«голубой огонек»

«ГОЛУБОЙ ОГОНЕК»

Так чем же так притягателен голубой свет?

КРАСОТА – СТРАШНАЯ СИЛА!

Теперь для украшения автомобиля разрешено использовать любой подручный материал. Хочешь – плексигласовый набалдашник на рычаг переключения передач, непременно с пластмассовой розочкой внутри, хочешь – деревянный руль на «копейку». А чего стоит веселенькая бахрома по периметру заднего стекла, срезанная с пяти вымпелов «Ударнику пятилетки»? С развитием малого предпринимательства в ход пошли наклейки «турбо», призывы «не обгоняй – обидно!» и знаки с неприличными профилями. Но все эти милые шалости – ноль без палочки по сравнению с габаритными лампочками нежно-голубого оттенка! Посмотришь – мило и по-домашнему, да и цена по карману даже тем, кто во всевозможных опросах значится как «временно неработающий».

Продавец ближайшего к редакции магазина автозапчастей сообщил нам, что одна такая лампочка стоит 60–70 рублей, но, к сожалению, «сейчас таких в продаже нет – разобрали: большой спрос на них!» Объяснить причину ажиотажа он не смог. И мы решили сами опросить столичных водителей.

Итак, обычный московский вечер после трудового дня, Садовое кольцо. Вместе с инспекторами 6-го отдела ДПС ГУВД Москвы мы «отлавливаем» «голубых» (в автомобильном смысле этого слова).

КРАСКИ НЕ БЫЛО ДРУГОЙ, ПОТОМУ И ГОЛУБОЙ…

Не прошло и десяти минут, как прямо на нас выехала синяя «пятерка». Мама дорогая, вот это аппарат! Две желтые полосы по всему кузову с множеством наклеек, подчеркивающих его принадлежность к миру формулы 1. Венчают законченный облик «пожирателя автострад» голубые лампочки вместо «габаритов». За рулем аппарата – юноша неожиданно интеллигентного вида.

Для начала инспекторы проверяют документы (все в порядке!), потом наступает мой черед: «Простите, а зачем вы поставили голубые лампочки?» Парень долго мнется, закатывает глаза вверх, прежде чем вымолвить: «Наверное, для красоты». Что ж, у каждого о ней свое понятие. Древние викинги рога на шлемах носили, а современные папуасы в уши здоровенные кости втыкают… Видимо, юноша прочитал все это в моих глазах и начал убеждать, что вообще-то у него установлены не лампочки, а светодиоды, а «они потребляют заметно меньше электроэнергии». Наверное, потому что синие. Ладно, так и запишем.

Следующим «голубым» был водитель «четверки», мужчина средних лет. Он почему-то на вопрос о цвете «габаритов» стал оправдываться: «Это не моя машина, а младшего брата; моя сломалась, вот и пришлось сесть за руль «четверки»… а сам я терпеть не могу ни глухой тонировки, ни синих лампочек!» Что ж, оправдания принимаются!

Через несколько минут, слегка померзнув, останавливаем черную «Волгу». Противотуманные фары светят как положено, зато основные – игриво расцвечены голубым. «Ой, а что, нельзя с синими лампочками? А мы и не знали!» – отвечают водитель и пассажир чуть ли не в один голос. Пока инспектор ДПС с укоризной объясняет, почему нельзя, водитель вдруг «вспомнил»: «Мы такую на заводе купили!» Так вот, оказывается, кто ввел в стране эту подозрительную моду на голубые «габариты» – газовцы! Обвинять автостроителей из Нижнего в таком странном и совершенно необъяснимом нарушении ГОСТа мы не собираемся, но вообще-то это по-русски: «Это не я, это Вася!»

Между тем транспортный поток все усиливается, и в нем то и дело мелькают «голубые». Вот еще одна черная «Волга» – натуральный «летучий голландец»! В темноте еле-еле пробивается слабый синий свет «габаритов» – если бы не фонари на улице, машина совершенно слилась бы с асфальтом. «А я не знаю ничего», – на традиционный уже вопрос отвечает водитель, дядечка, что называется, в возрасте. «Машина автобазы, я на ней только работаю. Механик выпустил на линию – значит, исправна». – «Так вас же вообще на дороге не видно!» – «Я-то всех вижу, а если что – спрашивайте с автобазы!» Да, вот это спокойствие… Наверное, в армии танкистом служил – ничего не боится!

Еще минут через десять тормозим веселенькую такую «девяносто девятую». Оказывается, она не просто так, а «при исполнении». «Боевая раскраска», видимо, чтобы издалека видели – таможенник едет!

В тот вечер мне никто так толком и не сумел объяснить, зачем все-таки надо было менять штатные лампочки на голубые. За вечер мы услышали многочисленные вариации на тему: «я уже такую купил», «в магазине других не было» и, в конце концов, «сейчас мода такая». Мода модой, но все как один остановленные нами «голубые» пытались назвать инициатором установки новых лампочек кого-то другого, но не себя – брата, начальника, завод-изготовитель… Что же это за мода такая, которой следуют, но при этом страшно стесняются?

Завершил картину нашего вечернего дежурства серебристый «Ниссан» с красными дипломатическими номерами (!) и голубыми «габаритами». Судя по цифрам номерного знака, автомобиль принадлежал посольству Аргентины. Интересно, а у них по Буэнос-Айресу можно разъезжать в таком виде?

А НАМ ВСЕ РАВНО…

Как бороться с таким странным поветрием? Однозначного ответа у меня нет. С позиций закона штраф или предупреждение – максимум, чем может наказать их сотрудник ДПС. Но что-то мы не слышали даже о таких попытках. Знакомый инспектор на мой наивный вопрос, почему же не останавливают, не наказывают, искренне удивился: «Да ты что, с Луны свалился? Не видишь, что на дорогах твориться? Не успеваешь всех, кто на «красный» пролетает, остановить, а тут какие-то «голубые»… Нравится так – пусть ездят, им же самим хуже». На самом деле хуже всем нам, а если ГАИ будет постоянно закрывать глаза на «мелочи» – сможет ли сотрудник увидеть «крупное»? Не факт…

Так что же делать? Как объяснить «голубым» водителям, что у них извращено чувство прекрасного, что они провоцируют аварийные ситуации? Запретить в магазинах торговать синими лампочками? Или радоваться тому, что не появилась в стране мода носить каску с рогами и здоровенные кости в ушах?..

КОММЕНТАРИЙ ГАИ

ДМИТРИЙ МИТРОШИН,

ЗАМ. НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛА

НИЦ ДОБДД МВД РФ

Лампы голубого цвета в габаритных огнях отнюдь не столь безобидны, как кажется на первый взгляд. Основное здесь – меньшая по сравнению с обычными лампами яркость. Это значит, что другие участники движения обнаружат такое транспортное средство гораздо позже, чем требует безопасность. Не будем сбрасывать со счетов и опасные «забавы» некоторых: желая подольше покрасоваться голубыми огоньками, они до последнего не включают ближний свет. Каково, выходя на неосвещенной дороге на обгон, вдруг наткнуться на такого «голубоглазого» идиота?

С правовой точки зрения установка голубых ламп тоже недопустима. Техосмотр с такой «красотой» не пройдешь – согласно ГОСТ 8769–75 «Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости», цвет передних габаритных фонарей, равно как фар ближнего и дальнего света, должен быть белым.

Если какой-то умник сразу после техосмотра вместо белых снова поставит голубые лампы, пусть не обольщается: сотрудники ГИБДД могут привлечь «голубоглазого» к административной ответственности по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ – управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» эксплуатация транспортного средства запрещена. Напомню тем, кто экзамены сдавал давно: пункт 3.1 приложения к Основным положениям запрещает начинать движение, если «количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствует требованиям конструкции транспортного средства». Между тем ни один автопроизводитель, даже самый «экзотический», не выпускает авто с голубыми габаритными огнями.

Наказание, правда, весьма незначительно: предупреждение или 50 рублей штрафа. Важнее другое: цена такому доморощенному «тюнингу» может быть несоизмеримо выше – лобовое столкновение с авто, водитель которого вовремя не заметил голубые огоньки.

Подпишитесь на «За рулем» в