Переправа, переправа

Переправа, переправа

В конце августа в Петербурге прошла II международная транспортно-логистическая конференция «ПроЛОГ-2007. Рынок транспортной и складской логистики: от Европы до Китая», организованная газетой «Ведомости» и транспортной группой «Евросиб». В этом году конференция собрала около 200 участников из России и стран ближнего и дальнего зарубежья. Одна из интересных тем, обсуждению которой участники уделили много внимания, – особенности и проблемы перевозки автомобилей в контейнерах.

За последние несколько лет объем импортируемых в Россию машин из Европы и Азии существенно вырос. «По итогам 2006 года в Россию через Финляндию было ввезено около 600 тысяч автомобилей, и если динамика роста транзита сохранится, то, по нашим оценкам, поток машин в 2007 году увеличится до 700 тысяч», – прогнозирует директор департамента логистики и взаимодействия с Россией министерства транспорта и связи Финляндии Силья Руокола. Еще более серьезный рост демонстрирует автомобильный экспорт из Китая. «За 2006 год экспорт автомобилей из Поднебесной составил более $386 млн., автокомпонентов завезено на сумму около $110 млн. Любопытно, что в текущем году эти показатели были достигнуты в течение первых пяти месяцев. И, по прогнозу, годовой объем поставок должен утроиться по сравнению с 2006-м», – считает Эдуард Коновалов, руководитель представительства ЗАО «Евросиб-Терминал» в Пекине. Сегодня перевозчики используют два основных варианта поставок автомобилей в Россию. «До 80% новых машин идет через Финляндию, подержанные автомобили чаще всего транспортируются с Дальнего Востока. На этом направлении из-за больших расстояний и плохих дорог используется железнодорожный транспорт. На европейском направлении работают автовозы», – говорит гендиректор ОАО «Новая перевозочная компания» Игорь Асатуров. Впрочем, и финскому правительству хотелось бы, чтобы основная масса ввозимых в Россию автомашин поступала по железной дороге.

В свою очередь, железнодорожные перевозчики таких грузов все чаще стремятся использовать специальные контейнеры. По словам самих автомобильных импортеров, у этого способа доставки машин есть ряд преимуществ. «Товар не теряет вид, да и сами контейнеры сегодня очень прочные. Например, в нашей компании с переходом на контейнеры число повреждений на автомобилях уменьшилось до 2%, а время разгрузки сократилось до 45 минут», – говорит Геннадий Сиднивцев, генеральный директор Chery Motors (Новосибирск). Эксперты рынка также отмечают, что данный способ дешевле, чем использование традиционной платформы-сетки. «Спецконтейнер снижает стоимость доставки груза в среднем на 5%. Кроме того, он безопаснее, так как автомобиль надежно защищен от повреждений и хулига-нов», – отмечает г-н Асатуров.

Сегодня доля перевозок автомобилей железнодорожным транспортом не превышает 10%, но тот факт, что ОАО «РЖД» готовится взяться за освоение автомобильного сектора, свидетельствует об их перспективности. Глава РЖД Владимир Якунин заявил, что перед компанией стоит задача к 2012 году увеличить объем перевозок автомобилей в 2,5 раза. В июле совет директоров РЖД одобрил концепцию создания нового СП, которое будет специализироваться на перевозке автомобилей. Чтобы отстоять свои позиции на этом рынке, железнодорожники собираются предложить потребителям совершенно новый, специализированный подвижной состав, а имеющиеся в наличии открытые платформы переделают в крытые автомобилевозы.

Однако у данного способа перевозки пока есть и ряд сложностей, о которых также говорили участники конференции. Например, Александр Пучков, руководитель департамента обеспечения деятельности в области таможенного дела ЗАО «Евросиб-ТБ», предложил Федеральной таможенной службе запретить оформление контейнерных грузов в морских портах и передать эту функцию тыловым терминалам. По мнению г-на Пучкова, это пойдет на пользу всем участникам процесса: город получит больше налоговых отчислений и решит проблему пробок, порты частично избавятся от перегрузки за счет повышения оборота контейнеров, терминалы смогут увеличить грузооборот.

В свою очередь, грузовладельцы, отправляющие товары по железной дороге, сталкиваются с другой серьезной проблемой – нехваткой подвижного состава. «Мы эту проблему решаем путем предварительного бронирования контейнеров и вагонов, если они принадлежат конкретному оператору. Но такой вариант возможен далеко не всегда, – поясняет Алексей Дружинин, директор по логистике Bang & Bonsomer Group Oy. – Тем более если вопрос касается спецконтейнеров для перевозки машин».

Впрочем, рынок автомобильных перевозок показывает, что автовозы уже не справляются с объемами транспортируемых иномарок, и железнодорожные операторы всерьез задумываются над развитием этого сегмента.

Подпишитесь на «За рулем» в