В одно касание

В ОДНО КАСАНИЕ

АВТОКЛУБ

ДИАГНОСТИКА: ДВИГАТЕЛЬ «ФОКУСА»

В ОДНО КАСАНИЕ

ГЕННАДИЙ ЕМЕЛЬКИН

«Форд Фокус» зарекомендовал себя надежным автомобилем. Но представим, что мотор, только что радовавший вас, вдруг умолк. Самое верное – обратиться к официальному дилеру: пусть разбираются специалисты! А если они далеко? Ждать помощи долго, а ведь порой удается устранить неисправность самому! В том, что это возможно, постараемся вас убедить – подготовки на уровне средней школы вполне достаточно.

Возьмем за основу «фордовский» двигатель рабочим объемом 1,6 л. Вооружимся показанным на фото 1 пробником со встроенной батарейкой питания и перемычкой.

Начнем с простого: повернем ключ в положение «зажигание». Лампочки горят, приборы включились? А работает ли бензонасос? Конечно, он спрятан далеко, в топливном баке, жужжит тихо, но внимательный водитель услышит. Полное молчание? Тогда проверим, не сработал ли часом инерционный выключатель, разрывающий цепь бензонасоса при ударе. Хотя его задача – спасти от пожара в случае аварии, не исключено, что ваш – из числа «неженок», реагирующих на неровности дорожного покрытия.

Этот выключатель находится справа, под панелью приборов. На фото 2 показана заглушка, сняв которую нажимаем на кнопку выключателя. Все равно насос не работает – тогда обратим внимание на монтажный блок. Вот он – в моторном отсеке, рядом с передней левой стойкой кузова. Здесь находятся те реле и предохранители, от которых зависит работа системы управления двигателем (фото 3).

Начнем с синего предохранителя F12 на 15 А (поз. 3 на фото). Из прилагаемой схемы понятна его роль: если он сгорел или «не контачит» (бывает и так), то «плюс» батареи не подается на реле бензонасоса – последний не включится.

Предохранитель цел – не ставя его в гнездо, проверим провод от «плюса» батареи до предохранителя. Зажим пробника цепляем за «минус» аккумуляторной батареи, а щуп – поочередно к контактам гнезда предохранителя. В одном случае должен загореться красный светодиод (на контакт подается «плюс» 12 В), в другом нет – ведь предохранитель вынут (фото 4).

Допустим, и эта цепь в порядке, тогда продолжим поиск – проверим, исправно ли реле бензонасоса. Вынем его из колодки и поставим перемычку между контактами 3 и 5 в монтажном блоке, имитируя работу реле (фото 5). Это просто – нумерация контактов указана на корпусе самого реле (фото 6). Включился насос – реле неисправно, требует замены.

Положим, не включился. Тогда перед нами два варианта. Первый – неисправность на участке цепи от контакта 5 реле бензонасоса в монтажном блоке до самого бензонасоса. Проверим. Зажим пробника прицепим к «минусу» батареи, а щуп – на контакт 5 реле бензонасоса в монтажном блоке. Горит зеленый светодиод? Значит, цепь от монтажного блока до бензонасоса в порядке, и тогда выходит, что неисправен он сам. Что-то мешает его работе – это могут быть и не электрические неисправности.

Второй вариант: на контакт 3 колодки реле бензонасоса в монтажном блоке не поступает напряжение 12 В. Мы уже убедились в том, что участок от батареи до предохранителя F12 в порядке и сам предохранитель цел, значит, остается проверить цепь от предохранителя до контакта 3 колодки реле. Зажим пробника – на «минус» батареи, а щуп – на контакт 3. Горит красный светодиод? Полный порядок! Не горит? Цепь оборвана в монтажном блоке.

А теперь вспомним, что при включении зажигания для работы реле бензонасоса последнее должно получить сигнал с главного реле. Это можно проверить, например, при вынутом реле бензонасоса. Но почему бы не проверить исправность и главного реле (поз. 2 на фото 3)? Вынем главное реле из разъема и поставим перемычку между контактами 3 и 5 его колодки, имитируя работу главного реле. В этом случае на контакт 1 реле бензонасоса должно поступить напряжение 12 В. Проверим это пробником, как было показано. Есть напряжение – значит, не в порядке главное реле. Если напряжения все-таки нет, то не исключено, что на контакт 3 колодки главного реле не поступает напряжение с предохранителя F8 (желтого, на 20 А – поз. 4 на фото 3).

Значит, ставим щуп пробника на контакт 3, а зажим – на «минус». Если горит красный светодиод, цепь исправна и напряжение есть. Нет – скорей всего предохранитель F8 сгорел. Нужно его заменить.

Кроме того, на контакт 1 главного реле должен поступать «плюс» 12 В с замка зажигания. Точно так же пробником проверим и его (конечно, включив зажигание). Должен гореть красный светодиод.

Остается проверить цепи между контактами 2 обоих реле и «массой». Как вы уже поняли, должен загореться зеленый светодиод.

Закончим почти традиционно: если рассмотренные нами цепи защищены охранной сигнализацией, дело сильно усложнится. Вот почему мы рекомендуем каждому автовладельцу заранее поинтересоваться «секретами» своей сигнализации: какие цепи она блокирует, как при необходимости ее отключить и т. д. Знать их не менее полезно, чем особенности засовов на даче. Не ровен час, пригодится!

Подпишитесь на «За рулем» в