Не скрипите, колеса!

НЕ СКРИПИТЕ, КОЛЕСА!

АВТОКЛУБ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СМАЗКИ

НЕ СКРИПИТЕ, КОЛЕСА!

ВЯЧЕСЛАВ ЛУКЬЯНОВ

Некоторые детали и узлы автомобиля смазывать жидким маслом трудно – пришлось бы создавать более сложные и дорогие конструкции. Гораздо удобнее применять здесь пластичные смазки. Одновременно они могут выполнять защитные функции или играть роль уплотнительных материалов.

Каждая пластичная смазка включает три компонента: масляная основа (до 90%), загуститель (до 20%) и какое-то количество тех или иных, в зависимости от задач, модифицирующих присадок. Характеристики смазки во многом зависят от этих компонентов и их свойств.

Электропроводные защитные смазки. Область применения определяется самим названием. Например, это электрические соединения с гибкими печатными платами, различные реле, плавкие предохранители, лампы в патронах фар и фонарей и т. п. Эти смазки (фото 1) повышают надежность электросоединений, поскольку увеличивают электропроводность в месте контакта, одновременно защищая его от воздействия внешней среды. При ремонте смазанного узла или соединения облегчается его разборка.

Вокруг выводов аккумуляторной батареи нередко можно видеть кристаллические наросты солей свинца, подвергавшегося действию паров электролита. Для защиты выводов батареи от этого эффекта применяются специальные электропроводные смазки. В частности, весьма популярны пропитанные ими фетровые шайбы (фото 2).

Вместо часто рекомендуемого для этих целей вазелина ВТВ-1 годятся защитные смазки типа «Контакт-клемма», Batterie-Pol-Fett (фото 3).

Кстати, эти же препараты можно использовать и в других целях. Они, например, очень эффективны при защите от износа и коррозии шарниров в сцепных устройствах легковых автомобилей.

Высокотемпературные смазки с добавкой медного или никелевого порошка (фото 4) позволяют защитить свечи зажигания, крепежные элементы коллекторов двигателя и выпускной системы, другие термонагруженные детали. Эти смазки сохраняют свойства до температур 1000–1100°С, предотвращают коррозию деталей и их прикипание и обеспечивают электропроводность соединения.

В частности, подобные термостойкие материалы необходимы для защиты деталей дисковых тормозов. Таков синтетический препарат производства Permatex (фото 5). На крышке банки закреплена кисточка, удобная для обработки штифтов, направляющих втулок суппортов, поршней тормозных систем. Смазка не повреждает резиновые детали, но поддерживает их эластичность. А если нужно исключить прикипание дисков колес к ступицам и т. п., то годится и для этих целей.

Молибденсодержащие смазки (фото 6) снижают потери на трение в подвижных соединениях и узлах, повышают устойчивость рабочих поверхностей к задирам и этим существенно продлевают срок службы таких узлов. В качестве специальной присадки обычно выступает порошок дисульфида молибдена MoS2. Взаимодействуя с работающими деталями, присадка образует на контактирующих поверхностях тонкую защитную пленку, уменьшающую трение. Наиболее востребована такая смазка в высоконагруженных парах трения. Например, в подшипниках, ШРУСах и т. п.

Иногда применяют и другие присадки. Так, в российскую смазку МС-1000 входит ультрадисперсный порошок цинка.

Любопытно, что подобные смазки не намного дороже обычных.

Смазки с присадками-кондиционерами металла призваны максимально защитить трущиеся поверхности от задиров и износа. По заявлениям производителей, на стальных или чугунных деталях создается тонкий, но очень прочный защитный слой, обеспечивающий минимальное трение. На фото 7 – такая смазка с новым синтетическим кондиционером «второго поколения» SMT2, выпускаемая фирмой Steр Up (США).

Подпишитесь на «За рулем» в