорога начинается недалеко от границы Ленинградской области (570-й км).

Выезжая днем, стоит рассчитывать примерно на девять часов пути. Нам же без напряжения, гонок и опасных обгонов удалось доехать за семь – ночью. Ехать в такое время суток можно только при наличии двух опытных водителей, которые к тому же умеют отдыхать на пассажирском месте (хотя бы затем, чтобы не потерять следующий день). Если выезжать из Москвы засветло, темная часть пути в это время года длится всего часа два-три, после которых горизонт впереди слева начнет расцвечиваться полосами света. Машин (особенно грузовиков) в такое время на трассе немного, а вот у патрулей ДПС расписания нет – в три, четыре или пять часов утра вы с одинаковой вероятностью можете нарваться на засаду. Чаще всего они стоят на освещенных участках дороги в населенных пунктах либо прячут свои машины на обочинах деревень. Есть на трассе и стационарные камеры. Поэтому крайне рекомендуем придерживаться скоростного режима в населенных пунктах – гонки здесь чреваты неприятностями, да и общение с ДПС моментально нивелирует всю «выгоду» от превышения скорости. А еще на рассвете нам повстречался настоящий лось, перебегавший дорогу метрах в ста перед машиной, невзирая на отсутствие знака «Дикие животные». Будьте внимательны!

Заправки

О заправках стоит позаботиться заранее – нам попадались длинные перегоны, где хорошего топлива нет. Например, на обратном пути мы со страху залили 10 литров бензина на весьма сомнительной заправке, когда, проехав Вышний Волочек, в течение 50 километров не смогли найти ни одной приличной АЗС. А ведь именно к этому моменту у многих выехавших из северной столицы топливо подходит к концу. В который уже раз рекомендуем пользоваться услугами крупных сетевых АЗС – помимо знакомых москвичам заправок ЛУКОЙЛ и ТНК на трассе встречаются EP (красно-желтые) и петербургская ПТК (красно-белые). Кстати, в самом Питере топливо чуть дороже…

Музыка в пути

Перед выездом советуем запастись дисками с музыкой – на большей части трассы в FM-диапазоне на разных частотах вас будет сопровождать единственное «Дорожное радио», репертуар которого понравится, пожалуй, только немолодым дальнобойщикам. В окрестностях Твери можно лушать «Авторадио» (101,4), Love Radio (102,7) и Maximum (105,5), ближе к Вышнему Волочку ловятся «ХИТ FM» (102,0) и «Мелодия» (105,7), а в окрестностях Новгорода уверенно принимается станция «Старый Порт» (101,8). И только Ленинградская область встречает десятком FM-станций.

Что почем?

Хороший двухместный номер в частной гостинице, коих полно на задворках Невского проспекта, в сезон обойдется примерно в 3500 рублей за сутки. При предварительном бронировании квартир через Интернет стоит рассчитывать на $50–80 за однокомнатную и на $70–100 за 2-комнатную. А на месте («жилищный рынок» находится на вокзале) удастся подобрать только что-то вроде гостевой комнаты в квартире за 3000 рублей в сутки.

Цены в ресторанах не отличаются от московских, а вот такси дешевле – поездка по центру обойдется в 50–150 рублей.

Что посмотреть? Названия знакомы с детства: Зимний дворец и Адмиралтейство, Александро-Невская лавра, Исаакиевский, Казанский и Никольский соборы, Петропавловская крепость, с которой и начинался град Петров, Медный всадник, Александрийский столп, Невский проспект – и весь исторический центр города. Жаль, что закрыт на реконструкцию Летний сад… Рекомендуем опробовать хотя бы одну из многочисленных водных экскурсий по руслам Невы, Фонтанки и Мойки. На самые интересные, вроде ночной прогулки под разведенными мостами, билеты придется покупать заранее. Цены зависят от протяженности экскурсии – от 200 рублей за 45-минутную прогулку до 400 за 2-часовую. Доехать морем до Петергофа на скоростном катере «Метеор» можно за полчаса и 350 рублей. Сухопутных вариантов два: электричка (45 минут, 48 рублей) или собственная машина, скорость передвижения которой будет сильно зависеть от загрузки пригородных трасс. А машина вам еще пригодится для путешествия по окрестностям Санкт-Петербурга: Царское Село, дворцовые ансамбли Павловска и Гатчины, Ораниенбаум в Ломоносове, очаровательные городки Пушкин и Стрельна, Тосненский водопад…

ПДД

Водители в Санкт-Петербурге ездят спокойнее, чем в Москве, да и разогнаться негде – прямых магистралей немного, а вот светофоры на каждом углу. Да и дороги в стороне от проспектов хуже московских: волны асфальта, разбитые трамвайные пути, местами отсутствует разметка… Зато разворачиваться можно почти в любом месте, где есть трамвайные пути; хватает и левых поворотов. Есть и особенности. Например, левый ряд на проспектах частенько отделен прерывистосплошной разметкой, то есть съехать с него можно, а заехать обратно – только на перекрестках. При подъезде к многочисленным круговым развязкам нужно внимательно изучить знаки приоритета. А движение по малым набережным для удобства разворотов почти всегда организовано в левостороннем стиле (встречный поток идет на другом берегу по правую руку). Но самое главное – разводные мосты. Красивое зрелище собирает толпы туристов и рассекает город пополам. Пересечь Неву в ночные часы можно только по Большому Обуховскому мосту, расположенному на юго-восточной окраине города и являющемуся частью кольцевой автодороги.

Белые ночи

В Санкт-Петербурге белые ночи продолжаются с 11 июня по 2 июля. Еще несколько лет назад уличное освещение в эти дни не функционировало вообще. А теперь россыпь огней забивает светлое небо, и из коробов жилых районов кажется, будто никаких белых ночей и нет. Хотите любоваться светлым небом – выходите на набережную Невы, а лучше езжайте за город. И не забывайте, что повышенная солнечная активность интенсифицирует физиологические процессы организма, увеличивая нагрузку на нервную и сердечно-сосудистую системы. Да и психологически трудно засыпать на рассвете…

Superbург

Седан Skoda Superb, на котором мы отправились в Питер, в этот раз достался нам в более простой комплектации Comfort – с «автоматом», тканевым салоном и 16-дюймовыми колесами (от $31 990). И хорошо! В жестких тканевых креслах с ручными регулировками сидеть удобнее, чем в кожаных. От жесткости задней подвески с богатой версии с 17- дюймовыми колесами не осталось и следа – ни ударов, ни тряски. Причем ходы подвески рассчитаны идеально – за 1400 км пути шасси ни разу не сработало «на пробой».

Заслуженный наддувный двигатель 1.8T (150 л.с.) по-прежнему плохо тянет на низких оборотах, заставляя «автомат» часто и нелогично менять передачи. Но на трассовых режимах, когда стрелка тахометра редко опускается ниже 2500 об/мин, дела идут гораздо веселее. Под посвист турбины полуторатонный автомобиль разгоняется легко. Поддерживать взятый темп несложно, благо за прямую Superb держится очень уверенно, старательно игнорируя колеи. Усилия на руле столько,

сколько нужно, – четкие реакции без лишней нервозности. Немецкая порода!

Длинная база – залог невысокой раскачки. Плюс возможность положить ногу на ногу – в дальней поездке задние пассажиры оценят любой новый вариант посадки. И с акустическим комфортом все в порядке.

В огромный багажник с ровными стенками скарб четырех человек укладывается не глядя. Подстаканников, боксов и кармашков хватает, а вот большую бутылку с водой сунуть некуда. В охлаждаемый бокс между сиденьями влезает пара баночек объемом 0,33 л, в каждый дверной карман – десяток дисков. Жаль, что штатный MP3-проигрыватель неудобен: файлы из всех папок он сваливает в одну кучу, все затрудняя навигацию.

Средний расход топлива на шоссе при умеренной скорости и разумных обгонах колеблется от 10 до 11 л/100 км – вполне нормальный показатель для большого седана. А в городе Skoda Superb 1.8T потребляет около 14 л/100 км.

Подпишитесь на «За рулем» в