Говори «кекко»

ГОВОРИ «КЕККО»

РЫНОК И СЕРВИС

В ГОСТЯХ У «СУБАРУ»

ГОВОРИ «КЕККО»

ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ. ФОТО АВТОРА

В Японии я услышал: «Пока не увидишь Никко – не говори кекко». «Кекко» по-японски означает «прекрасно», а Никко – национальный парк в двух часах езды на автомобиле к северу от Токио – один из самых, если не самый красивый на Японских островах.

Никко я видел – любовался храмовыми сооружениями и водопадами, а прикоснуться к «кекко» довелось благодаря тому, что неподалеку находятся Центр испытаний и развития компании «Субару», а также один из ее сборочных заводов.

ПО ЗАКОНАМ СИММЕТРИИ

Испытательный центр – это святая святых компании. Построен в 1989 году, 220 сотрудников заняты испытаниями и совершенствованием автомобилей; в их распоряжении скоростной трек 4,3 км и участки спецдорог. Фотографировать не разрешается, зато вопросы – сколько угодно.

Наши разговоры вокруг автомобильной философии «Субару» и ее симметричном полном приводе, к которому компания пришла в 1966 году и верна поныне.

Инженеры «Субару» убеждены, что у горизонтально-оппозитного мотора в сочетании с полным приводом масса преимуществ. Поршни расположены симметрично относительно коленчатого вала, продолжением которого служат коробка передач и карданный привод задней оси. В результате двигатель функционирует наиболее рационально, снижены вибрации и улучшена его сбалансированность при резком ускорении: он работает ровнее. Кроме того, мотор компактен и легок. Такая конструкция двигателя, ко всему прочему, позволяет снизить центр тяжести самого автомобиля при увеличении его спортивных возможностей. Горизонтально-оппозитный двигатель отличается мощностью и экономичностью.

Сотрудники центра испытаний не без гордости говорят, что главное достоинство автомобилей «Субару» – это удовольствие от вождения машины и общения с ней. При этом, обладая такими качествами и спортивным характером, она привлекает своей безопасностью. Примечательно, что в отличие от других компаний, разрабатывающих специальные спортивные версии своих автомобилей, «Субару» для участия в ралли использует фактически серийные. Во многом благодаря симметричному полному приводу «Субару» в течение трех лет подряд завоевывала Кубок конструкторов на чемпионате мира по ралли (WRC).

В отличие от трансмиссий с использованием электроники, которая подключает дополнительную ось при проскальзывании колес основной ведущей, трансмиссия «Субару» постоянно передает крутящий момент на каждое из колес. Но без электроники сейчас не обойтись. Контролирует поведение «Субару» система VDC (Vehicle Dynamic Control) – аналог известной ESP (Electronic Stability Program), применяемой на европейских и американских автомобилях. VDC управляет крутящим моментом, распределением тормозных усилий и тягой двигателя.

На «Субару» продолжаются работы по совершенствованию электронных систем управления автомобилем. Так, на свет появилось устройство ADA (Advance Driving Assist). Оно дает водителю дополнительные возможности, когда надо выйти из затруднительного положения на дороге. «Органами чувств» этой системы стали установленные под ветровым стеклом две миниатюрные стереокамеры и радары в переднем бампере. Вместе они в трехмерном пространстве оценивают получаемую информацию. В результате появилась возможность распознавать приближающиеся препятствия, в том числе те, которые водитель сам не видит, например, в условиях метели или тумана.

Система может подать предупреждающий сигнал (автомобили с такими устройствами появились на японском рынке в 2003 году), а может включить систему экстренного торможения. Именно на машине, умеющей тормозить самостоятельно, мне и довелось проехать в качестве пассажира на полигоне. Автомобиль замедлял ход, вплоть до полной остановки, при изменении скорости ехавшего впереди. Водитель при этом даже не касался тормозной педали и, как мне показалось, нарочно смотрел в боковое стекло.

А вот на трехлитровой «Легаси» со спортивной, более жесткой, подвеской и шестиступенчатой механической коробкой доверили самому дать за рулем пару кругов на скоростной дороге. Правда, желание надавить на газ ограничили: 150 км/ч. Эта машина еще только доводилась – покажут ее в такой комплектации на салоне в Париже, после чего начнутся продажи, в том числе и в России.

СЕКРЕТЫ КАЧЕСТВА

На автозаводе «Яджима» 8500 рабочих трудятся в две смены и выпускают ежегодно 497 тысяч автомобилей: каждый день – 1380 штук, то есть ежеминутно – автомобиль. Помимо «Субару», каждый месяц делают около 1000 СААБов 9-2 в рамках совместных программ с «Дженерал моторс». В производстве задействовано 1108 роботов – им полностью доверены все сварочные операции.

И все же больше впечатлило не обилие роботов и их самостоятельность, а отношение к человеку на заводе. Каждый час 10-минутный перерыв с производственной гимнастикой. Это не значит, что завод останавливается разом – у каждой бригады свое время. Смотришь, то здесь то там люди разводят руки в стороны, наклоняют корпус. Может, поэтому каждый рабочий в течение всего дня находится в тонусе, действия его четкие, правильные. А отсюда и качество, и производительность.

Похоже, в окрестностях Никко можно восхищаться не только природными и архитектурными ансамблями. Есть повод сказать «кекко» и в отношении того, что делают люди. По крайней мере, на предприятиях «Субару».

Подпишитесь на «За рулем» в