Второй фронт

Второй фронт

Общее назначение

Американцы осознали необходимость иметь на вооружении легкий армейский автомобиль в 1940 году и объявили конкурс на создание такого транспортного средства. Требования оказались довольно жесткими: машина грузоподъемностью 1/4 тонны должна весить не более 600 кг. А еще был желателен полный привод. Сроки дали минимальные – всего сорок девять дней. В конкурсе участвовали три компании: American Bantam, Ford Motor Co. и Willys-Overland.

В отведенные сроки уложилась только первая, представив опытный образец автомобиля Blitzbuggy – инженер Карл Пробст создал его на основе Bantam 62, – который и победил в тендере. Наверное, здесь сказался большой опыт фирмы Bantam в производстве малолитражек Austin Seven – фирма начинала в 1929 году как филиал этого британского автопроизводителя. В 1934-м ее выкупил Рой Эванс и занялся производством компактных родстеров, а в 1938-м даже предоставил несколько таких машин береговой охране США.

Созданный Пробстом автомобиль получил наименование Jeep. Говорят, это словцо произошло от GP, то есть general purpose, что значит «общего назначения», а в производство был запущен под именем Bantam 40 BRC (Bantam Reconnaissance Car). Фирма сделала 2643 автомобиля, но в американскую армию их не взяли, отправив в 1941-м половину в Великобританию, а оставшуюся часть – в СССР по ленд-лизу, где машины прозвали «Бантиками». Основной причиной такой опалы компании American Bantam часто называют слабые возможности – крохотное производство не смогло бы удовлетворить большие запросы армии.

Зато такими возможностями располагали конкуренты Ford и Willys, да и представленные ими на конкурс автомобили не были так уж плохи. Прототип от Willys сильно смахивал на бантамовский, так как инженер фирмы Барни Руз беззастенчиво «заимствовал» идеи Пробста, а внешний вид Ford, разработанный кузовной фирмой Ambi Budd, cильно смахивал на будущий Jeep. Зима 1940 года прошла в сравнительных испытаниях Bantam 40 BRC, Willys Quad и Ford Pigmy. В итоге американские армейские чины продемонстрировали верность демократическим принципам – за основу взяли Bantam BRC, а контракты на производство унифицированной модели отдали Willys-Overland, а потом и Ford Motor Co., причем фирме Форда пришлось производить почти точную копию Willys MB, правда, под собственным названием – Ford GPW.

Счет на минуты

Джип Willys MB представлял собой полноприводный автомобиль классической компоновки с расположенным спереди продольно 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом 2199 см3 и мощностью 54 л.с. при 3600 об/мин. С этим мотором автомобиль выпускался всю войну без изменений. Коробка передач была 3-ступенчатой с синхронизацией на второй и третьей передачах, раздаточная коробка – 2-ступенчатой, передний мост – отключаемым. Подвеска обоих мостов – на продольных полуэллиптических рессорах с телескопическими амортизаторами, тормоза с гидравлическим приводом. Весил Willys MB всего 1270 кг с полной загрузкой, а на шоссе разгонялся до 104 км/ч, расходуя при этом 14 л бензина с октановым числом 70.

Автомобиль мог преодолевать брод глубиной до полуметра, а со специальным оборудованием и до полутора метров. Правда, время преодоления водной преграды ограничивалось всего восемью минутами, но и этого вполне достаточно, чтобы пересечь горный ручей или небольшую речку. Конструкторы подумали даже о том, как избавляться от накопившейся в коробчатом кузове воды, предусмотрев в днище машины сливную пробку. Чтобы застрявший на бездорожье джип экипажу было легче выталкивать из грязи, на его бортах есть ручки. К левой стороне крепили лопату и топор – этот инструмент всегда был под рукой.

Автомобиль стал самым массовым транспортным средством Второй мировой – до окончания войны выпустили 350 349 экземпляров Willys MB и 277 896 его аналогов Ford GPW. Лишь малая часть этих автомобилей осталась в США, основная же масса была отправлена на различные театры военных действий, главным образом в Европу. Больше всего джипов получила Великобритания — 104 430 машин, СССР по ленд-лизу в два раза меньше – 50 501 экземпляр, Франция — 9736 штук. Конструкция джипа оказалась настолько удачной, что после окончания Второй мировой войны Willys MB выпускался по лицензии в нескольких странах. Во Франции – под маркой Hotchkiss, в Испании – Ebro, в Индии — Mahindra.

Джип с пальто

В Красную армию Willys MB начали поступать по ленд-лизу летом 1942 года и сразу же нашли себе эффективное применение, в первую очередь как командирские автомобили и тягачи для 45-миллиметровых противотанковых пушек. Первые партии разошлись среди штабных офицеров и политработников. Чаще всего в Советский Союз джипы поставлялись полуразобранными, в транспортной упаковке, причем это были машины, прошедшие обкатку и вновь разобранные для отправки. Их собирали в городе Коломне Московской области и на Горьковском автозаводе. В комплекте к джипу прилагались лопата, лебедка, канистра и ремкомплект. Не утихают до сих пор споры о том, поставлялись ли вместе с машиной кожаные пальто и куртки для шоферов.

После окончания войны взятые в аренду джипы требовалось вернуть обратно в США, причем в комплектном и исправном состоянии. Десятки тысяч уцелевших на фронте машин стояли в портах в ожидании погрузки на транспортные суда. Американские механикиприемщики внимательно осматривали каждый автомобиль, заставляя устранять все неполадки и делать доукомплектацию. После подписания акта приемки-передачи джипы шли сначала под пресс, а затем на погрузку в виде брикета – так в трюме умещалось больше «техники».

Оставшиеся в СССР машины использовались и в армии, и на гражданке. В деревнях на них ездили председатели колхозов, а крестьяне даже пахали. В городе к открытому кузову приделывали самодельный верх из досок и железа. Вместо износившихся деталей ставили отечественные, от советских автомобилей. В нашей стране сохранилось совсем мало полностью оригинальных машин, да и они собраны из нескольких экземпляров. Сейчас приобрести настоящий Willys MB военных лет можно только в Европе или Америке – там сохранилось множество законсервированных машин. Они сотнями хранятся на армейских складах, откуда иногда их понемногу распродают. Такие экземпляры, как правило, не нуждаются в реставрации – они в идеальном состоянии, с небольшим пробегом, родной краской и даже шинами. Те же автомобили, что прошли реставрацию, полностью отвечают требованиям исторической достоверности, так как ими занимались специалисты с многолетним опытом. Именно такой автомобиль и представлен на фотографиях.

Подпишитесь на «За рулем» в