По тормозам!

По тормозам!

Тормозные колодки – расходники, менять их приходится довольно часто. Некоторые автомобилисты умудряются ездить до последнего, стачивая колодки до металла. Таких горе-водителей слышно за версту по характерному (и очень противному, надо сказать) звуку при торможении, как ножом по стеклу. Само собой, при таком скрипе колодки надо менять немедленно. А правильнее – не допускать их полного износа, поскольку это чревато разными неприятностями, от поломок узлов системы торможения до аварии. Но когда же их менять?

Первый сигнал к замене – снижение уровня тормозной жидкости при отсутствии течи. Упал уровень – проверь колодки. Как правило, сделать это нетрудно. Многие производители позаботились о том, чтобы машина сама напоминала водителю, когда настало время менять колодки. Некоторые ставят на них специальные скобы, которые при критическом износе начинают громко и визгливо скрипеть. У других загорается лампочка на приборной панели. Заметим, что электронная система капризнее, она может выйти из строя в сырую погоду или после долгой эксплуатации в морозы.

В любом случае без внимания колодки оставлять нельзя. О том, что менять их нужно в срок, мы уже договорились. Однако важно знать, какие ставить взамен изношенных.

Категории колодок

Первая категория самая дорогая, такие колодки используют при комплектации машин на конвейере и поставляют на рынок с маркой автопредприятия на коробке. Накрутка цены идет не только за счет бренда, например Mercedes-Benz, но и дополнительного контроля качества. «Калоши поплоше» – колодки второй категории, которые часто отличаются от первой только логотипом. Все правила сертификации соблюдены, разрешения на эксплуатацию имеются. И наконец, третья категория колодок, изготовители которых учитывают лишь требования безопасности, действующие в странах-импортерах.

Качественная колодка не может стоить гроши, поскольку фрикционный материал, из которого делают накладки, не так уж и дешев, а от него напрямую зависит термостойкость и, следовательно, стабильность тормозных свойств автомобиля. Фрикционных смесей огромное множество, у каждой фирмы они немного отличаются.

Покупаем и ставим

На что обратить внимание при покупке? Прежде всего на внешний вид колодок. Если обнаружатся трещины или отслоившаяся от опорной пластины фрикционная накладка – поищите другие. Рабочая поверхность колодки мягкая на ощупь? Значит, была нарушена технология производства и проку тут не будет. Внимательно рассмотрите упаковку. Качество полиграфии должно быть если не безупречным, то хотя бы сносным. Желательно и наличие инструкции.

Если вы не уверены в своих силах, установку колодок лучше доверить специалистам автомастерской. Имеет смысл менять разом все передние (или задние) колодки, даже если предельно изношена только одна-две. В противном случае есть опасность заноса машины при торможении, ведь фрикционные свойства разных колодок могут отличаться, и колеса «схватывают» поэтому с разной силой.

Первое время после смены колодок ездите осторожней: пока их поверхности не притерты, торможение будет не таким эффективным. Как сберечь колодки от быстрого износа? Основной их враг – частые и резкие замедления. Поэтому старайтесь резко не тормозить, не забывайте и про торможение двигателем. Износ колодок зимой и осенью заметно увеличивается – не любят они слякоть! Если объезжать ямы с водой, дольше прослужат не только колодки, но и узлы подвески и трансмиссии.

Подпишитесь на «За рулем» в