Бразильский профиль

БРАЗИЛЬСКИЙ ПРОФИЛЬ

Создав в 2001 году свой проект Griffin, российское представительство компании Scania, в сравнении с другими членами «Большой семерки», резко вырвалось вперед по продажам. Главная заслуга в этом принадлежала гибкой лизинговой схеме приобретения грузовиков и комплектации тягача, максимально приближенной к финансовым возможностям наших перевозчиков. В тот момент не было самого понятия «бюджетный грузовик», на российский рынок поставлялись автомобили, практически ничем не отличающиеся от тех, что продавали в Европе. И это были дорогие модели. Тогда за упрощенную конструкцию тягача, небольшую мощность и скудный набор опций Scania критиковали все кому не лень, но, оценив быстрый взлет Griffin, через годполтора кинулись вдогонку создавать свои варианты бюджетников. Успех шведов заставил по-другому взглянуть на складывающуюся ситуацию МАЗ и КАМАЗ. Впервые они почувствовали угрозу со стороны не подержанных европейских грузовиков-иномарок, а новых автомобилей. Не с проста первый платеж за Griffin был сопоставим с ценой нового отечественного грузовика. Именно после успешного старта продаж Scania руководство Камского автозавода задумалось о создании совместных предприятий с западными производителями компонентов. Понятно, что только повышая качество, ресурс и уменьшая эксплуатационные затраты, отечественные грузовики будут в состоянии выдержать конкуренцию с иномарками.

Жизнь не стоит на месте, конечно же, проект Griffin с течением времени изменялся. Мелких новшеств – множество, но хронология самых знаковых такова. Осенью 2004 года на смену 9-литровому 310-сильному двигателю пришел более мощный и надежный 11-литровый мотор. Его настроек в 340 и 380 лошадиных сил, а самое главное – момента, уже вполне хватало для обновленного Griffin даже на фоне конкурентов. С 2006 года взамен 9-ступенчатых коробок передач устанавливают более удобную, с 12+2 передачами коробку. В сочетании с мощным двигателем и экономичным гипоидным ведущим мостом тягач выиграл в динамике при сопоставимом с автомобилями, оснащенными 9-литровыми двигателями, и даже меньшем, расходе топлива. К этому сроку настало время дополнить продаваемую гамму грузовиков с кабинами серии CP19, средней длины и с повышенным расположением крыши, более комфортабельной серией SR19, такие автомобили получили название Scania Griffin Space. Конечно, увеличение внутреннего пространства кабины вышло не столь впечатляющим, как могло получиться при установке флагманской TopLine. Фактически это вариант TopLine, широкая и длинная кабина, но с несколько более низкой крышей. Все эти кабины применялись на грузовиках Scania 4-серии, ее сняли с производства в Швеции в конце 2005 года, но до начала 2008 года выпускали на заводе Scania Latin America Ltd. в бразильском городе Сан-Бернардо ду Кампо, это пригород Сан-Пауло. Бразильский филиал – основной поставщик Scania Griffin в Россию, отследить это можно по VIN-коду. У автомобилей шведской сборки на шильдике указано YS2, а у бразильских грузовиков – 9BS. Теперь этот завод перешел на выпуск автомобилей с кабиной R-серии или «пятой», ставшей «Грузовиком 2005 года» в Европе, то есть с той кабиной, что сейчас сходит с конвейера в Седертелье. Для России это знаковое событие – конкуренты Scania лишаются еще одного объекта для критики шведского тягача. У них в Россию шли почти столь же современные кабины, что и в Европу, и над Griffin с несколько «пожилым» обликом иронизировали. Однако разница между кабинами двух поколений, в первую очередь, во внешности и отделке интерьера. Каркас остался во многом прежним.

Самая скромная по размерам кабина по-прежнему носит обозначение CP19, она с крышей средней высоты и одной спальной полкой, хороша для региональных перевозок с небольшим плечом, там, где водитель в большинстве случаев успевает вернуться домой к вечеру. Как и у всех бюджетников, тоннель мотора возвышается над уровнем пола где-то на 350–400 миллиметров, ровный пол им не положен. Кроме того, под достаточно низкорослые самосвальные автопоезда и различные автовозы-бензовозы высокая крыша не нужна. Если же к тягачу с такой кабиной намечено подцепить фуру или тентованный полуприцеп, то аэродинамические вихри придется утихомиривать спойлером на крыше.

В отличие от Scania Griffin первых лет, у New Griffin рулевая колонка оснащена пневмофиксатором, а для нормального диалога между водителем и автомобилем, теперь уже плотно набитым электроникой, комбинацию приборов обучили русскому языку. В кабине комфортабельные сиденья для водителя и пассажира на пневмоподвеске. Интересная функция есть у пассажирского сиденья – оно может складываться. Благодаря этому, когда оно свободно, можно несколько увеличить внутреннее пространство. Однако действительно приличный объем есть у кабины CG19, ей оборудован новый Griffin с приставкой Space. В ней уже двухъярусный спальник, и потолок теперь не давит, позволяет водителю не гнуть спину на стоянках. Увеличение высоты дало возможность оснастить кабину полками-шкафчиками над ветровым стеклом, кроме того, изменили и ящики под нижней полкой спальника. Теперь к левому есть доступ с улицы. Вполне привычными для наших водителей становятся электростеклоподъемники и зеркала с подогревом и электроприводом, все это есть на Scania New Griffin Space. А чтобы не споткнуться, ночью выбираясь из кабины, шведы сделали подсветку ступенек.

Новое семейство Scania Griffin включает в себя пять моделей седельных тягачей с колесной формулой 4х2 и две трехосных 6х4. Двигатели известны по Griffin прежнего поколения, ясно, что в нормы Евро-3 они укладывались задолго до января 2008 года. Мощность в 340 л. с. снимают с 11-литрового мотора DC11 03, это самая низкая настройка. Следующая – 380 лошадиных сил, но в Россию с этой мощностью идут тягачи уже с 12-литровым мотором. В Европе с этих двигателей снимают 420 и даже 470 лошадиных сил, но это с турбокомпаундом. Так называют еще одну турбину, подкручивающую через редуктор коленвал. Обратите внимание, Scania в новом проекте и не думает возвращаться к моторам малого объема, хотя нынешнюю 9-литровую «пятерку» совершенно свободно можно раскрутить до необходимых 340 сил. Все же в России предпочтительнее большие двигатели. Коробки передач на выбор для 11-литровых моторов 12+2 и 9-ступенчатые, для 12-литровых только коробки с 12+2 передачами. Ведущие мосты только с одинарной передачей, причем даже на трехосных моделях. На двухосных Griffin установлены ведущие мосты с увеличенной допустимой нагрузкой до 13 тонн, что наверняка добавит им ресурса на наших дорогах. Напомним, что особенности исполнения ходовой части полнее всего у Scania можно отследить по буквенному обозначению. Буква «P» указывает на развозные грузовики и предназначенные для междугородних перевозок, а буква «G» – на автомобили, спроектированные для тяжелой работы по плохим дорогам. В первую очередь, это видно по раме, на классе «G» она прочнее за счет толщины и различных усилителей.

В целом новая гамма выглядит так:

- седельный тягач Scania P340LA4x2HNA Griffin;

- седельный тягач Scania P340LA4x2HLA Griffin, низкорамный;

- седельный тягач Scania P340СA6x4HNZ Griffin;

- седельный тягач Scania P380СA6x4HNZ Griffin;

- седельный тягач Scania G340LA4x2HNA Griffin Space, кабина с двумя спальниками;

- седельный тягач Scania G380LA4x2HNA Griffin Space, кабина с двумя спальниками;

- седельный тягач Scania G380LA4x2HLA Griffin Space, кабина с двумя спальниками, низкорамный.

Похоже, единственное, что пока объединяет новый Griffin со старым, – это верность барабаным тормозным механизмам. Конечно, откровенно негативного опыта эксплуатации тормозов на грузовиках Scania в России нет, но конкуренты на бюджетниках уже давно перешли на дисковые. Видимо, это станет поводом для очередной модернизации автомобилей проекта Scania Griffin.

Подпишитесь на «За рулем» в