Лекарство от страха

ЛЕКАРСТВО ОТ СТРАХА

СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ

СТРАХОВАНИЕ

ЛЕКАРСТВО ОТ СТРАХА

ОЛЬГА ГОРДЕЕВА

Авария – всегда стресс. Первые минуты после нее – прострация. И если раньше приходилось судорожно соображать, как «развести» ситуацию, чтобы «не попасть на деньги» или чтобы самого не «кинули», то сейчас, когда вовсю действует закон об «автогражданке», думать приходится о страховом полисе. Заветный документ есть почти у 85% российских автовладельцев, поэтому в случае ДТП действовать нужно уже по-другому.

Как лучше поступать тем, кто попал в аварию, мы выясняли в компании «Росгосстрах», в ее московском центре урегулирования убытков – специализированном офисе, куда приходят люди, пострадавшие по вине застрахованных автовладельцев (такие центры есть почти в каждом городе).

ДОБРЫХ ДЕЛ МАСТЕР

– Ежедневно в наш офис приходит около 150 человек. Это люди, пострадавшие по вине автомобилистов, которые застраховали свою автогражданскую ответственность в нашей компании, – рассказывает директор Управления урегулирования убытков компании «Росгосстрах-Столица» Эмиль Юсупов. – Ведь раньше как было: что ни авария – «разборка». Но «автогражданка» делает свое доброе дело: потерпевший уже не ломает голову над тем, как взыскать с «врага» деньги за ущерб, а идет в компанию, где виновник ДТП оформлял страховку. Еще полгода назад люди покупали полисы только для того, чтобы их не штрафовали за отсутствие стикера, а кто кому и за что должен в случае аварии, не понимали. Теперь – звонят в страховую компанию, консультируются, приходят за возмещением убытков.

По словам Эмиля Юсупова, за год автомобилисты немного разобрались, что такое «автогражданка» и чем она отличается от добровольного страхования. ОСАГО защищает автовладельца от финансовых потерь, если он нанес ущерб другим участникам ДТП (то есть за вину водителя расплачивается застраховавшая его компания), а КАСКО дает возможность компенсировать потери при восстановлении своей машины (иногда по незнанию водители требуют возместить все ущербы за счет полиса ОСАГО – и чужой, и свой). И добровольную страховку россияне стали теперь оформлять охотнее, в дополнение к обязательной.

ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ

Так как же не остаться у разбитого корыта после аварии, если вы в ней не виновны? Первое, что советует «Росгосстрах», – записать номер «вражеской» машины. Казалось бы, просто. Но есть масса случаев, когда водитель скрывается с места ДТП, а понадеявшийся на свою память пострадавший потом гадает, с какой буквы начинался номер… Это нужно не только для ГАИ, но и для выяснения компании-страховщика, с которой придется иметь дело (если у виновника имеется полис ОСАГО). Если есть очевидцы аварии, записывайте и их данные. Так что ручка и блокнот в «бардачке» совсем не помешают…

Другие инструкции специалистов «Росгосстраха»: дождаться ГИБДД, не обещать другому участнику ДТП добровольного возмещения ущерба, не убирать машину с места аварии, при составлении ее схемы и протокола требовать точного отражения фактов, не принимать денег от других лиц в счет компенсации понесенного ущерба, не ремонтировать автомобиль до осмотра представителями страховщика. Также рекомендуется взять копию протокола и справки о ДТП и ни под каким видом не отказываться подписать протокол – лучше вписать фразу: «Не считаю себя нарушителем».

Помните, главное – получить максимально полные сведения о других участниках аварии: номер машины и Ф.И.О. ее владельца, номер полиса ОСАГО и компанию-страховщика. Если виновник ДТП отказывается сообщить информацию о полисе, попробуйте подключить для выяснения инспектора ГАИ (это вообще-то его обязанность – проверить наличие полисов). Не получится – любой страховщик поможет узнать эти данные, имея перед собой регистрационный номер машины.

– Если есть возможность непосредственно с места ДТП позвонить в страховую компанию – свою или «обидчика» – лучше ею воспользоваться. Это самый верный способ избежать ошибок, – рекомендует Эмиль Юсупов. – В «Росгосстрахе», например, для этих целей создан и уже почти год успешно работает Контакт-центр – федеральная круглосуточная служба консультационной поддержки. Позвонить нам можно из любой точки России. Для урегулирования убытков при ДТП специально отведена «горячая линия». Туда автомобилисты обычно звонят прямо с места аварии, а дальше опытные консультанты руководят их действиями, объясняют, какие бумаги необходимо заполнить, какую информацию от виновника ДТП и сотрудников ГИБДД получить. Причем обращаются к нам в Контакт-центр как клиенты «Росгосстраха», так и пострадавшие от их действий лица, даже совершенно посторонние автовладельцы.

ТЕЛЕФОНЫ КРУГЛОСУТОЧНОЙ

СЛУЖБЫ «РОСГОССТРАХА»:

федеральный: 8-800-200-0-900;

в Москве: 540-55-55 или 540-99-77;

для абонентов

сети Би-лайн и МТС: 0530;

«горячая линия» (для урегулирования

убытков при ДТП): 540-99-77.

НЕ НАДО ПАНИКИ!

– Число заявлений от потерпевших, особенно в последние месяцы, растет в геометрической прогрессии. Каждую неделю в одной лишь Москве «Росгосстрах» выплачивает за вину своих клиентов-автовладельцев более 10 млн. рублей. Теперь представьте, какая ноша снята с плеч автомобилистов, – говорит руководитель центра Эмиль Юсупов. – Работать с пострадавшими нелегко – ведь зачастую они не понимают: вроде в аварии виноват другой водитель, а оформлять все документы на получение компенсации приходится потерпевшему.

Чтобы избежать лишней нервотрепки и быстрее получить компенсацию за ущерб, важно представить компании-страховщику полный пакет документов. Его перечень есть в любом полисе ОСАГО. А если что-то непонятно – всегда можно позвонить, проконсультироваться. Главное – после ДТП собраться и выполнить ряд несложных действий. Их алгоритм изложен в полисе, поэтому совсем нелишне заранее ознакомиться с этой информацией. Вдруг да пригодится (тьфу-тьфу-тьфу!)…

– Люди изначально приходят к нам, «заряженные» отрицательными эмоциями, – продолжает Эмиль Юсупов. – Идут со всеми претензиями как к единственному ответчику, и каждый случай – своего рода маленькая трагедия. Мы понимаем: авария на дороге – случайность, от нее никто не застрахован. Поэтому стараемся спокойно разобраться, помочь, вывести из стресса. И многие уже на своем опыте убедились: «автогражданка» работает, неприятные сцены, которые раньше часто случались на дорогах, постепенно переводятся в плоскость цивилизованных отношений.

Подпишитесь на «За рулем» в