После спячки

ПОСЛЕ СПЯЧКИ

Российские «тяжеловесы» в прошлом году не подвели: выпуск грузовиков и автобусов в стране увеличился на 12,7%, тогда как в 2002-м никакого роста не наблюдалось (от общего провала отрасль спас ГАЗ, который увеличил производство на 12%). «В 2003 году вырос спрос на грузовые автомобили в агропромышленном и топливно-энергетическом комплексах, а также в быстро развивающемся коммерческом секторе экономики», – сообщил руководитель департамента машиностроения Минпромнауки РФ Н. Сорокин. Словом, последствия обвального кризиса 1993–1994 гг., когда выпуск упал в 3,6 раза, кажется, можно считать преодоленными. В 2003-м постарались практически все производители.

За год наши автозаводы собрали 144 тысячи грузовиков, 50,5 тысячи шасси и 75,3 тысячи автобусов. Причем работали явно изобретательнее: в стране на четверть возросло производство спецтехники и автобусов на отечественных шасси, особенно газовских и камазовских. Это спрос свое диктует…

ГАЗ. Горьковский автозавод остается лидером по выпуску грузовиков (и микроавтобусов, кстати, тоже). С его конвейеров сошло более 108 тысяч грузовых машин и шасси (на 8% больше, чем в 2002 году), половина из которых «газели» модели 3302. Среднетоннажных ГАЗ-3308 и 3309 собрали почти в пять (!) раз больше, чем годом ранее. Причем распродали практически всё, что сделали. К концу нынешнего года ГАЗ намерен расширить свое присутствие в секторе среднетоннажников, начав выпуск городского грузовика «Валдай».

КамАЗ. Свежих КамАЗов на российских дорогах в минувшем году появилось около 20 тысяч (на 20% больше, чем год назад), часть из них – в виде спецмашин и вахтовых автобусов НефАЗ. В активе Камского завода – старт производства среднетоннажника КамАЗ-4308 грузоподъемностью 5,5 тонны, а также подготовка к серии двух большегрузов: седельного тягача КамАЗ-65116 (грузоподъемностью 15 тонн) и бортового КамАЗ-65117 (14 тонн).

УАЗ. Ульяновский завод на третьем месте в общем зачете «тяжеловесов». Выпуск спецавтомобилей и грузовиков увеличился почти на треть – до 22,6 тыс. штук. Самый значительный прирост (на 30–70%) – у грузовых версий «буханки» (УАЗ-3909, 39094 и 39095).

«ИЖ-Авто». Новые ижевские «каблучки» тоже в числе востребованных: за год выпустили 15 тысяч (на четверть больше, чем годом ранее). 2004-й на автозаводе обещают сделать годом качества. Для «большого рывка» в Ижевск пригласили новую команду топ-менеджеров во главе с М. Добындо, бывшим вице-президентом по производству АвтоВАЗа.

ЗИЛ. Московский завод им. Лихачева, оказывается, еще «очень даже может»: за год из заводских ворот вышли почти 7 тысяч «бычков» и 6 тысяч ЗИЛ-43336 (рост по разным моделям 2–20%). Здесь тоже свежие кадры в руководстве: придя на АМО «ЗИЛ» в начале 2003 года, они, кажется, сумели вытянуть завод из кризиса. Упор сегодня делается не на продажах «голых» шасси, а на собственном производстве спецавтомобилей – скажем, пожарной машины или кареты скорой помощи на базе «Бычка».

УралАЗ. Уральский завод в минувшем году немного подкачал, выпустив 6 тысяч грузовиков (на 10% меньше, чем в 2002-м). Причин называют несколько – срыв контракта с Ираком на поставку 1,5 тысячи машин, неэффективная работа товаропроводящей сети, дисбаланс в системе управления – и обещают исправиться, уже с новым руководством.

Некоторое количество тягачей, фургонов, пикапов добавили к основным производителям сборочные предприятия. В их числе тольяттинские «ВАЗинтерсервис» (более 3 тысяч коммерческих машин) и «Лада-Тул» (около 500), СП «ИВЕКО-УралАЗ» (93 грузовика), зеленоградский завод «Вольво» (80 авто), Саранский завод самосвалов (почти 1000) и НефАЗ. Свою лепту внес и калининградский «АвтоТОР», который в прошлом году начал собирать легкие грузовики КИА трех серий: сделано более 800 машин.

ИНОСТРАНЦЫ. Новых импортных машин («сканий», «вольво», «мерседесов», ИВЕКО, «рено», МАНов) за год в России было продано около 2,4 тысячи. Плюс прибыло еще примерно 10 тысяч новых грузовиков из ближнего зарубежья (МАЗов, БелАЗов, КрАЗов). Подержанной техники появилось около 35 тысяч единиц, в основном из Европы.

Между прочим, концепция развития автопрома прогнозирует, что через пять-шесть лет спрос на грузовики в стране возрастет до 310–330 тыс. шт. в год, причем российские автозаводы способны обеспечить эту потребность на 95%. Хотелось бы верить, но пока большинство новых отечественных разработок отстает от требований даже сегодняшнего дня, а иностранцы не дремлют…

АВТОБУСЫ. Российский автобусный парк в 2003 году прирос на 75,3 тыс. единиц (или на 13,8% больше, чем в 2002 году). За 12 месяцев прибыло около 30 тысяч новых «газелей» и «соболей», 20 тысяч УАЗов и 10 тысяч ПАЗов. К ним добавилось около 1500 автобусов КАвЗа и столько же ЛиАЗа, 700 НефАЗа, 550 «икарусов» сборки московской компании «Тушино-Авто» и 500 «уралов». Кроме того, по 100–250 машин вывели на трассы «Волжанин», ГолАЗ, «Скания-Питер», Мичуринский авторемонтный завод и нижегородский «Семар». Еще около 7 тысяч автобусов – в основном подержанных – ввезли из-за рубежа.

Бытует мнение, что наш человек выбирает технику исходя, во-первых, из цены (чем меньше, тем лучше, естественно), а во-вторых, ориентируясь на простоту конструкции (чтобы легче было отремонтировать). Данные же статистики говорят о другом: продажи самой ходовой и доступной модели отечественного седельного тягача КамАЗ-5411 (от 21 тыс. долл.) остаются неизменными который год, а спрос, скажем, на тягачи «Скания» (к примеру, модный «Гриффин» стоит от 65 тыс.

евро) за три года вырос в 7 раз, почти до 900 штук! Да и рост продаж седельных тягачей МАЗ-МАН (от 49 тыс. долл.) – тому подтверждение. Так что отечественным производителям есть о чем задуматься…

Продажи в РФ новых иностранных грузовиков в 2003 году (доли рынка в %)

Выпуск автобусов увеличен во многом благодаря ГАЗу.

Современных автобусов в России прибавляется. «Аврора» ПАЗа быстро завоевала симпатии пассажиров.

Производство грузовиков в РФ (шт.)

Подпишитесь на «За рулем» в