Возить и только

ВОЗИТЬ И ТОЛЬКО

Период активного внедрения модели аутсорсинга в мире пришелся на 1990-е, и уже к концу прошлого века компании оценили ее преимущества. По результатам исследования, проведенного в 14 ведущих странах мира в 2006 г. среди 304 представителей высшего руководства 63% опрошенных подтвердили, что они передали в управление подрядчикам одну или несколько непрофильных функций. Из тех, кто осуществил аутсорсинг, 84% были настроены положительно и утверждали, что довольны работой аутсорсинговых компаний. По разным подсчетам, в США услугами профессиональных подрядчиков пользуются около 60% предприятий, в Европе – около 45%. Среди торговых компаний эта цифра еще выше. В США до 80% торговых сетей передают различные функции на аутсорсинг. В Европе этот показатель значительно ниже – всего 50–60%, а многие крупные компании предпочитают создавать собственные службы. Руководство компаний обращается к модели аутсорсинга, когда необходимо сохранить конкурентоспособность и значительно сократить затраты. В зависимости от вида аутсорсинга уменьшить расходы на непрофильные сферы деятельности предприятия можно на 10–40%.

Важное стратегическое преимущество аутсорсинга – возможность сконцентрироваться на ключевом бизнесе. Это позволяет топ-менеджменту не тратить свое время на то, что не приносит прибыли. При аутсорсинге компанию интересуют только цена и качество предоставляемых услуг, а все финансовые риски несет сам подрядчик. В торговле Северной Америки применяется в основном операционный аутсорсинг – эксплуатация объектов недвижимости, уборка помещений, логистика, управление персоналом, бухгалтерия и другие функции. С учетом специфики транспортного комплекса нас интересует, в первую очередь, логистика.

Эффективность измерить достаточно просто: необходимо проанализировать долю затрат на логистику до и после привлечения аутсорсинга. Однако при этом следует учитывать косвенные затраты (содержание склада, зарплата, налоги). Кроме того, благодаря переходу компании на аутсорсинг, происходит перерождение логистических подразделений предприятий. Теперь логисты больше не ищут машины, а переключаются на управленческие задачи – управление запасами, распределение продукции, анализ эффективности цепочки поставок и ее оптимизации.

Переход на аутсорсинг строится на том, что услуги подрядчика обходятся предприятию дешевле, чем самостоятельное управление непрофильной деятельностью, а качество услуг при этом повышается. Различают три разновидности аутсорсинга – функциональный (передача функций управления), операционный (передача функций производства) и ресурсный (отказ от собственных ресурсов и приобретение их на стороне).

Поэтому участники аутсорсингового альянса в логистике уверены, что в обозримом будущем аутсорсинг логистики будет пользоваться все большей популярностью.

Аутсорсинг как понятие не является чем-то совсем новым в экономической практике. Мировой опыт передачи несвойственных для данного предприятия функций на сторону, который насчитывает уже более 40 лет, позволяет говорить о том, что аутсорсинг выдержал проверку временем. Что же касается транспортных услуг, то при полнокровном развитии аутосорсинга в России ставший уже нарицательным вопрос: «А что скажет начальник транспортного цеха» – может просто уйти в прошлое. Но это при условии, что преимущества услуг, которые будут оказывать специализированные транспортные организации, ни у кого не будут вызывать сомнения.

Транспортники безусловно заинтересованы в развитии аутсорсинга, поскольку у них появляется дополнительный рынок услуг. А если это поле деятельности появляется, то его надо будет классифицировать, оценить, упорядочить.

Предприятие вопрос: «Что делать – собственный парк содержать или наемным пользоваться?» – будет возводит в разряд гамлетовских, хотя выбор у него скорее как у витязя на распутье: собственный, наемный транспорт или то и другое в определенной пропорции. Но за выбором одной из трех схем тут же возникает множество вопросов, на которые необходимо получить ответы до принятия конкретных решений. Каково оптимальное соотношение собственного и наемного транспорта в компании в зависимости от профиля деятельности? Какие факторы влияют на выбор марок и моделей автомобилей для подвижного состава компании? Где ремонтировать свой автопарк – строить собственную ремонтную зону или пользоваться услугами «на стороне»? Как грузовладельцу не ошибиться в выборе транспортной или экспедиционной компании-партнера?

В качестве примера процветающей компании, которая сделала ставку на преимущественно собственный транспорт, взята «Группа компаний Armadillo».

Подвижной состав «ГК Armadillo» насчитывает более 50 единиц автотранспорта. В его составе автомобили «Газель», МАЗ, Ford, Iveco, Scania. В настоящее время происходит обновление подвижного состава парка, и более половины малотоннажных автомобилей уже заменены на Ford Transit и Ford Transit Connect. Для бесперебойной работы собственного автопарка в период сильных зимних холодов все вновь приобретаемые автомобили компания дополнительно оснащает подогревателями двигателя, то есть тратит дополнительные средства.

Поскольку главная специализация – доставка высокостоимостных малых грузов, то для клиентов фирмы важное значение имеет внешний вид автомобиля, который забирает и привозит посылки. Поэтому, чтобы машины всегда выглядели, как новые, и для увеличения их срока службы компания сразу после приобретения автомобиля производит дополнительную антикоррозийную обработку кузова и скрытых поверхностей.

В ближайших планах оборудование всех автомобилей системой GPSнавигации, что позволит отслеживать автомобили на линии, автоматически планировать и контролировать маршруты их следования.

Собственный подвижной состав задействован в пятидневной работе, две-три машины выводятся на линию по субботам, в зависимости от производственной необходимости.

В прошлом году автотранспортное подразделение компании успешно прошло проверку Федеральной службой по надзору на транспорте.

Более чем годовая практика эксплуатации новых автомобилей Ford Transit и Ford Transit Connect не выявила ни одной серьезной поломки.

Обращения в сервис происходят только для прохождения регламентного технического обслуживания. В штате компании находится механик, в обязанности которого входит контроль за техническим состоянием собственного подвижного состава.

У фирмы нет своей ремонтной зоны, поэтому все техническое обслуживание и ремонт автотранспорта осуществляют профильные авторизованные центры и станции технического обслуживания.

Для обеспечения бесперебойного режима работы автопарка сформирован неснижаемый резерв запасных частей и расходных материалов, что в кратчайшие сроки позволяет отремонтировать на станции технического обслуживания и подготовить к выходу на линию любой автомобиль компании. Продукция всех поставщиков запасных частей проходит тщательный отбор, чтобы исключить риск приобретения контрафактных изделий.

Максимальное число ремонтов приходится на МАЗ и «Газель». Как правило, поломки бывают серьезного характера и не позволяют осуществить ремонт с минимальными временными затратами, поэтому простои из-за ремонта этих автомобилей выше, чем иномарок.

Заправка топливом происходит исключительно по топливным картам. Для каждого автомобиля, в зависимости от его технических особенностей и обслуживаемого им маршрута, существует лимит по ежедневной заправке. Постоянно ведется тщательный учет ежедневного пробега автомобилей и расхода топлива. Установлены нормы пробега автомобиля по отдельным маршрутам.

На все новые машины помимо страхования гражданской ответственности водителя компания оформляет КАСКО страхование, для всех остальных – только полис ОСАГО. Страховать от угона и повреждения автомобили с низкой остаточной стоимостью невыгодно.

Естественно, в компании соблюдают трудовое законодательство: рабочий день водителя восемь часов, все они проходят обязательный медицинский осмотр. Учет рабочего времени ведется по путевым листам. Все переработки четко фиксируются и оплачиваются водителям в двойном размере или компенсируются предоставлением дополнительных дней отдыха.

В компании существует Управление международных перевозок, в компетенцию которого в том числе входит таможенное оформление грузов. Кроме того она является общероссийским таможенным брокером и имеет статус экспресс-перевозчика, что позволяет оказывать клиентам полный комплекс услуг по таможенному оформлению импортных, экспортных и транзитных грузов в международном аэропорту Шереметьево. Таким образом, компания полностью содержит автопарк, не считая его обузой.

Казалось бы, никаких «за» в пользу аутсорсинга у компании «Armadillo» нет: современный подвижной состав, отработанные связи с клиентами,

С интересным и удачным примером передачи на аутсорсинг логистического обслуживания ОАО «КамАЗ» выступила на Московском международном логистическом форуме Резеда Акчурина, начальник отдела развития и ИТ «СТС-КамАЗ-Логистика». Прежде всего, надо сказать, что на КамАЗе к проблеме снижения потерь на всех стадиях производственного процесса подходят комплексно. Так, действует программа «Бережливое производство», в рамках которой действует подпроект «Внешняя транспортная логистика» как составная часть проекта «Оптимизация транспортных перевозок».

Подпишитесь на «За рулем» в