Из искры...

ИЗ ИСКРЫ...

При прокрутке стартером коленчатого вала датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) подает сигналы контроллеру (блоку управления), а тот – управляющие сигналы на форсунки и катушку зажигания. В исправности ДПКВ и его электрической цепи можно убедиться, если лампа пробника, подключенного к разъему форсунки, ритмично мигает. Достаточно проверить одну форсунку. Если же сигнала нет, следует повторить проверку на других форсунках (этим исключим неисправности в соединительных цепях).

Переходим к высоковольтной части. Вынув один из свечных наконечников, вставляем в него пробник, прикрепив последний зажимом к шпильке верхней опоры двигателя. Можно вместо пробника воспользоваться исправной свечой, надежно соединив ее корпус с «массой» двигателя. Прокрутим стартером коленвал. Есть искра – значит, катушка зажигания с соответствующими электрическими цепями исправна. Во многих случаях этим и завершается проверка. Но все же не всегда…

Если искры нет, проверим электрическую цепь катушки. Взгляните на схему. От аккумуляторной батареи (см. рис.) поступает «плюс» 12 В к замку зажигания, а от него – дальше, к катушке зажигания. В цепи от батареи к замку зажигания установлен предохранитель F8 (зеленый, на ток 30 А), который находится в монтажном блоке. Если предохранитель сгорит, то все потребители, включаемые замком, не будут работать, а не только зажигание. Помните это!

Снимем разъем с катушки зажигания. Здесь три контакта: первый и третий – управляющие, второй – питание катушки. Если включено зажигание, на контакт 2 должен поступать «плюс» 12 В. Нет питания? Возможна неисправность замка или обрыв цепи. Случись такое, неисправность следует устранить. Но допустим, питание до контакта 2 доходит, а искры все же нет. Остаются три варианта – неисправность в катушке (например, повреждение обмотки), неполадки в цепях, соединяющих ее с контактами 58 и 59 контроллера, или дефект контроллера.

Проверим катушку. У нее разъем закрытого типа, поэтому воспользуемся булавкой. Вставим ее в разъем до упора в клемму контакта 1. Зажим пробника крепим к «минусу» батареи, а его щуп – к булавке. Включим зажигание: загорелась красная лампа? Тут все в порядке. Точно так же проверяем контакт 3. Итак, в обоих случаях красная лампа должна загореться, иначе катушка неисправна.

Если катушка в порядке, а искры нет, возможно, сигналы от контроллера не поступают на контакты 1 и 3 катушки (см. рис.). Провернем коленвал стартером: моргает лампа пробника – все в порядке, не моргает – это говорит о неисправности контроллера или обрыве цепи между ним и катушкой.

В заключение вернемся к ситуации, когда нет ни искры на свечах, ни сигнала на форсунках. В этом случае сразу проверим работоспособность датчика положения коленчатого вала. Он находится в нижней части блока цилиндров рядом со стартером. К контактам ДПКВ подсоединим щупы мультиметра, переведем его в режим измерения переменного напряжения и прокрутим коленвал стартером. Если есть переменное напряжение около 1,6 В – датчик в порядке. Но и в этом случае двигатель иногда не заводится, например, если оборвана цепь ДПКВ. Другой вариант – тут все в порядке, а капризничает контроллер. Как видите, иной раз в помощь прибору «подключают» голову!

Подпишитесь на «За рулем» в